Словенский творческий коллектив NSK (Neue Slowenische Kunst, «Новое словенское искусство») чаще всего вспоминают в связи с его музыкальным крылом, группой Laibach. Но суть этого странного проекта — что-то среднее между тоталитарной сектой и милитаризованной клоунадой — лучше всего передает их акция из тех времен, когда за такие штучки даже в либеральной по социалистическим меркам Югославии можно было ухать отдыхать в лагерь Голи Оток. Культ вождя проявлялся в том числе и в спортивном празднике «День юности» 25 мая, в день рождения Тито. Каждый год по поручению Скупштины творческие коллективы из разных республик СФРЮ должны были представить на конкурс плакаты к празднику. В 1987 году победителем был признана работа словенского художника: олицетворение юности и силы, молодой мускулистый мужчина с факелом и флагом Югославии, на древке сидит голубь мира. Проект победил на конкурсе, стал официальным символом «Дня юности — 1987» и вышел на обложке всех федеральных изданий страны.

Вскоре после этого разразился жуткий скандал: выяснилось, что этот плакат — плагиат. Но скандал разразился не из-за самого этого факта, а из-за сути оригинала: на картине «Третий Рейх» Рихарда Кляйна, любимого художника Гитлера, тот же самый юноша держит флаг со свастикой, а на древке сидит орел. Авторы крамольного плаката  в свою защиту заявили, что вовсе не хотели сравнить Иосипа Броз Тито с Гитлером (что в стране, где культ партизан — основа государственной идеологии, было бы чистым самоубийством), а всего лишь хотели подчеркнуть сходство тоталитарной эстетики. Как ни удивительно, членов художественной группы NSK — а это были именно они — не стали подвергать уголовному преследованию. Через год «День юности» проводить не стали, а еще через четыре «братство и единство» Социалистической федеративной республики Югославия прекратило свое существование в пламени кровавой осады Вуковара.

Творческий метод NSK и разных групп, входящих в него: музыкантов Laibach, графиков Novi Kollektivizam (авторов того самого плаката), художников IRWIN, театральной труппы и так далее, они сами обозначают парадоксальным термином «ретроавангардизм». Если не вдаваться в искусствоведческое умствование по этому поводу, то вкратце его суть можно объяснить так: чтобы переосмыслить тоталитаризм (и подтолкнуть его к падению, как показала история с плакатом), нужно довести до абсурда его эстетику и идеологию. Художник должен быть тоталитарнее самого тоталитаризма: творчество только коллективное, всякая индивидуальность в искусстве запрещена, работы не подписываются. Активно используется тоталитарная символика — собственно, работы по большей части из нее и состоят. Первые альбомы Laibach — это абстрактный мрачно-торжественный грохот, перемежающийся речами Тито и обрывками военных маршей. В изобразительных работах миксуются символы власти — политические, религиозные, в том числе позаимствованные или слегка измененные у весьма неоднозначных идеологий, что нередко вызывает скандалы у неподготовленного зрителя. Впрочем, у NSK находятся и самые неожиданные поклонники: например, православный священник, сфотографировавшийся с членами группы на фоне работы с их излюбленным символом — черным крестом. А осмысление сути государства они довели до логического финала — основали собственное и в рамках арт-проекта выдают всем желающим паспорта NSK State.

И выставка, проходящая в лондонской галерее Calvert 22 в рамках масштабной ретроспективы NSK, так и называется — «Время для нового государства» (Time For A New State). Там в компании профессионального гида и историка искусства можно будет увидеть одну из самых оригинальных творческих интерпретаций эпохи и идеологии, с которой мы знакомы не понаслышке.

Ждем вас 28 апреля по адресу: 22 Calvert Avenue, London E2 7JP

Начало мероприятия в 18.00

Записаться можно в комментариях.