У водителей и ворон, оказывается, есть много общего. Теперь это математический факт. Когда одни паркуются на забитом тротуаре, а другие рассаживаются на проводах, ими руководит одна и та же психическая иллюзия, связанная с восприятием пространства. Эту мысль взялся доказать чешский физик Петр Чеба из университета в Градец-Карлове. Он не поленился вместе с аспирантами измерить семьсот расстояний «от бампера до бампера» у машин, припаркованных в центре города Градец-Карлове, и отснять в несколько заходов тысячу птиц, которые приземлялись на один конкретный провод, а потом подвести под свои наблюдения твердую математическую теорию.

Втискиваясь между соседями, вы решаете: встать чуть левее или чуть правее. И тут, говорит Чеба, у вас включается свой «парктроник»: вы взвешиваете риск столкнуться. Это, похоже, жесткая программа, которая встроена в нас с рождения.

Фото: Alamy/Photas
Фото: Alamy/Photas

Если верить нейрофизиологам, «программа» вычисляет даже не абстрактный риск, а конкретное «время до удара». Мозг сначала оценивает видимый размер препятствия. Потом — как быстро растет его изображение на сетчатке глаза. Итог операции — время, за которое нужно успеть среагировать. И вот тут мы все делаем ошибку. Когда до препятствия остается совсем чуть-чуть, мозг решает, что время до столкновения пропорционально не дистанции, а дистанции в квадрате. То есть когда вы приближаетесь к другой машине и дистанция падает вдвое — вам кажется, что времени до удара осталось не вдвое, а вчетверо меньше. И вы тормозите раньше, чем на самом деле следовало.

Проверить эту идею на одном человеке нельзя. Придется разбираться со сложным букетом его привычек, которые заставляют его тормозить именно за десятую долю секунды до ожидаемого удара. Математикам проще иметь дело с «коллективным поведением» большой выборки. Из «закона больших чисел» и особенностей нашей психики Чеба вывел, что, например, зазор в 10% от длины машины должен встречаться на парковке в 1,42 раза реже, чем зазор в 20%, но вдвое чаще, чем зазор в 30%, и в 28 раз чаще, чем зазор в 50%. Прогнозы почти совпали с тем, что он измерил сам.

Но, главное, оказалось, что для ворон действует то же правило.

Если даже считать, что вороны «паркуются» похожим способом — то откуда в их небольшой голове такой изощренный математический аппарат? Говорят, что птицы умеют считать предметы и даже, возможно, складывать небольшие числа, но ведь не возводить цифры в квадрат и не пересчитывать скорости за доли секунды.

Фото: Alamy/Photas
Фото: Alamy/Photas

На самом деле мы тоже не возводим ничего в квадрат. И человек, и ворона проделывают свои расчеты бессознательно — это утверждают нейрофизиологи, на которых Чеба ссылается. «Программу» совместно отрабатывают сетчатка глаза и зрительная кора мозга, минуя сознание. Такая функция просто обязана была выработаться в процессе эволюции: поскольку столкновения чреваты травмой или смертью, естественный отбор должен был отсеять тех, чья реакция не была инстинктивно быстрой. Надо думать, механизм появился еще в глубокой древности — когда какой-нибудь ящер, общий предок и ворон, и людей, только осваивал бег на суше.

Наш врожденный механизм любит перестраховываться. Поэтому, например, между машинами и остается зазор в 20% (в среднем) длины автомобиля. В сумме такие зазоры дают массу «мертвой площади»: пока все не передоверят парковку роботам, воспользоваться этим пространством не выйдет. Куда хуже, когда этот механизм в мозгу срабатывает на дороге. Ему мы обязаны пробками. Точнее — одной парадоксальной разновидностью пробок.

Представьте, что поток неторопливо ползет. И вам, и водителю спереди приходится постоянно сбрасывать и прибавлять скорость. Поэтому чтобы не столкнуться внезапно, вы на всякий случай увеличиваете дистанцию до соседней машины. Трасса вроде бы способна пропустить всех. Однако получается, что вместо плотного потока машин с одной скоростью и небольшими интервалами огромный участок трассы забит неупорядоченной «кашей» из автомобилей. Как убеждены физики, такое случается довольно часто.

Из всего сказанного — два вывода. Пробок не избежать. А чтобы втиснуться в паркинг — не принимайте окончательного решения во время движения. Когда кажется, что уже предел, остановитесь и подумайте. Почти наверняка выяснится, что есть еще немного места. Не провороньте!

Кстати, Илья Сегалович вывел вот такой закон парковки:

«Процент криво паркующихся и писающих мимо унитаза совпадает. Это 15% московского мужского населения. У меня теория, что это одни и те же люди».

Дорогие члены клуба и подписчики, а как вам кажется, есть ли закономерности в том, как паркуются люди?