Вера Рыклина /

Поколение без мечты

Почему дети больше не мечтают стать президентом и изменить мир

Иллюстрация: Corbis/Foto S.A.
Иллюстрация: Corbis/Foto S.A.
+T -
Поделиться:

Дети — наше зеркало, и нам надо почаще интересоваться, чем и как они живут, чтобы понимать про самих себя разные важные вещи. Причем наблюдать полезно не только за своими детьми или отпрысками друзей, но и за детской средой в целом. Ко мне попали выдержки из еще не опубликованного исследования компании ValidataKIDS и интернет-портала для детей и подростков Tvidi.ru, посвященного стремлениям и чаяниям современных детей. В нем приняли участие 10 тысяч человек — тех, кому уже исполнилось 9, но еще нет 15 лет. Сколько всего интересного можно оттуда вынести и какие только выводы про современное российское общество не напрашиваются!

Ну, например: президентом мечтает стать лишь каждый третий. В девяностых на месте Горбачева, а потом и Ельцина хотел оказаться едва ли не каждый мой одноклассник. Важен не сам факт: значительно интереснее причины, по которым дети не хотят управлять государством, вершить судьбы людей и вести свою страну к светлому будущему.

Основная причина — слишком большая ответственность. «Трудновато управлять всей страной» — приблизительно в таком духе высказываются дети, участвовавшие в опросе.

Я который день пытаюсь представить девятилетнего ребенка, которого останавливают такие абстрактные, в общем-то, понятия, как ответственность и нагрузка. Лениться может взрослый, когда ему предлагают 10-часовой рабочий день. Но когда ребенок отказывается от возможности изменить мир, сделать всех счастливыми, принять закон о бесплатной раздаче конфет или игровых приставок, значит с ребенком что-то не так. У детей нет представления о долгом и упорном пути к цели, для них первичен результат, который можно получить. Детей не останавливают сложности, с которыми можно столкнуться в теории, это прерогатива взрослых. Если ребенок так рассуждает, значит он перестал быть ребенком.

Вот еще цитата: «Я, конечно, люблю свою страну... но образования в ней нормального не найдешь, да и честно ничего не заработаешь» (MaryBoo, пользователь сайта Tvidi.ru). В принципе, ничего странного: мысль правильная и справедливая — не поспоришь. Недели три назад точно так же сказал мой приятель, слово в слово. Но ему тридцать четыре года. И из его уст это звучит нормально, а когда так рассуждает ребенок, хочется схватиться за голову и спросить: «А что происходит-то?»

У детей не осталось детства. В 7 лет у каждого мобильник, компьютер, карманные деньги. Их игрушки — айподы. Их мультики — полные дурацких взрослых шуток шреки. Никитиных нынче никто не слушает, теперь детям ставят Шакиру. На развивающие занятия для трехлетних детей девочек приводят с проколотыми ушами и накрашенными ногтями. В 10 лет девочки уже сами задумываются о своей фигуре и садятся на диеты.

Чуть больше года назад ученые из Манчестера провели интересное исследование и выяснили, что главная мечта большинства детей — хорошие оценки в школе. В опросе тогда приняли участие около 2000 детей в возрасте от 3 до 10 лет.

По сути это означает, что дети переняли у взрослых ключевое для современного общества понятие  успешности. Со взрослыми все ясно: ты успешен, если у тебя престижная работа, крутая машина, квартира, пусть и съемная, но в пределах Третьего кольца, и возможность пару раз в год ездить за границу. До сих пор считалось, что такой подход к себе и к жизни слишком условен для детского мира. Но теперь социологи всерьез говорят о «поколении без детства»: у успешного человека и ребенок должен быть успешным. В 9 месяцев младенца начинают водить на занятия в Монтессори-группу, в год на рисование, в три уже ищут репетитора по английскому — и желательно носителя языка.

Неудивительно, что дети мечтают о пятерках. Знакомый из США как-то рассказывал, что в 1980-х у них проводили очень похожее исследование: тогда 70% детей от 4 до 14 лет мечтали научиться летать.

В России своя история. В конце 1920-х в СССР большинство подростков хотели стать техниками и агрономами (данные журнала «Пионер»), после войны — военными, ближе к «оттепели» — космонавтами, девочки — балеринами. Родители нынешних подростков говорят, что мечтали стать учителями и врачами. Их дети, если верить исследованию ValidataKIDS, хотят стать звездами шоу-бизнеса и бизнесменами.

На прошлой неделе мы спорили по поводу другого исследования — о росте числа трудных подростков. Тогда многие мои оппоненты высказывались в том смысле, что на самом деле подростки одинаковые во все времена и речь идет о банальном конфликте отцов и детей.

Мне кажется, исследование на сайте Tvidi.ru — новый аргумент в нашем споре. Вы по-прежнему считаете, что они такие же, как и мы?

Комментировать Всего 135 комментариев

Да, Вера, по-прежнему. "Они" такие же, как "мы", и самое худшее, что можно тут сделать - это противопоставить поколения, поместив их по разные стороны баррикад. У Вас есть дети? В смысле, свои? 

Ирина, дело не в том, чтобы противопоставлять, а в том, чтобы понимать разницу. И не делать вид, что они такие же. И не навязывать свои ценности-представления-устремления. Мир изменился и люди меняются. Начинают меняться уже в детстве. Очень важно это понимать, чтобы сохранить с ними связь и дружбу.

Да, у меня есть ребенок и есть несколько приближенных детей разного возраста.

Тогда я, видимо, ошибаюсь, слыша в Ваших текстах не просто "не такие", а хуже, бездуховнее. бесперспективнее... . Навязывать и не нужно. А у кого они будут тогда спрашивать?Знаете, когда я растила только своих детей, то есть тех, кого родила, мне все виделось проще. Видимо, почти все кажется само собой разумеющимся. Или не замечается. А потом у меня появился ребенок мужа от самого первого брака. И вот он много спрашивает обо всем, причем параллельно у меня и у отца. Мы часто говорим разные вещи, но он слушает. Причем, спрашивает и слушает именно о моральных, этических аспектах, о правилах жизни. Мы с мужем говорим каждый свое видение, и вовсе не для того, чтобы он им слепо следовал. А чтобы было с чего начать вырабатывать свои. Если сказать ему: "Ты другой, не спрашивай нас", то как ему дальше?

И, кстати, дружба с детьми - это родительская игра-обманка.  

Ирина, в данном случае под другими я имела в виду  например: сложнее. например: циничнее. например: более целеустремленные. например: более пробивные. например: более самостоятельные. Не хуже и не лучше - другие, потому что мир другой. Это не значит, что мы не должны рассказывать им о своих ценностях или взглядах. Но необходимо всегда помнить, что они исходят из своей новой нормы, которая для нас еще отклонение. Про своих детей говорить проще - они свои во всех смыслах, в том числе, как правило, и в смысле системы ценностей. Но я говорю о детско-подрастковой среде в общем. И воспитывая своего ребенка всегда надо помнить, что ему жить именно там.

Да где "там"? Какая такая среда,  в которую они попадают?

Вера, дети становятся наркоманами в семье. Да, колятся они на улице, но семья сделала все, чтобы он ТАМ ЭТО сделал.

А если жить с тем, что где-то есть УЖАСНАЯ подростковая среда, и наши чистенькие туда МОГУТ ПОПАСТЬ, то это начало фишизма.  

