Алексей Жеглов /

Богатые смотрят вперед, бедные — в прошлое

Ученые выяснили, что бедные люди чаще склонны анализировать события прошлых месяцев и лет, а богатых больше интересуют прогнозы на будущее

Иллюстрация: Corbis/Foto S.A.
Иллюстрация: Corbis/Foto S.A.
+T -
Поделиться:

К такому выводу пришли эксперты из Университетского колледжа Лондона во главе с математиком Стивеном Бишопом, проанализировав 45 миллиардов запросов в поисковой системе Google.

Методология исследования была достаточно простой. С помощью службы Google Trends исследователи проанализировали запросы, сделанные в 2010 году жителями 45 разных стран. Чтобы в результатах исследования не было «шума», из эксперимента исключили все страны, в которых активных интернет-пользователей было меньше 5 миллионов.

Исследователей интересовало соотношение цифр 2011 и 2009 в запросах. Этот коэффициент получил название «индекс ориентации на будущее» — future orientation index (FOI). Полученные результаты эксперты сравнили с показателями ВВП соответствующих государств, данные брали из справочника CIA World Factbook за июль 2010 года. Оказалось, между тем, что ищут пользователи в интернете, и тем, какой ВВП имеет их страна, существует прямая взаимосвязь.

Например, для России индекс FOI составил показатель 0,6 — это значит, что наши соотечественники почти в два раза чаще ищут информацию о прошлых событиях, чем прогнозы на будущее. ВВП России на душу населения при этом составляет 15 900 долларов. В Италии (ВВП на душу населения 30 100 долларов) индекс ориентации на будущее равен единице, во Франции (35 000 долларов), Великобритании (35 900 долларов) и Германии (37 900 долларов) он оказался выше — 1,2. «Худшие» результаты, как и следовало ожидать, показали жители бедных стран Африки.

Стоит особо подчеркнуть, что исследователи не остановились на достигнутом и провели схожий анализ для 2008 и 2009 годов. Результаты оказались ровно такими же.

Соавтор исследования, Тобиас Прайс из Бостонского университета, говорит, что в результатах исследования нет ничего удивительного: устремленность в будущее — один из факторов, которые приводят людей к экономическому успеху. Это справедливо и для отдельных личностей, и для целых государств.

Впрочем, есть и скептики. Например, экономист Грег Тейлор из Оксфордского института Интернета говорит, что результаты исследования объясняются исключительно тем, что в развитых западных странах просто больше анонсов ожидаемых промышленных товаров и культурных событий.

Так или иначе, результаты исследования могут иметь практическую пользу: с помощью подобных исследований можно будет, например, прогнозировать наступление рецессии и следить за уровнем потребительской активности в разных странах. Если в этом году пользователи начинают активно смотреть, что было в 2011-м, ждите рецессии. Эксперты также говорят, что индекс FOI может служить отличным индикатором «хорошего настроения нации».

Комментировать Всего 6 комментариев

Думаю, трактовка результатов некорректна.

Я ни в чем не уверен, но склонен предполагать, что заголовок стоит "перевернуть": богатеет тот, кто сосредоточен на будущем, тот, кто завяз в прошлом деградирует.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Теперь понятно, почему профессора истории - люди бедные ...

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Беднее футурологов?

Кстати, пара-тройка моих знакомых профессоров-историков усердно думают о будущем в свободное от изучения прошлого время. Я не назвал бы их юедными.))

В огороде бузина

Жители богатых стран ищут информацию о том, как "правильно" потратить деньги, которые у них есть в некотором избытке.

Жители бедных стран Африки, о которых здесь говорится, прежде всего заняты поиском и формированием своей идентичности и изучением опыта поведения в новых для них ситуациях. Вспомните, как устроены африканские страны. Все они далеки от состояния национального монолита, мейнстрима мировой экономики и "цивилизованного" быта. Чтобы это освоить, надо изучить себя, понять своё место и свои возможности и т.п. Так что именно они (пользователи интернета, а не все жители беднейших стран) заняты поиском своего будущего с использованием опыта. А для жителей богатых стран "будущее" ограничивается вопросом, как потратить завтра лучше, чем вчера.

И вообще, положим вы занимаетесь разработкой прогноза и стратегии. Статистика ваших обращений к прошлому при этой работе на порядки перевесит статистику обращений к будущему.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Таня Ратклифф

Согласна :).  Я сама занимаюсь этими самыми прогнозами и стратегией и могу подтвердить, что лучший способ предсказывать будущее - изучить прошлое.  Можно придраться и к тому, что подборка интернет-пользователей в разных  странах, наверняка, не идентичная.  Не удивлюсь, если в Африке доступ имеют только состоятельные по местным меркам люди.  Политическая и экономическая ситуация тоже может влиять: где-то народ читает подробности о революциях, а где-то ждёт выхода из финансового кризиса.  

Есть, конечно, и несколько объективных причин для западных граждан смотреть прогнозы: пенсия, к примеру, вкладывается в фондовый рынок, надо выбирать фонды и акции, страховку каждый год надо заново вбирать и т.д..

В общем, недостаточно в статье информации, чтобы подтвердить основной вывод :).

Эту реплику поддерживают: Алексей Юпитов