Как мысль становится мемом

Почему одни идеи в интернете распространяются с молниеносной скоростью, а другие никого не цепляют

Иллюстрация: Сноб.Ру; фотоматериалы: www.royal.gov.uk, wikipedia.org
Иллюстрация: Сноб.Ру; фотоматериалы: www.royal.gov.uk, wikipedia.org
+T -
Поделиться:

Группа математиков из США и Италии опубликовала в научном издании Scientific Reports статью, в которой объясняет механизм распространения мемов в социальных сетях.

Термин «мем» в 1976 году сформулировал ученый-биолог Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген». В его теории люди существуют в природе только для того, чтобы распространять свои гены, но человек может обмануть ее и оставлять в памяти поколений мемы — единицы информации, идеи, передаваемые людьми друг другу.

Социальные сети подходят для этого как нельзя лучше. Но хотя соцсети и блогхостинги существуют уже несколько лет, никто так и не может до конца понять, почему одни картинки, комиксы, «демотиваторы» и статьи «лайкают» и перепощивают тысячи людей, а другие проходят незамеченными. Почему, скажем, комиксы с Владимиром Жириновским, на которых он активно жестикулирует, есть в профайле почти у каждого, а идеи по избавлению Москвы от пробок в сетях популярностью не пользуются?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, исследователи построили сеть из 100 тысяч пользователей, объединенных друг с другом тремя миллионами взаимосвязей. При этом среди них были агенты, которые обещали размещать в сети идеи, картинки, комиксы и разного рода истории на «свои» темы. На этих людях моделировали распространение тех или иных идей в социальных сетях. Проще говоря, ученые анализировали, какие мемы незнакомые друг другу пользователи будут перепощивать, а какие нет.  Полученные данные впоследствии сравнивали с информацией о поведении 12,5 миллиона пользователей Twitter. Исследование продолжалось четыре месяца: с октября 2010 по январь 2011 года.

Оказалось, что совершенно неважно, насколько важна для общества идея мема. Не имеет значения также то, насколько известен и популярен его автор в реальной жизни, за пределами социальных сетей. На долговечность и скорость распространения новых идей в сети влияет только ее структура и вносимые исследователями ограничения на «кругозор» пользователей. Чтобы мем стал популярным, он должен попасть в «правильное» сообщество. Иными словами, мем, связанный с высокими технологиями, имеет шанс на долгую жизнь, если его запускает известный программист или дизайнер. Комикс с участием известного политика, скорее всего, станет популярным, если его начнут распространять люди, известные в политической тусовке. Получается, что для распространения своих идей в интернете не нужно быть известным политиком или знаменитым артистом, а вот иметь 5000 френдов, которым интересна тема мема, обязательно. Важны также лаконичность и простота мема и возможность легко его изменять, вносить свои коррективы.

Один из лучших инструментов для распространения мемов — сервис для ведения микроблогов Twitter. Сообщение длиной до 140 символов — отличная форма для мема, наряду с картинками и краткими подписями к ним. Несколько недель назад немецкий ученый Насир Навид вместе с коллегами по университету Кобленца-Ландау составил список условий для идеального твита. Для того чтобы короткое послание часто дублировали в своих блогах другие пользователи, в конце его должен стоять вопросительный знак. Эксперты выяснили, что такие сообщения ретвитят куда чаще тех, которые заканчиваются точкой или восклицательным знаком. Второе важное условие — наличие сильного эмоционального прилагательного. Лучше, если сообщение будет нести позитивный посыл, чем негативный. Впрочем, если сопроводить свой пост грустным смайликом, вероятность, что его перепостят, также резко возрастает. Наконец, в случае с твитами важна и тематика сообщения. Чаще всего пользователи ретвитят записи о праздниках и на экономические темы.

Комментировать Всего 10 комментариев

— заметил два мема. может там больше?

слева знаменитая «Цветочная девочка», звезда всей свадьбы.

Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген»

Сейчас читаю как раз. А по поводу мемов думаю, что это совершенно неконтролируемый процесс и предсказать это сложно)

Кстати, вот наисвежайший мем - ролик бельгийского телеканала TNT, менее чем за неделю набравший уже более 20 млн. просмотров!

Согласно исследованиям Unruly видео претендует на 1-е место в мире по скорости вирусного распространения

Все же это не мем в определении Доккинза. А популярность картинки, хотя меня и не зацепила - понятна. С одной стороны короткая и драматичная, а с другой общепонятный и ежеднвно большинством переживаемый вывод. По тем же критериям становятся популярными произведения масскульта.

Почему же не мем? Искусственно созданный для самой широкой аудитории с учётом этой самой потребности распространять мемы. Оба условия соблюдены:  динамичная сюжетная композиция создает ту самую структуру, а опора на базовые эмоции снимает ограничения на «кругозор» пользователей, что всё вместе определяет  вирусную природу распространения.

Даже в современной меметике это пожалуй не мем. Например смотрим в вики http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%EC Так мы можем договориться до того, что какой-нибуть кассовый фильм - типо Аватара или Титаника является мемом. Хотя в них наверняка присутствуют мемы. Как например в классике советского кино "Белом солнце пустыни". Например - Стреляли... По сути бессмысленное слова для людей, не представляющих контекста, к тому же преобразованного массовым сознанием.

Кассовый успех фильма - это комлексный результат работы прокатчиков, промоутеров, СМИ, сарафанного радио и факторов рынка киноиндустрии.

А "мемы — это репликаторы, то есть объекты, которые копируют сами себя".

Видеоролик, хоть изначально созданный в целях рекламы, распространяется добровольно в целях развлечения. Разумеется, он был определенным образом посеян, но вирусная природа его распространения как раз и делает его мемом, и при таких темпах распространения "классикой" интернет-видео он сможет стать уже совсем скоро.