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

категорически с вами не согласна. и в хороших семьях случаются трагедии. причем тут фашизм, я вообще не очень понимаю, если честно-)

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Млада Стоянович

Нет, Вера, то, что Вы называете "трагедии", не случаются в хороших семьях. Они случаются в семьях, которые хотят выглядеть как хорошие. Мы никогда не знаем. что происходит у семьях за закрытыми дверями.Что касается фашизма - он начинается не с партий. Он начинается там, где в семье говорится: "У нас тут все чистенькие, а там, на улице - фу, какая гадость,там выродки. Ты - не они". Это что-то из Вашего поста с агрессивно-защищающимся мальчиком на картинке.  И вот эти как раз "чистенькие" родители и порождают начало не-толерантности, разделение на белых и черных, наших и не-наших.А это, Вера, и есть фашизм.  

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Ну и позиция клевая - у нас хорошая семья, просто вот сын у нас наркоман - такая вот трагедия. Мы-то не при чем. Это всё У-ЛИ-ЦА...Ну ничЁ, отведем его к психологу/положим в наркологичку/привяжем к батарее - нужное подчеркнуть. Сами мы в порядке. Нас трогать не надо. 

и в хороших семьях случаются трагедии

Это не Ваши слова? Тогда сорри... .

А Вы хотите сказать что так не бывает? Да и в хороших семьях случаются трагедии.

Ой, Млада, бывает, конечно! Лишь бы Вам было хорошо и спокойно, в самом деле! Готова со всем соглашаться)))))

Позиция во многом правильная. Что вы носитесь с семьей? Уже лет 20 семья потеряла те позиции в социуме, которые у нее были раньше. И влияние извне на ребенка, особенно с его взрослением, гораздо сильнее, чем прописные истины родителей. А учитывая нынешнюю  занятость работающих родителей, рабочий день которых,  минимум от 10 до 14 часов в день, полностью похеренную систему  продленного дня для младших школьников - до 7 класса,  тем более ребенок подвержен этому влиянию извне.Плюс отмена в школах литературы, основного предмета влияющего на нравственное становление и умение мыслить самостоятельно.

Эту реплику поддерживают: Юлия Смагина

А, пардон, откуда сведения - про влияние извне, про позиции в социуме?

Что я ношусь с семьей? Ну, работа  у меня такая))Про то, что литература формировала нравственность, вернее, урок литературы - без комментариев. 

А Вы считаете что нет, ни литература, не кино на воспитание в детях определенных качеств не влияет? Что му-му Тругенева в 4 классе, Дети подземелья Короленко в 5-ом,  Приключения Оливета Твиста Диккенса,на детей не влияют? Я уже не говрю о Чехове, Толстом, русских сказках и не только. Тогла как же объяснить что сейчас кричат на каждом углу что современное кино, компьютерные игры, идиотские мульфильмы так влияют на возросшую подростковую агрессивность?

Эту реплику поддерживают: Гелия Делеринс

Давайте я спор этот закончу. Потому что устала в реальной жизни от девочек престарелых, воспитанных не мамами и папами, а тургеневскими рассказами, которые вскидывают ручки на тему: "Господа, Вы звери, господа!" и при этом ждут, что все и всё за них решат. Правда, шляпы не носят, и жить хотят очень даже по-соверменному и сыто.И это, упаси господи, не о Вас, а то Вы читаете меня очень по своему)))) 

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova, Алена Рева

Вы сами себе противоречите.

"Ирина, толерантность - это не думать , что все одинаковые, а понимать, что все разные".

Ирина, толерантность - это не думать , что все одинаковые, а понимать, что все разные.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович, Александра Славянская

Блин, в чем все разные-то? Дети в чем могут быть разные? 

моя знакомая девочка из московской учительской семьи лет 20 назад угодила в пионерский лагерь от какого-то там завода. она очень хорошо рассказывает о разнице между 12-летними детьми.

у нас в стране очень много разных социальных, культурных и каких угодно еще страт, в каждой из которой разные дети. если мы говорим не о младенцах, конечно.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Страты - это разделение взрослых. Дети только отражают их. Про что я пытаюсь сказать Вам не первый день. И что же девочка из московской учительской семьи увидела? Реальную жизнь, про кторую мама не рассказала? 

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Хотела вставить видео, но как вставлять из соцсетей - не знаю. Посмотрите, там несколько минут. Это поют дети на слете. Дети из неблагополуных семей. Поют с учителями. Песня на форуме Access   Еще они ставили сценку - о том, что вот они такие были, в группе праздношатающихся по улицам, и потом познакомились с учителями с программами. И потом два сценария - какими они были бы и какими стали. Сценка была очень наивная и очень пробирающая. 

И я могу это подтвердить! Я тоже попала в пионерский лагерь в возрасте 8 лет. Я знать не знала,  что такое мат, пока один добрый мальчик в ответ на переданную ему фразу от одной девочки, которая меня об этом попросила,  сказал мне - Пизды хочешь. Я так испугалась незнакомого гадкого на слух слова, что у меня внутри все похолодело.  И конечно, я из лагеря сбежала. А потом спросила маму о значении этого выражения. Больше меня мама в лагерь не отправляла и к счатью все мое детство до 11 лет прошло в Петергофе, среди фонтанов и парков.

Эту реплику поддерживают: Вера Рыклина

По-моему, ограждать ребенка от чего-то "низкого" - это закладывать в него бомбу, которая взорвется позже. Я не призываю поселить ребенка из интеллигентной семьи среди отбросов общества для изучения их жизни, но проводить детство в Петергофе среди фонтанов - тоже перегиб. Ребенок должен видеть все, что бывает в жизни. Дозированно, в соответствии с возрастом и с сопутствующими разговорами с родными, чтобы софрмировать правильное отношение к разным сторонам жизни. Иначе потом жизннь их все равно догонит. Всю жизнь в оранжерее не проживешь.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

А я думаю, что для того что бы понять, простите, что дерьмо есть  дерьмо, совсем не обязательно в него вляпываться. Были и фонтаны, и парки и дети во дворе. А для всего остального, существует как раз детская литература, уинематограф и мультфильмы. Любимыми в детстве были Варежка, Гадкий Утенок, Снежная королева, да и в Чебурашке и Винни-Пухе можно много почерпнуть о разных аспектах жизни и взаимоотношений. Крмое этого почти все что происходит в жизни взрослого, и предательство, и дружба, и ложь, и несправделивость все это ребенок видит в школе.

Простите, что вмешиваюсь. Навеяло.

Мне как-то пришлось ехать на другой конец города. Я поехала на метро (так быстрее), а водитель меня ждал у конечной станции. Выхожу я, он мне и говорит: "Эх, Александра Александровна! Не из того вы выхода вышли. Все самое интересное пропустили - там и бомжи сидят, и наблевано....Вам ведь такое редко видеть приходится". Честно скажу - я не страдаю. И совершенно уверена в том, что и детям нашим не надо нюхать и на вкус пробовать дерьмо, чтобы знать о реальной жизни. Им нужно знать, как это дерьмо обойти и как не подвергать себя опасности. Все. А дерьма им жизнь еще накидает.

Впечатления и выводы будут разные. Если маленькому ребенку просто говорить "Не трогай плиту, обожжешься" - будет один эффект. Но обжегшись реально, эффект получишь совсем другой. Я не говорю, что надо общаться с бомжами или совать руку в котел. Но ДОЗИРОВАННОЕ количество неприятностей кажждый должен пережить. Это как прививка - та же зараза, но в небольшом количестве вызывает иммунитет.

Блин, в чем все разные-то? Дети в чем могут быть разные?

Это удвительное заявление, если Вы психолог. Дети все разные! Одни подвижные, другие медлительные, одни восприимичивые, и схватывающиеие все налету, другим надо объяснять и показывать неоднократно. Одинаковыми людей хочет видеть только система, потому что одинаковыми проще управлять.

