Почему в поездах на российских железных дорогах кормят так... невкусно? Речь идет не о меню вагонов-ресторанов, хотя и в них часто аппетит во время еды не приходит, а о стандартных наборах питания, которые пассажиры обычно находят на столике своего купе. По мнению ресторатора Михаила Зельмана, еда в поездах попросту несвежая. Кухня, холодильник, склад, дорога на вокзал, снова склад и только потом вагон поезда — от момента приготовления до момента потребления обычно проходит несколько дней, продукты портятся и за это время практически перестают быть съедобными.

Основатель сети ресторанов «Гудман», «Филимонова и Янкель» и «Мамина паста» уверяет, что его новый проект перевернет представление людей о качестве питания в поездах. Поможет в этом ресторатору Зельману технология Long Life Fresh Food, благодаря которой готовый продукт может оставаться свежим целых две недели, что как раз так необходимо РЖД.

Изобрели технологию «Свежим продуктам — долгую жизнь» в конце 90-х параллельно в Австралии и Новой Зеландии. Именно там придумали готовить еду, выражаясь языком специалистов, в модифицированной газовой среде. На практике это означает, что с момента доставки на кухню продукты не контактируют с воздухом (вместо этого при варке, сушке и обжарке в специальные скороварки закачивают озон, углекислый газ и азот). В этой особой газовой среде бактерии перестают размножаться, а значит, готовый обед в «правильной» упаковке долго не будет портиться. Вдобавок еду на кухне доводят не до 100, а до 99 процентов готовности. Сразу после этого блюдо охлаждается до минус трех градусов. При использовании такого метода молекулярная структура остается неизменной (в отличие от распространенного в России «шокового охлаждения»), а значит, вкус куриной котлеты и через две-три недели хранения будет таким, словно вы только что схватили ее со сковородки.

Как говорит Михаил Зельман, железнодорожное меню уже составлено. Особой изобретательностью по сравнению, например, с блюдами из ресторанов Зельмана комплексный обед отличаться не будет. Но этого и не требуется. «В дороге, как показывает наше исследование, — рассказал ресторатор, — люди не ждут гастрономических приключений и гастрономического отдыха. Главное — подкрепиться калориями и заморить червячка. По этим критериям наше питание будет действительно достойным».

Другой критерий — цена. Стоимость набора продуктов по требованию заказчика — РЖД — не должна превышать 250 рублей. Зельман утверждает: «В эти цены мы вписываемся, что касается вкусовых качеств, то мне, по крайней мере, не стыдно. Недавно я летал с партнерами на арендованном самолете. Мы погрузили на борт наше питание и дали его всем попробовать. Представьте себе, даже люди требовательные были всем довольны». До запуска линии попробовать эти блюда не получится, но проекту «Сноб» удалось выяснить, как они будут выглядеть.

Компания «Арпиком», принадлежащая Михаилу Зельману и Искандеру Махмудову, выиграла тендер РЖД на поставку питания в апреле 2008-го. Сейчас под Санкт-Петербургом строится первая фабрика по производству комплексных обедов, всего же их будет пять: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новороссийске и Ростове-на-Дону. Оборудование для фабрик закупается в Израиле. Обслуживать конвейер будут всего 80 человек, и это еще один большой плюс проекта: человеческий фактор, из-за которого качество продуктов может пострадать, сведен к минимуму.

 

Фабрика-кухня под Петербургом заработает через три месяца. Тогда же обеды от Зельмана смогут попробовать и первые пассажиры скоростного поезда «Сапсан». Стоимость билетов, в которую будет входить и стоимость питания, по словам пресс-службы РЖД, пока не утверждена и станет известна ближе к запуску поезда.

 

Александра Перепелова