Вера Рыклина /

Пробежаться с писателями

Как рекламировать чтение, чтобы к людям вернулась любовь к книге

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

И вроде бы хорошая идея: классики русской литературы переоделись в спортивные костюмы и рекламируют чтение на знакомом всем «спортивном языке». Именно так выглядит новая социальная реклама «Занимайся чтением» — Пушкин, Толстой и Чехов на службе у Роспечати, запустившей эту, безусловно, смешную и привлекающую внимание акцию.

Пушкин в красном тренировочном костюме призывает: «Начинай с небольших текстов, постепенно увеличивай нагрузку». Чехов напутствует: «Три подхода по семь страниц ежедневно, и результат заметен через неделю». Толстой обнадеживает: «Не сдавайся, — на 500 странице откроется второе дыхание».

Вроде бы все правильно: спорт в фаворе, не отягощенный глубоким подтекстом юмор — тоже. Такие баннеры заметят, сюжеты будут пересказывать, а картинки пересылать друг другу. Как говорится, то, что доктор прописал. Но что-то тут не так.

Юрий Пуля, начальник управления книгоиздания, полиграфии и периодической печати Роспечати, объясняет смысл акции так: «Нам показалось интересным представить классиков литературы не как замшелый товар, а актуализировать их в непривычной роли».

Другими словами, классиков, вместо того чтобы сбрасывать с корабля современности, решили подретушировать, переодеть и обучить речевой манере, понятной, по замыслу авторов, целевой аудитории.

Эдакая честная попытка протащить как будто безнадежно отставших от жизни Волконских и Онегиных в современную интересную и полную событий действительность.

Может быть, такое и работает, и вид Толстого в спортивном костюме так впечатлит подростков, что они тут же побегут в библиотеки. Но я точно знаю, что во всем мире социальная реклама, пропагандирующая чтение, обычно построена ровно на противоположном принципе: настоящая жизнь скучна, а книга откроет перед нами удивительное и неизведанное.

Люди читают все меньше. Для этого даже не нужны специальные исследования, достаточно просто вспомнить, сколько читающих мы видели в метро 15 лет назад, и сколько их сейчас. Это подтверждают и национальные опросы в разных странах. Вот, к примеру, данные ВЦИОМа: если в 1996 году ежедневно читали книги 31% опрошенных, то в 2010-м — только 22%.

Мэри Хофт из Висконсинского университета несколько лет назад провела любопытное исследование среди собственных студентов: она выяснила пять основных причин, из-за которых молодежь мало читает. Получилось достаточно универсально: лень, нелюбовь к чтению, отсутствие интереса, обилие различных дел и необходимость вести социальную жизнь.

И действительно, какие уж тут книги: в машине не почитаешь, на работе не до того, вечером надо успеть заехать в магазин, заглянуть в спортзал, пообщаться с семьей, проверить почту и «Фейсбук». Раньше читали перед сном, теперь в кроватях смотрят фильмы на ноутбуке. Мой знакомый по полчаса с утра сидит в туалете — говорит, это единственная возможность хоть немного почитать.

Но он теперь, скорее, исключение: ему еще интересно. Большинству — нет. О том, как возродить интерес к чтению, спорят много и везде. Некоторые считают, что лучший способ — это поддержка книгоиздания: мол, чем больше будет хороших и красивых книг, тем легче будет ими заинтересовать рядового гражданина. Этим путем идут многие западные страны, создавая очень серьезную систему господдержки издательств. Другие, напротив, считают, что пришло время смириться с постепенным угасанием бумажного книжного рынка и следует сделать упор на новые технологии: ридеры и интернет-библиотеки. Недавно выяснилось, что электронные книги способствуют чтению: за 2011 год американцы, пользующиеся ридерами, прочли почти в два раза больше книг, чем их сограждане, предпочитающие бумажные носители.

Тем не менее большинство социологов сходится в одном: чтение не очень-то вписывается в современную жизнь. Но даже из такого факта можно извлечь выгоду; то есть убедить обывателя, что литература — это совсем из другой жизни, и вообще-то в той жизни очень много занимательного.

«Чтение — это дверь в другой мир» — под таким лозунгом вышла рекламная кампания британского книжного проекта National Book Tokens. На постерах обычные люди в разных интерьерах читают книжки, а за ними открывается дверь, в которую видно совсем другую действительность. То самый обычный мужчина читает что-то увлекательное с погоней или побегом, то ничем не примечательная женщина попадает в сказку про принцесс и рыцарей, то за девочкой из леса подсматривает популярный детский персонаж Груффало.