Здесь не идет речь о физическом, нейропсихическом или поведенческом различии. Здесь  Вы и Вера  постоянно говорите о неких "плохих мальчиках", которые ругаются матом и что-то там еще, и неких "хороших девочках", которые, в моем непрофессионально-психологическом понимании, лучше б ругались.  Влада, Вы столько раз уже перешли на личности, что я позволю себе этот неконструктивный диалог с Вами завершить. Мы ведь не будем продолжать в таком тоне, выискивая особенности моего и Вашего образования и профессии? Как, в самом деле, их оценить в соцсети?   Никак. 

И с удовольствием узнаю хоть что-то  об украшениях и часах - я в самом деле ничего про это не знаю и мне очень интересно все, что не касается психологии и политики - этого и так везде навалом))) 

Ирина, Вы меня извините, но кто дал Вам право запрещать сравнивать? С какой стати я не могу сравнить себя, не занимавшуюся сексом в подъезде, не поджигающую живых кошек, не ворующуюю по мелочам в магазине с теми своими сверстниками кто это делал? Что вообще за бред и при чем здесь фашизм?  Семья это конечно важно, но никто не отменял самообразование, ребенок- это не дебил, это человек и он в состоянии делать выбор, во многих семьях сестры и братья совершенно разные, гены никто не отменял. И пересмотрите Стнели Кубрика - Заводной апельсин. Мне тоже не понравилась статья с первых предложений, но я перечитала ее второй раз и поняла что во многом Вера права.  В вас очень много агресиии.

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Вера Рыклина

Кто дал Вам, Млада, право, определять мое состояние, не видя меня? И  у кого я должна спрашивать разрешение на то, чтобы здесь высказывать свое мнение по поводу поста?  И да, я не люблю поверхностности и причитаний о том, как все ужасно.  Я ходила в музыкальную школу. когда мои сверстницы, возможно (ибо я не видела) где-то там что-то там... И да, когда все пытались в начале 90-х что-то заработать. отрицая ценность образования. я писала диссертацию и преподавала в вузе. Скажем аккуратно, это было немодно. И да, когда кто-то начинает жалеть "несостоявшихся" моих сверстников и людей старше,  всегда отвечаю: "У них были возможности получить бесплатное высшее образование, как минимум". И да, он - ребенок - сделает выбор, но тогда и тот, кому хоть кто-то хоть как-то покажет эту возможность. А не будет закатывать глаза и причитать. Я три раза наверное, спросила: "Какие предложения?". И три раза получила ответ из рубрики "Поболтать".

И да, пожалуй, склонна заменить термин "фашизм" на "шовинизм". 

У меня такое же право, как и у вас. Но такой агрессии я просто не встречала. Поверхностные причитания - подтверждены статистикой о выборе мечты. Действительно, сейчас дети уже в школе видят, что многое зависит от кошелька родителей, я уже не говорю о новостях, бесконечных репортажах о коррупции.  Они  хотят заниматься тем, что принесет им большие деньги, а не тем, что им нравится.  И это действительно вина социума, потому как социум диктует ориентиры на бентли, Мерседесы, 90*60*90, и сейчас очень немногие родители могут противостоять этому агрессивному влиянию, которое везде! И в передачах и в журналах, и в конкурсах, и в детском кинематогрофе! Нынешнее кино – это вам не "Друг мой Колька", где главный герой отказывается от новых ботинок, так как ему собственное достоинство дороже, это не «100 дней после детства» Сергея Соловьева, где показана истинная ценность принципиальности, честности, искренности и первой любви. А вот высказывание «все пытались заработать, отрицая ценность образования» - фраза совершенно голословная. Однокурсники моего первого  мужа все как один именно тогда добились успеха благодаря своему образованию. И это не было немодно.  Сергей Усков в одной из передач рассказывал как он прекрасно жил в те времена, занимаясь переводами и попивая красное вино. Да, тогда сократили бюджетирование науки, и люди ринулись осваивать свободный рынок, но это не означало, что люди полностью отрицали ценность образования. Что касается показать возможность,  этого автор статьи не отрицает. Хотя сейчас в стране ситуация такова, что возможности эти, 80% детей видят по телевидению, а не из примера своих родителей. Нет этих примеров, особенно на периферии, где люди работаю за гроши  и тому рады.

 

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Юлия Смагина

Не вижу в этом ничего смешного. Он действительно стал страшным, для простодушных, доверчивых, не умеющих расталкивать локтями.

Ну, Млада, вот я увидел противопоставление: раньше детки были "вот такие", а теперь стали - "вот такие".

Так вот это, мягко говоря, не совсем так.

Например, что до секса в подъезде - то далеко за примерами ходить не надо, - вот он я, пример. И моей партнёршей, в том числе, была дочь одного до сих пор известного певца.

Что до живых кошек - то никогда в жизни я не видел такого количества изуверски убитых животных, как в свои дошкольные и школьные годы. Да, сам я кошек не жег - но их жгли другие дети. И было это не вчера, а, увы, около 40 лет назад...

Про воровство я вообще не говорю - это то, что происходит едва ли не со всеми, в том или ином виде.

Так что, "были" и "стали" - это выдумка.

Эту реплику поддерживают: Мария Овчинник, Ирина Камаева

Мой пост был не об этом! Не о том, какие были и какие стали.

Вы все это видели? Вам повезло. А я не видела и все что Вы перчисляете для меня было дикостью, но я не говорю, что этого не было. И пост мой этот был главным образом вопросом - Почему я не могу сравнивать? Есть тщеславные, ущербные люди, есть простите - дураки, почему они все мне должны быть интересны и любимы мною? С какой стати? Дети очень равно чувствуют и фальшь и глупость, вспомните Веру Панову - Дядя Вася, ты дурак? С какой стати способность называть вещи своими именами стала называться фашизмом? В конце концов Стихотворение Маяковского - Что такое хорошо и что такое плохо? Это и есть сравнение, это и есть прямой пример для детей, ия не вижу в этом никаокго фашизма.

Я увидел это в статье.

А у Вас я увидел одобрение - типа, да, раньше ничего такого не было/было меньше (Вы же не видели), а теперь - вона, на каждом шагу...

А это - не так.

Как Вы сейчас правильно отметили, если Вы чего-то не видели, это не значит, что этого не было. 

Так что, все эти дикости и "дикости" - не появились только что, а были и прежде.

А раз так, то главный аргумент о том, что "теперь дети стали другими" - ничтожен.

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

Сергей, видимо мы все по разному читаем и воспринимает информацию. В статье я не увидела сравнения с тем, какие были дети раньше. Да они другие. Они умнее, они быстрее анализируют информацию, они самостоятельнее в те моменты, когда им надо принять решение что я буду, а что не буду, но в дургих моментах им нужна помощь родителей, учителя для них не являются таким авторитетом, каким они были для нас,  да и вообще взрослые люди, они быстрее разбираются с техникой - и где Вы увидели у меня ( прошу цитату) где я пишу что раньше ничего такого не было? Чего такого не было? Да, такого количества несоврешенно летних мамаш как чейчас, не было, потмоу что не было такой агрессивной пропаганды секса, как главного завоевания человеческого духа и свободы.

Млада, разумеется, по-разному. Ведь мы, разумеется, разные: кому-то лучше даётся математика, кому-то удаётся красиво писать, а кто-то умеет классно рисовать... У американца, скорее всего, опыт отличается от опыта британца, и у них обоих - отличается от опыта жителя России.

А ещё - у нас разного цвета глаза, разная кожа, разная сила, и разное здоровье.

И ещё множество таких же разностей.

