Творчество великого шведского режиссера Ингмара Бергмана сейчас занимает центральное место среди экспозиций, представленных в Мультимедиа Арт Музее. На первом этаже посетители могут увидеть мультимедийную инсталляцию «Ингмар Бергман: человек, который задавал сложные вопросы», подготовленную совместно со Шведским институтом (Стокгольм). На последнем — фотографии со съемочных площадок известных кинокартин Бергмана, предоставленные шведским фотографом Бенгом Ванселиусом, который многие годы сотрудничал с режиссером и был хранителем его архива.
Рассказать об особенностях экспозиции должна была основатель и директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. Но к приходу участников проекта «Сноб» она не успела решить все рабочие вопросы, поэтому экскурсию по музею провела заместитель директора по выставочной работе Анна Зайцева.
Анна начала экскурсию с инсталляции, которая представляет собой знаковые сцены из фильмов Бергмана, разложенные на пяти мультимедийных экранах. Эпизоды сопровождаются комментариями самого Бергмана из интервью разных лет. Фоном для конструкции, созданной сотрудниками Шведского института, служат фотографии пейзажей маленького живописного острова Форе в Балтийском море, на котором режиссер провел последние годы жизни.
Творчеству Ингмара Бергмана посвящена еще одна выставка в музее. Это фотопроект, позволяющий в прямом смысле окунуться в атмосферу легендарных картин режиссера. В темном зале представлены фото со съемочных площадок таких фильмов Бергмана, как «Летняя интерлюдия», «Девичий источник», «Тишина» и другие. Это не кадры из фильмов, а именно снимки мизансцен, сделанные фотографами, которые в разные годы сотрудничали с режиссером. «Специальный кадрированный свет делает выставку про кино действительно кинематографичной», — отметила Анна Зайцева. Бергман любил снимать процесс создания собственных картин на 8-миллиметровую камеру, однако сам никогда не позировал и страшно злился, когда друзья, пропустив важный момент, просили его повторить что-то. «Смотрел так, что хотелось поскорее уйти от его взгляда», — процитировала Анна слова Бенга Ванселиуса.
В Мультимедиа Арт Музее выставлены работы еще одного известного режиссера — представителя нового немецкого кино 70-х годов Вима Вендерса. Участникам проекта «Сноб» рассказали о серии фотографий «Картины с поверхности Земли», работу над которой Вендерс начал в 1980-х и которой посвятил более 20 лет. В фокусе — природные ландшафты и городская среда. Фотоработы немецкого режиссера — единственное цветное пятно среди множества черно-белых работ в музее. Большие размеры и использование ярких красок делают работы Вендерса очень запоминающимися. Режиссер категорически отказался показывать свои фильмы в ММАМ и объяснил это тем, что теперь зрители должны узнать его как фотографа. В музее представлены панорамные фотографии, сделанные Вендерсом в Германии, Израиле, Америке и других странах. «Автора, скорее всего, интересовал не человек, а те следы, которые он оставляет в мире, на поверхности Земли», — объясняет экскурсовод.
Оставшееся время участники проекта провели в залах, где были представлены работы известного китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя, сделанные еще в те годы, когда он спокойно мог передвигаться по миру. Сейчас ему запрещено покидать пределы Китая и тем более давать интервью иностранным журналистам. Работы Ай Вэйвэя, выставленные в ММАМ, — итог его поездки в Нью-Йорк, затянувшейся на 10 лет. «Знакомого мне Нью-Йорка больше нет. Ист-Виллидж выглядит совсем по-другому, а многие из людей с моих фотографий уже покинули этот мир... Сегодня, обращаясь к прошлому, я понимаю, что эти фотографии — факты истории, хотя и необязательно достоверные», — описывал историю создания выставки автор.
Несмотря на позднее время, посетители не спешили покидать музей. Послушав рассказ Анны Зайцевой, они отправились по выставочным залам, где подолгу останавливались перед понравившимися работами.