Приблизительно эту же идею, кстати, использовал победитель недавнего конкурса социальной рекламы «Читать не вредно. Вредно не читать» издательства ЭКСМО — мальчик стоит на книжках и смотрит из-за высокого забора на загадочный мир с замками, воздушными шарами и фрегатами.

А в Австралии сделали рекламу под слоганом Read a book on a bus and be miles away; смысл понятный: читай в автобусе и проедешь свою остановку, потому что зачитаешься и забудешься.

При взгляде на такие плакаты невольно вспоминаются некоторые из прочитанных книг и то удовольствие, которое они доставляли. И действительно хочется что-нибудь почитать, и может быть, даже прокатиться в автобусе и проехать свою остановку. Увидев Толстого в спортивном костюме, я разве что обрадовалась тому, что уже прочла «Войну и мир» и больше делать этого не обязана.

Комментировать Всего 13 комментариев

«Чтение — это дверь в другой мир» - удачный слоган

Вот, Хемингуэй, перечитывая в Африке «Казаков», размышлял, что мы побывали в странах, о которых читали и т.п. В общем, не хитрая мысль, но, если людям не надо ни в Африку, ни про казаков? Не хочу про народ говорить некрасиво, типа, они хотят в Турцию и пива, но… Может, любая реклама этого дела хороша. Если кто-то оплатил такую, пусть будет. Все же не ясно, какой бонус эта реклама обещает? Например, пропали прыщи – пришла девушка, съел батончик – выиграл, а будешь читать и что?.. Нужно додумать продолжение.

Эту реплику поддерживают: Вера Рыклина, Алена Рева

может, начать с рекламы турецких авторов тогда?-)

Горячо поддерживаю! :) Орхан Памук  "Воспоминания о Стамбуле" - очень неплохая книга и нобелевский лауреат опять же ...

Эту реплику поддерживают: Вера Рыклина, Ирина Камаева

Эльчин Сафарли и Яна Темиз (хотя она - наша в Турции)

да-да, это, кажется, та же акция

Есть такой ход в разных мультфильмах по библейским текста: мальчик/девочка читают Книгу и попадают в сюжет, наблюдают и задают вопросы героям. Так же, помнится, построен мультфильм про космических пиратов, которые приснились мальчику, слушавшему на ночь «Остров сокровищ».

Так и рекламу классики можно наснимать о молодых людях – читателях, попадающих в самые захватывающие ситуации в каких угодно произведениях. А для удешевления процесса просто встраивать «субъектов рекламы» в избранные отрывки существующих фильмов по этой классике.

Эту реплику поддерживают: Вера Рыклина

Ага, а в конце ролика Наташа Ростова бросила Пьера Безухова с ребенком и ушла с персонажем в его время - грызть батончики,  пить энергетики и тусоваться :))

Эту реплику поддерживают: Яков Ратнер, Вера Рыклина

Нет. Наташу интересно увести гораздо раньше, а не когда уже "всё". Например, отбить ее во время похищения.

Или сюжет для девушек. Сценарий: вечеринка в квартире (говоря в переводе на русский), всех парней разобрали, нечетная девушка с горя зачиталась и, галлюцинируя, попадает на бал и т.д.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

открывается широкий простор для музыкального сопровождения ролика

Эту реплику поддерживают: Яков Ратнер

Яков Ратнер Комментарий удален автором

Не знаю, что слушают сейчас. Когда я был маленький, был Depeche Mode. Это было  бы  прекрасно: ‘Little fifteen’, - стены смещаются на «She could escape there Just for a while», начинается  вальс  «Маскрад», но  за  ним  звучит: «She wants to see with your eyes, She wants to smile with your smile, She wants a nice surprise, Every once in a while…»

«Чтение — это дверь в другой мир»

Проблема только в том, что современный кинематограф с погружением в другую реальность справляется в настоящее время намного лучше. И законы, и особенности киновосприятия (иллюзии реальности, эффект присутствия, зрелищность и пр.) работают на это как нельзя лучше. Это более простой способ "открыть дверь в другой мир", и он становится все более привлекательным, чему способствуют и большее количество кинопродукции, и повышение ее качества, и расширение тех.возможностей. Видимо, надо искать иные точки воздействия.