Но - об этом можно не писать, это и так всем известно.

А вот за пределами этих разностей - мы все, Млада, одинаковые. И в Москве, и в Гане, и в Брайтоне, и в Азаке, 600 лет назад, и в Назарете, 2000 лет назад.

У каждого из нас есть свой опыт, есть свой набор жизненных ориентиров, и, если сравнивать эти наборы, - выяснится, я думаю, что ингредиенты там одни и те же, а амплитуда отклонения от средних значений - почти не меняется на протяжении тысячелетий... Ну, например, раньше было нормальным заливать фальшивомонетчикам в рот расплавленный свинец, а теперь это считается излишней жестокостью - вот такого масштаба разница...

С цитатой у Вас вышло смешно: Вы её спросили, и тут же дали... :)

Мы же с Вами не первый раз об этом, так что я прекрасно знаю про Вашу позицию - что теперь всем-де правят деньги, а раньше всё было чище, лучше и честнее...

Это Вам так, наверное, повезло. На самом же деле и дети нынешних детей (не все) будут говорить, что в их-де времена было "чище, лучше и честнее", и дети их детей, и внуки, и правнуки, и так - пока это будет кому на Земле слушать.

А что это значит?

А вот то и значит: в сущности, ничего не меняется.

Меняются - детали.

И, если за деталями не видеть целого, то, конечно, найти общий язык с другими поколениями невозможно.

(Относительно "несовершеннолетних мамаш": я тут, помнится, рассказывал уже о своей однокласснице, которая по беременности не смогла окончить восьмилетки. А это - первая половина 70-х годов).

Эту реплику поддерживают: Виктория Кузнецова, Ирина Камаева

Все равно не соглашусь я)) Мне моя мама и бабушки никогда не говорили, что в их время все было честнее и лучше, И потом, если сранивать социум 200-летней давности и современный, ну нельзя же не заметить, что роль женщины, ребенка, мужчины и старика совершенно измеились. Даже роль собаки!

Млада, ну честно, Вы же считаете, что теперь все доброе и чистое в России пожрала коммерциализация? Так вот я ровно об этом.

А про перемены я, по-моему, все сказал. :)

  Вы тонкий провокатор, Сергей).  Ну не всё, но многое пожрала. 

"циничнее"...

Это упрощение. Вот я, например, в детстве мечтал стать банкиром, и зарабатывать деньги, давая людям займы. В начале 60-х прошлого века. 

И тогда, разумеется, дети тоже были разные. Точно так же, как и сейчас "пробивные" - далеко не все.

Так что я скорее соглашусь с Ириной: в сущности, они - такие же, как мы. А эта "существенная разница" - отчасти объясняется субъективностью нашего восприятия, отчасти - феноменом, описанным уважаемым Сергеем Капицей: тем, что жизнь стала меняться гораздо быстрее, и теперь уже на жизни одного поколения происходит столько всего, что привычная картинка нашей вчерашней жизни в жизни сегодняшней часто уже оказывается анахронизмом...

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Алена Рева, Ирина Камаева

Вера, я не поняла в пользу чего этот аргумент?

Времена меняются, дети подстраиваются. И всегда хотят быть успешными - когда самыми крутыми были космонавты, мальчики хотели быть космонавтами.

Он не могут быть такими же как мы, также как и мы не были похожи на маленького Володю Ульянова.

Кстати, 9-тилетняя племянница моего мужа, живущая на Рублевке, хочет стать учителем, а если не получится, то ветеринаром.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Алена, я имела в виду аргумент в споре в прошлой дискуссии, в которой многие пытались меня убедить, что подростки одинаковые во все времена и сейчас они такие же, как были мы. я настаиваю, что это не так. что подростки, дети, да и взрослые, меняются вместе со страной. и очень важно понимать, что они другие. потому что, закрывая глаза на эту разницу, мы рискуем потерять с ними связь.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Вера, в той дискуссии Вы выдвигали тезис о том, что поменялась психология подростков, что не так, на мой взгляд, внутренне стержень психики человека не особенно меняется, если б менялся, не жили б мы сейчас при феодализме.

А культурный контекст конечно меняется.

В моем подростковом возрасте все хотели быть новыми русскими, еще помню всерьез обсуждалась романтика профессии валютной проститутки. И ничего, выросли. Одни заПутина голосуют, другие на митинги ходят.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Ирина Камаева

О, мы с Вами из одного подросткового возраста - я тоже помню это)))

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

О! Об этом можно долго ностальгировать.

Еще тогда мы все носили кислотные лосины, в моде были челки, начесанные а-ля взлетная полоса, наши мамы пытались разобраться в свалившейся на них моде.

А сейчас подростки любят особо мудрые статусы Вконтакте друг другу пересылать.

У меня там в друзьях 14-тилетняя троюродная сестра, и я в этом всем регулярно варюсь.

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

Вера, отдельной веткой хочу обсудить - а почему Вы думаете, что мы теряем связь с подростками?

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

Алена, простите, только сейчас заметила это ваше сообщение! Давайте вернемся к этому разговору в понедельник, а то у меня не будет доступа в интернет, а начинать спор с тем, чтобы его не закончить, не хочется-)

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

По большому счету, какие родители, такие и дети. Точка. Вера, статья плохая. Взяли пару исследований и к ним набросали своих "выводов", непонятно откуда вытекающих.Надо сказать, с вами это часто случается.

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

Ну и как проводить исследование и как мастерски задавать вопросы, тем более подросткам, с тем, чтобы получить нужные ответы, все понимают.

Ирина, и зачем вы так?

Исследования на то и исследования, чтобы мы из них делали свои выводы. Если у вас они другие - поделитесь. А то просто так ругаться как-то неинтересно.

Вы по правде, что ли? Любой начинающий психолог и социолог расскажет Вам, как задать вопросы в исследовании и, самое главное - как не задать, чтобы получить то, что нужно.Я 20 лет семейный консультант. На мои исследования, наблюдения и выводы не хватит даже снобского места. Но, прежде чем выдавать их за истину в последней инстанции, я много, много лет подумаю. И все равно буду соменваться. 

А, кстати, про "ругаться"  (вообще странный термин). У Вас есть в связи с Вашими же выводами какие-то конструктивные предложения?

Кто, что, где, сколько, когда и как должен или может делать?

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Я разве что-то выдаю за истину в последней инстанции?-)) я даже не претендую. Я делюсь с вами мыслями, которые у меня появились по прочтении ряда исследований. Если у кого-то другие выводы, я с удовольствием, поспорю и возможно даже изменю свое мнение. Я честно не понимаю, чего вы так набросились-) Ладно бы еще сказали - вера - вы дура, потому что данные этих исследований говорят совсем об обратном. Но вы же не про исследования со мной даже спорите, а вообще не понимаю, про что-)

На Вас набросились несколько женщин сразу. Когда поймете, почему, все станет на свои места)))

Я спорю с Вашей позицией, которпая в разных постах прослеживается. А на какие-то исследования мне, честно сказать, плевать, я их даже не дочитала. У меня есть свой опыт и свой мозг.

Или Вы предлагаете заняться такой фигней, когда один выдает результаты каких-то там исследовнаий. а другой ему как бы в качестве контраргумента: "А вот британские ученые тут нашли противоположное?" И чего?

Так есть конструктивные предложения или будем тратить жизнь на обсуждение чужих исследований и охи-вздохи?

