К такому выводу пришли эксперты из Университетского колледжа Лондона во главе с математиком Стивеном Бишопом, проанализировав 45 миллиардов запросов в поисковой системе Google.

Методология исследования была достаточно простой. С помощью службы Google Trends исследователи проанализировали запросы, сделанные в 2010 году жителями 45 разных стран. Чтобы в результатах исследования не было «шума», из эксперимента исключили все страны, в которых активных интернет-пользователей было меньше 5 миллионов.

Исследователей интересовало соотношение цифр 2011 и 2009 в запросах. Этот коэффициент получил название «индекс ориентации на будущее» — future orientation index (FOI). Полученные результаты эксперты сравнили с показателями ВВП соответствующих государств, данные брали из справочника CIA World Factbook за июль 2010 года. Оказалось, между тем, что ищут пользователи в интернете, и тем, какой ВВП имеет их страна, существует прямая взаимосвязь.

Например, для России индекс FOI составил показатель 0,6 — это значит, что наши соотечественники почти в два раза чаще ищут информацию о прошлых событиях, чем прогнозы на будущее. ВВП России на душу населения при этом составляет 15 900 долларов. В Италии (ВВП на душу населения 30 100 долларов) индекс ориентации на будущее равен единице, во Франции (35 000 долларов), Великобритании (35 900 долларов) и Германии (37 900 долларов) он оказался выше — 1,2. «Худшие» результаты, как и следовало ожидать, показали жители бедных стран Африки.

Стоит особо подчеркнуть, что исследователи не остановились на достигнутом и провели схожий анализ для 2008 и 2009 годов. Результаты оказались ровно такими же.

Соавтор исследования, Тобиас Прайс из Бостонского университета, говорит, что в результатах исследования нет ничего удивительного: устремленность в будущее — один из факторов, которые приводят людей к экономическому успеху. Это справедливо и для отдельных личностей, и для целых государств.

Впрочем, есть и скептики. Например, экономист Грег Тейлор из Оксфордского института Интернета говорит, что результаты исследования объясняются исключительно тем, что в развитых западных странах просто больше анонсов ожидаемых промышленных товаров и культурных событий.

Так или иначе, результаты исследования могут иметь практическую пользу: с помощью подобных исследований можно будет, например, прогнозировать наступление рецессии и следить за уровнем потребительской активности в разных странах. Если в этом году пользователи начинают активно смотреть, что было в 2011-м, ждите рецессии. Эксперты также говорят, что индекс FOI может служить отличным индикатором «хорошего настроения нации».