 

Ой, Ирина, пожалуйста, расскажите, почему!-))) Я как раз об этом и думаю - вроде бы и тема не такая уж жаркая, а страсти такие, будто обсуждаем политику-)))

Я всеми руками за обсуждение конструктивных предложений-) Мой пост со ссылкой на исследования - просто постановка проблемы и приглашение к дискуссии-) Я в общем-то и не хочу давать ответов, потому что у меня их, конечно, нет, я просто пытаюсь задать вопросы, над которыми нам будет интересно поразмышлять)

О, Вера, я ж написала "когда поймете", а не "когда Вам расскажут" )))) На то, что Вы предлагаете во втором абзаце, есть термин, но из обсценной лексики. На это, правда, времени жалко) Кстати, наткнулась на группу "Сноб" во ВКонтакте - там этот посто тоже обсуждаеют. Интересно вообще сравнивать обсуждения тут и там - сорри за офф-топ. 

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Обсуждение этого поста во ВК

Ирина, простите, что влезаю, а как это - группа Сноб в Контакте? Так может быть? Это же разные социальные сети, как я думала... И туда можно как-то заглянуть? Или я чего-то вообще не поняла? :))

Вера, может быть, Вы помните, тут недавно вызывали очень неоднозначную реакцию материалы журналиста А.Красовского? Ему во время его прогулки по России тоже все казалось, что народ и страна у нас какие-то не такие, как надо. Ну не беда, многим тут так кажется. Чего же набросились-то?

 Так вот его материлы назывались: "Русские утратили любознательность" "Страх и бесцельность" и по содержанию соответствовали заголовкам.

А Ваши  - "Опасное поколение" "Поколение без мечты"...

Может, вот тут где-то?  :)

Группа называется "Cноб.ру - сообщество любителей проекта Сноб"

84 864 человек))) Мне как раз сын-подросток на нее указал)))

Спасибо, Ирина! Я смогла туда зайти, но у меня там как-то все в глазах рябит, хотя сами темы и кажутся смутно знакомыми... :))) Но зато теперь, благодаря Вам, я знаю, что этот суслик там есть! :)))

)))Ага, я тоже как будто в другом измерении там))) 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алена Рева

Вера, наверное повторюсь.

Думаю, что от постоянного автора, специализирующегося в теме, читатели ждут знания темы, которую автор предлагает к обсуждению. А тут прослеживается тенденция "прочла и пересказала, а вы обсуждайте, а я разговор поддержу". В чем тогда смысл этого материала как редакционного, вынесенного в квадрат основного за день?

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova, Ирина Камаева

тенденция "прочла и пересказала, а вы обсуждайте, а я разговор поддержу".

Лена, не соглашусь с Вами. На мой читательский взгляд, в двух последних материалах у автора есть четко выраженная авторская позиция. Если не интеллектуально, то по крайней мере эмоционально ярко очерченная - "хочется за голову схватиться"  "с ребенком что-то не так" "ребенок перестал быть ребенком" и т.д. - все это вовсе не пересказанные выводы авторов приведенных Верой исследований.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Про предыдущий материал не знаю - не читала.

Про четко выраженную авторскую позицию - всеми руками согласна.

У меня осталось ощущение, что спор пошел из-за общей постановки вопроса - правомочно ли в редакционном материале предлагать тему, в которой личное эмоциональное восприятие, подкрепленное лишь поверхностными выжимками, имеет право на существование.

Мне эта реакция по своему эмоциональному вектору напомнила (хоть амплтитуду даже начать сравнивать нельзя) преснопамятное празднование 8 марта в прошлом году - ведь закваской конфликта стал именно пересказ ведущей блога "дети" (тоже ироничное совпадение) квазинаучного материала вне контекста. Просто тот задел намного большее количество людей.

Думаю, что если ровно такой же текст прошел бы по Прямо Сейчас, а не в редакционном квадрате, то разговор получился бы совсем другим - семейно-умно-бытовым, каким Вера его через себя пропустила, подкрепив свои ощущения выжимками.

Ну а то что относительно недавно присоединившиеся читатели реагируют эмоционально на свои профессиональные темы, это тоже вполне понятно. Я, например, помню свой первый комментарий, адресованный Вам лично, Катерина :-) Готова поспорить, что Вы не помните. А вот я сутки мучалась удалить или нет, пока Вы мне не ответили :-)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Ирина Камаева

Лена, я, конечно, могу ошибаться, но мне кажется, что наш с Вами первый (совершенно спокойный) разговор был о том, как находить баланс в популяризации психотерапии - как это делается в Европе и в России. И, по-моему, Ваш вопрос про то, насколько все-таки реальные случаи я описываю в своих новеллах. Но именно его мне, конечно, часто задают - поэтому тут уж я точно могу ошибиться, может, Вы и не спрашивали :)))

Согласна с Вами - если бы Верины материалы шли в "Прямо сейчас", примыкая к обширному кластеру личных материалов под общим подзаголовком "Как страшно жить в  России" (подраздел "подростки" :))) - никто бы и вовсе не отреагировал, скорее всего.

Мой первый комментарий был с заголовком "вопрос психологу" и на тему, получаете ли Вы в каждом конкретном случае разрешение от клиентов в письменном виде на публикацию истории о них, и каким образом, кроме смены имени, обеспечиваете конфиденциальность.

То, что он был сформулирован вылизанно-вежливо, я не сомневаюсь. Но во мне бурлили страсти, уходящие корнями в курс "этичесткие и юридические аспекты ведения психилогической практики в штате Калифорния". И я на тот момент жила резким перекосом в мысль, что популяция пользователей услуг психолога параллельно с терапией размышляет на тему, за что бы психолога засудить. Разглашение - один из самых удачных поводов...

О! Популяция пользователей в моей поликлинике явно сильно отличается от пользователей штата Калифорния :)) Мои детки теперь иногда прямо спрашивают: а в блоге напишете? (с явным подтекстом - вот мамаша прочтет и устыдится! - тем паче, что как мы тут недавно обсуждали, аудитория сноба почему-то всегда практически единодушно осуждает родителей). А я им также прямо отвечаю: не дождетесь, маленькие злобные гоблины! :))))

Эту реплику поддерживают: Елена Барбаш, Ирина Камаева

Почему мы всегда осуждаем родителей в обсуждении очередного спора "отцов и детей"? Потому что бессмысленно осуждать плохую скульптуру, не осуждая ее автора. Что сами сделали - то и получили. И списывать проблемы своих детей на нынешнее время, жуткое телевидение, отстойную школу и вообще падение нравов - это прятать голову в песок. Все живут в одном обществе, а дети получаются такие разные. Может, все же в родителях дело?

Эту реплику поддерживают: Елена Барбаш, Ирина Камаева

Мария, мне кажется, что дети - это общее творение: далеких предков (98 процентов генов общие не то что с прадедушкой, а и вообще с шимпанзой), семьи, школы, общества. Иначе совершенно нельзя было бы объяснить, почему одно поколение так отличается от другого, а полинезийцы от норвежцев.

И довольно рано в этом совокупном творении появляются только ему присущие черты - то, что маленький человек делает с собой сам. Дети, кстати, это прекрасно понимают. Разве Вы лет в 12 (не говоря в 14) считали себя скульптурой, вылепленной родителями? Или кто-то из Вашего окружения Вас такой видел? А что же изменилось потом, и когда, собственно, Вы пришли к выводу, о котором написали выше?

В 12 или 14 лет - не считала. А сейчас прекрасно понимаю, что наибольший вклад в мое формирование был именно из семьи. Прежде всего это касается образования, формирования вкуса, основных моральных принципов и жизненной позиции. И что в этом плохого?

Гены от предков - это прекрасно. Но чтобы они реализовались, надо создать условия. Сколько способных ребят так и не становятся никем стоящим, потому что их развитием в детстве никто не занимался! Или еще хуже - их унижали и отсекли возможность даже к самосовершенствованию.

Эту реплику поддерживают: Елена Барбаш

У меня есть клиентка, которой я когда-то в шутку сказала, что напишу про нее книжку. Теперь она спрашивает, тоже в шутку. конечно: "Ну когда же Вы напишете про меня книжку?"

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Вера, я думаю, что несогласные с Вами имеют в виду, что раз Вы, очевидно, один из постоянных авторов данной рубрики, то в этом качестве ожидается материал проработанный, уходящий корнями в некое серьезное начало. А данный набор информации читается как личный блог. В него надерганы данные, которые неспециалмистам могут показаться впечатляющими (поскольку они не в теме, а тут нескольлко терминов фигурирует), но для специалистов очевидно, что это те еще исследования. И в контексте их работы материал кажется чуть ли не обидным - ведь его могут воспринять за читсую монету.

В прошлой жизни Сноба уже бывали ситуации, когда автор со стороны редакции выдавал свой пересказ неких вырванных из контекста исследований как научпоп. Последствия были очень печальны. Даже сравнить происходящее тогда с мягким спором здесь невозможно.

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Лена, вот ваша претензия мне абсолютно понятно-) Спасибо! Не считаю возможным спорить, постараюсь, чтобы у вас больше не создавалось таких впечателений от моих текстов!

Вера, что Вы, я не ориентир - поскольку я не "потребитель" бесед о детях в виду отсутствия оных :-) (хоть и имею мнение по всем вопросам, кроме точных наук :-)))

Просто меня поставили в копию комментария, и я начала читать весь материал - из-за чего сыр-бор.

С Вашим сантиментом в тексте я в чем-то согласна, в чем-то нет. Но вступила я в разговор именно из-за того, что пошел спор. Это (споры между взрослыми и их причины и поводы) мне значительно ближе, чем вопросы воспитания и образования :-)

Эту реплику поддерживают: Вера Рыклина

«Я, конечно, люблю свою страну... но образования в ней нормального не найдешь, да и честно ничего не заработаешь» (MaryBoo, пользователь сайта Tvidi.ru) ... мысль правильная и справедливая — не

поспоришь

Вера, вторая часть высказывания - это ведь уже не цитата из исследования, а Ваша оценка? Я правильно поняла? То есть, я или мои дети (получили образование и живем в России) - плохо образованы, а мои друзья, которые неплохо зарабатывают, все сплошь - нечестны? А те 62 процента детей, которые хотят жить в России (согласно приведенной Вами диаграмме), во взрослые годы ждет печальное прозябание в невежестве и нечестности?  Не странно ли? Мне кажется, что ребенку, с его склонностью к имитации, как раз позволено повторять, пробовать на вкус все, даже самые одиозные высказывания, сыплющиеся на него из "взрослого" мира. Но вот зрелому-то человеку...

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

Катерина, ну вы же понимаете, что я имею в виду-) Такие обобщения всегда предполагают исключения. Но в целом, да, я так считаю. К сожалению, хорошая образованность почти никак не связана с нашим образованием, качество которого оставляет желать лучшего, а актуальность и востребованность на международном рынке вообще сомнительна. Это я вам говорю, не только как человек, много лет писавший про высшее образование и копавшийся в многочисленных рейтингах, но и как выпускница одного из лучших вузов страны. А про честные деньги вести разговор долго и нудно - это надо говорить про не самую справедливую систему налогооблажения, и сложную систему взаиморасчетов государства и частных лиц. Нечестные деньги - это не в смысле красть. И даже не про олигархов. А, например, про зарплаты в конвертах - по официальным оценкам таких около 40% в малом бизнесе и около 60% в среднем.

Катерина, ну вы же понимаете... Такие обобщения всегда предполагают исключения.

Нет, Вера, по всей видимости, не понимаю. Такие обобщения преполагают авторскую позицию и определяют тональность разговора. В том числе и с теми 62 процентами, которые не только любят свою страну, но и собираются в ней жить и работать.

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

послушайте, я тоже собираюсь жить и работать в своей стране. но это не мешает мне признавать, что тут плохое, неконкурентноспособное образование и вся финансовая система на всех уровнях нацелена на получение не совсем честной прибыли. в чем проблема?

Проблема все та же  - Катерина описывает истории из практики, стало быть, она что-то меняет в этой, несильно устраивающей всех нас, жизни. И эта позиция отличаетcя от позиции "признавать".

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Да, Вера, теперь это как раз то, о чем я Вас спрашивала.

"...образования в ней нормального не найдешь, да и честно ничего не заработаешь" - сказал какой-то ребенок в и-нете.

Вы подписываетесь, мне не показалось? Со второго раза Вы четко ответили: нет, не показалось. Подписываюсь. Все ясно. Есть ли проблема? Не знаю.

 Но тут вот в комментах к Вашему прошлому материалу Марина Бушуева рассказывала притчу, которую я позволю себе скопировать ниже (для читателей этого материала, которые легко могут заглянуть сюда после прочтения соседнего интервью с Б.Гребенщиковым :)), так как она и сюда тоже напрямую относится.

" Однажды странник зашел в город в дом к старцу. Старец оказался очень гостеприимным и за чашечкой вкуснейшего ароматного чая, странник спросил:- Что за люди живут в этом городе?- А какие люди жили в твоем городе? - спросил старец.- О, там жили чудесные, гостеприимные, замечательные люди, у меня там осталось много друзей.- Вот и здесь живут такие же, - был ответ.Время спустя в тот же дом постучал другой странник и задал тот же вопрос:- Что за люди живут в этом городе?- А какие люди жили в том городе, откуда идешь ты?- О, в моем городе жили очень лживые, корыстные, неискренние люди, они постоянно сплетничали и судачили за спиной. - Боюсь, что тут тебе тоже не понравится."

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин, Михаил Березович

Катерина, притча прекрасная, но боюсь, что с тотальной коррупцией и развалом системы образования самонастроем не справиться.

Вера, я думаю, тут дело в том, что любое дело, предпринятое любым человеком (от написания материала до управления страной), начинается с самонастроя. А уж дальше "как вы яхту назовете, так она и поплывет".

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Вы считаете, что эти 62% делают осознанный выбор? У нас гораздо больше % людей, которые вообще никогда вне России не бывали, не то что хорошо разбирались в особенностях жизни в разных странах. Об осознаннности выбора говорить не приходится, по-моему.

А между тем, вчера на Снобе появился действительно очень интересный пост про подростков. Учительница русского языка и литературы школы №15 написала о проблемах мигрантов в московских школах, вот тут.

да, я видела, очень интересный текст действительно!

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Алена, а мне показалось, что замечательный человек явно много лет делает прекрасное дело, но сам текст - ужас-ужас, потому что написан практически канцеляритом... :(

Хоть бы одна картинка была этого едущего в Калугу межнационального класса для оживляжу, что ли :)

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Ну ладно Вам, человек может первый пост в своей жизни написал. Как умел, так и написал.

Главное, ведь тема свежая, актуальная и со знанием дела написана, есть над чем подумать. Я вот задумалась, приду я в школу к ребенку, а там девочки в парандже, и что я делать буду...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Так я поэтому и не стала там выступать :))

Почему-то мне кажется, Алена, что, увидев в классе своего ребенка пару девочек в парандже, одного мальчика в кипе, одного - в килте и еще одного в костюме супермена - именно Вы отнесетесь к этому с пониманием :))

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

Чисто руководствуясь разумом. Но мне, признаюсь, на подсознательном уровне будет некомфортно.

Я же выросла в среднеазиатской Киргизии и прекрасно знаю с детства, что никакой толерантностью от азиатских народов по отношению к нам и не пахнет, по крайней мере от детей среднеазиатских народов, и обратное тоже верно.

И многонациональный класс, это не только урок конформизма, но и клубок противоречий.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Лена Де Винне

Алена, но ведь это дорога, по которой мы просто обречены идти. Стало быть, надо строить форпосты, копать колодцы, сажать клумбочки и все такое :) Тем паче, что дорога не вовсе уж по пустыне, и до нас там люди бывали. Мне как-то знакомый русский врач из ЮАР прислал общую фотокарточку персонала больницы, в которой он работает... Мама дорогая! Про некоторых я даже предположить не сумела, кто они такие с точки зрения антропологии... :)))

Эту реплику поддерживают: Алена Рева, Сергей Мурашов

Необязательно. Как раз подобные истории и помогают сформировать свое мнение о миграции.

Сейчас при низком уровне притязаний мигрировать к нам достаточно легко, для этого нужно просто родить здесь ребенка, он автоматически становится гражданином России, а его семья соответственно с ним воссоединяется.

Мне все-таки хотелось бы, чтобы мигранты ассимилировались в нашу культуру, а не заставляли нас уважать свою.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Алена, тут, наверное, какой-то баланс надо искать. Ведь Вы, когда жили в Киргизии, не ассимилировались в киргизскую культуру? Кстати, а Вы по-киргизски говорили? :) Что это вообще за язык? - мне очень интересно (я кое-что знаю про казахский, про узбекский и даже про каракалпакский, а вот про киргизский - совсем-совсем ничего...)

Я жила в Киргизской ССР преимущественно, а там культура СССР все-таки была превалирующей.

Но киргизский язык нам в школе преподавали, он практически такой же, как казахский (разница на уровне русского и украинского), или татарский - то бишь вариация на тему тюркского турецкого.

У узбеков язык больше на фарси, по-моему, похож.

У киргизов с историей большие проблемы, поскольку они были кочевым народом, изыскания проводить трудно. И их штормит в придумывании себе героического прошлого. Пару лет назад там кто-то всерьез заявлял, что киргизы - самый древний народ на Земле.

Я насчет баланса не спорила бы еще год назад. А сейчас пристально слежу за колебаниями людей в той же Германии, которые поняли, что от толерантной миграции выигрывают только мигранты, но не Германия и ее коренные жители. У них в связи с этим даже неонацисты на выборах победили. И теперь есть невеселые шутки о том, какую нацию вырежут первой...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Да согласна я, проблем масса и конца этой дороге не видно :)

И всем в Европе ясно, что это уже не миграция даже, а мирное вторжение. Но альтернатива-то еще хуже, вот в чем дело.

И есть США, Бразилия, Австралия, Индия, ЮАР, был СССР в конце концов. То есть, что-то из всех опытов можно придумать и реализовать, наверное. Во всяком случае, мне очень хочется верить, что так.

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Хочется верить.

А то вот у меня ребенку всего год, а я уже парюсь над тем в какой садик и какую школу его отдавать. Правда у нас вроде закон приняли, что только по месту прописки, но за 6 лет еще может многое поменяться...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Знаете, Алена, мой опыт (родительский и профессиональный) говорит, что идеала найти не получится в любом случае, а разные варианты, которые возможны, ВСЕ дадут какие-то проблемы и одновременно - какие-то важные для ребенка навыки. Так что думать, мне кажется, надо вот в каком направлении: какие именно навыки сейчас для моего ребенка важнее (где у него проблема). Если у ребенка проблемы с горизонтальной коммуникацией - в сад, в сад, в сад, желательно в муниципальный. Если отстает в развитии - в маленькую группу с обширной развивающей программой и т.д. А если у ребенка, слава богу, все в порядке - то как родителям удобно, ему все на пользу пойдет :))

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Спасибо! Вот интересно, что сейчас как раз у многих затык с пониманием того какие навыки ребенку нужны. Очень много встречаю мам, которые боятся, что ребенок вырастет слишком добрым и не будет уметь давать сдачи....

Ой, Алена, да это как с настоящей любовью! :)) ПРиходят девочки и спрашивают: как отличить - вот это настоящая любовь или ненастоящая? Я им всегда говорю: вот та, про которую в сказках, бывает редко, но если именно тебя настигнет, ты у меня спрашивать не будешь. Так же и здесь: если уж сама мама не понимает, какие именно навыки у ее ребенка проблемные - стало быть и вообще думать не о чем, все у него в порядке и надо ориентироваться на свои собственные (и прочих членов семьи) потребности. Ведь хуже детоцентрической семьи для гармоничного воспитания ребенка вообще мало что может быть.... :)))

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Если в Москве - гимназия на Смоленской. Туда же - в подготовительный класс.

Мои туда уже второе поколение возят.

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Это отдельная интересная тема. Она очень сильно присутствует в Европе. Например, в Брюсселе в прошлом году по предмету религиоведение больше детей выбрали ислам, чем христианство.

С одной стороны - многокультурность и т.п. Но с другой - общественные дебаты на тему, что если люди переезжают жить в общество с приоритетно христианскими ценностями, то, нверное, это потому что им захотелось приехать в это общество. Так и принимайте его таким, какое оно есть, ане пытайтесь поменять.

Еще лет пять назад за такие разговоры можно было схлопотать обвинения в праворадикальности. А теперь это постепенно становится разумной оценкой реальности...

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Лен, а на практике-то это что? Раз приехали, бросайте ислам и креститесь? Или как? Об это сто раз в истории спотыкались, но пока можно было (по тогдашним нормам) просто изгнать, крестить насильно (марраны) или вырезать (гугеноты) - все понятно. А теперь?

Сложный вопрос - потому Европа, если называть вещи своими именами, пребывает в раздрае.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Катерина, дорогая, спасибо Вам!

У меня была первая реакция написать, что это докладная записка в райкомитет по народному образованию. Но рука не поднялась. А теперь - Вы моя индульгенция! :-)

Да ладно Вам, Лен, вот только индульгенции раздавать мне не хватало! :))))

Но ведь тетенька явно и искренне за хорошее и делает хорошее дело. А писать о нем - тут Алена права, конечно, - она, может, только так и умеет - как докланую записку в РОНО :) Кстати, может, мы с Вами и неправы (с неподнятой-то рукой). Ведь если все-таки написала, стало быть, хочет освоить эту, новую, площадку. Следовательно, любые замечания по вектору освоения были бы уместны.

Ну у меня пошел дилнный список сложных ассоциаций - что намерение, явно, положительное, но вдруг ее ученики это прочтут, а авторитет учителя подрывать неправильно и т.д и т.п.

Ой! А вот об этом я вообще не подумала... :))

рассуждает ребенок, хочется схватиться за голову и спросить: «А что происходит-то?»

Всего навсего он слышит, как дома это говорит вслух его 34-летний папа.

Как и во все времена - дети повторяют ровно то, что услышали, не вкладывая в это собственного смысла. А только потом привыкают к мысли.

Какой была бы наша страна, если бы все стали тем, кем мечтали в детстве.

Вот случайно нашла хорошую инфографику. Поучительную и забавную.

На всякий случай ссылка, чтоб посмотреть в полном размере 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алена Рева

А я вот хотел быть сначала милиционером, а потом охотником ...

И просыпаясь иногда, думал : За что же так мне повезло - жить в самой лучшей стране на свете ...

Ну и что ?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алена Рева, Ирина Камаева

А запись моей пламенной речи почему так важно учить киргизский язык для советских детей Киргизской ССР по радио "Пионер" транслировали.

Мне ее родственники, как выпьют, до сих пор цитируют.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

А я хотела быть дворником. Чтобы в командировки не ездить. Меня очень расстраивало, что родители много ездят...

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Алена Рева

Какая у вас тут интересная дискуссия! Меня только смущают нападки на само исследование (а я имею к нему непосредственное отношение) и намеки на то, что вопросы задавались как-то некорректно. Это количественное он-лайн исследование, в вопросах не было и не могло быть второго дна: "Кем ты хочешь быть, когда вырастешь", "Хочешь ли ты стать президентом?" и т.д. И ответило нам почти 10 тысяч человек, что, согласитесь, вполне себе приличная выборка.

Что касается выводов, сделанных автором статьи - ну, они, конечно, авторские. Цифры - они на то и цифры, что их можно трактовать по-разному. Это как история с наполовину полным или наполовину пустым стаканом. Можно ли сказать, что дети изменились за последние 30 лет? Конечно! И это естественно и совершенно нормально. Они живут в совершенно другой век - это поколение digital. У них множество разных источников о мире (в отличие от моего детсва, например), гораздо больше возможностей видеть мир и т.д. Они могут сравнивать, они слышат самые разные мнения, они общаются с огромным количеством совершенно разных людей. Конечно, у них несколько другие приоритеты - но это все совершенно нормально, как мне кажется. Мало того, самые нестабильные тренды - именно в детско-подростковой среде, они очень быстро меняются, наиболее чутко реагируя на окружающий мир. Буквально через несколько лет, очень вероятно, мы получим совершенно другие результаты.

Юля, спасибо. Как я понимаю, ИССЛЕДОВАНИЕ у Вас еще впереди (или уже проведено, но Вера не ознакомила нас с его результатами). В статье были приведены только результаты ОПРОСА и какие-то Верины соображения по этому поводу. Если Вас не затруднит, когда будут опубликованы собственно результаты (корреляции, итог сравнения с другими аналогичными исследованиями, выводы и т.д.  - то есть, все то, что именно вы, авторы исследования, сделаете с полученными вами в опросе цифрами) - киньте, пожалуйста, сюда ссылку, поставив меня в копию. Заранее благодарю.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Присоединяюсь к просьбе Катерины.

Катерина, конкретно этот инициативный проект (совместный с сайтом Tvidi.ru) это совсем небольшой (по объему) опрос, состоящий всего из 4-х вопросов. При этом у детей еще была возможность писать комментарии. Основные результаты приведены в статье Веры в виде диаграмм.

У нас есть наша собственная статья, написанная на основе полученных результатов, но выкладывать ее сюда я считаю неэтичным.

Если Вам любопытно, я, наверное, могу прислать Вам ее лично (при условии, что Вы нигде не будете ее публиковать и т.д - то есть только для ознакомления:)

Простите, Юля, я наверное чего-то не поняла. Есть ваша статья с анализом результатов опроса и полученных комментариев детей, но она что - пока в доработке, не опубликована, и поэтому на нее нельзя ссылаться? Это понятно. Я как раз и просила Вас прислать ссылку на полноценную публикацию, когда она состоится :))

Или все как-то иначе?

Катерина, она будет опубликована на нашем сайте через некоторое время.

Отлично, Юля, мы с Ириной ждем ссылку. Спасибо.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Ирина Камаева

Юля, думаю, что "проблема" именно в том, что есть большая разница между "опросом" и "исследованием". Кто-то в теме, кто-то нет. И потому материал воспринимается очень по-разному в зависимости от того, "по-научному" или "по-граждански" воспринимать написанное в статье здесь, в контексте публикаций и общения.

Вера, а чем Вам так не понравился Шрек? За сценариами хороших современных мультфильмов всегда стоит психотерапевт-консультант.  Поэтому и история героя получается не примитивная и взрослым интересно смотреть мультфильм вместе с детьми. Я не думаю, что для детей надо придумывать какие-то особые детские шутки, они прекрасно все понимают.

Вы не смотрели  Spirited Away? Если нет, то очень рекомендую. На Ну Погоди не похоже, но дети и взрослые смотрят с большим удовольствием

Я думаю, что никто не станет рассматривает детские представления о том «кем быть», в качестве серьезных планов на будущее. На мой взгляд, гораздо важнее проследить за мотивацией ребенка. Почему он хочет быть звездой, а не президентом? И тех и других часто показывают по телевизору, но звёзд меньше ругают.

Девочка хочет быть дизайнером потому, что ей нравиться рисовать, или потому, что все дизайнеры красиво одеваются? Мальчик хочет быть программистом потому, что его папа работает программистом и зарабатывает много денег, или потому, что с компьютером легче найти общий язык, чем с людьми? Почему в 60-е годы все мечтали стать космонавтами? Потому, что по телевизору часто показывали старты космических кораблей? Я помню в детстве тоже мечтал стать космонавтом. Только не болтаться на орбите, а улететь в другую галактику, чтобы быть подальше от всего этого стада пыонэров.

Каждое поколение отличается от предыдущего, но тенденции остаются неизменными. Во все времена дети перенимают у взрослых понятие «успешности», только понятия эти у разных взрослых разные. Их на самом деле всего три:

- Делай как все- Делай как я- Выбирайся своей колеёй...

Эту реплику поддерживают: Александра Славянская

Я бы разделила профессиональный выбор ребенка на три этапа. Первый - совсем мелкие детки. Они живут текущими впечатлениями. Хотят быть врачами, если им нравится их доктор, или пожарными, потому что они носят впечатляющие костюмы, или артистами, потому что на утреннике в садике понравилось читать стихи. Второй этап - средняя школа. Вырисовываются некоторые склоннности к конкретным наукам или творческие способности. Хотя все еще может измениться. И наконец, старшеклассники. Вот тут уже подключаются дополнительно коньюктурные соображения. Например, я люблю петь и занимаюсь с педагогом вокалом. Но реально начинаю понимать, что выбиться в Пугачевы малореально, а быть на подпевках - та еще карьера. А еще у меня неплохие успехи с математикой и информатикой. Если я стану IT-специалистом, то на хлеб с маслом всегда заработаю. Вот и идет выбор.

А на самом деле выбор потом продолжается. Можно закончить вуз, но никогда по специальности не работать, а пойти совсем в другую сферу. Или бросить учебу на 2-м курсе, поняв, что это не твое, и поступить в другой вуз. Или еще масса вариантов.

Я думаю, что дело родителей - следить за интересами и способностями своего ребенка, предлагать ему разнообразные занятия и увлечения, поддерживать его даже если нам не по душе его выбор, ориентировать его во взрослом мире, не навязывая готового решения. И самое главное: не загонять его в ситуацию, что "не сдашь ЕГЭ на такой-то балл - не поступишь в такой-то вуз - все, жизнь не удалась!". Или "не закончишь вуз - ничего из тебя не выйдет!" Надо всегда показывать ребенку (даже студенту) свое понимание, свою готовность помочь, свою любовь и веру в его успех. В конце концов, сколько биографий известных людей начинаются словами: "Знаменитый артист (ученый, общественный деятель...) кое-как закончил школу." !

О, времена, О нравы!

Выступая пред общим собранием Медицинского общества города Портмунда  (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами. 

Цитата первая: "Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она  насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши  нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит  пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень  плохие ."

Цитата вторая: "Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей  страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо  эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна".  

Цитата третья: "Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не  слушаются своих родителей. Видимо , конец мира уже не очень далек". 

Цитата четвертая: "Эта молодежь растленна до  глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не  будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего  дня не сумеет сохранить нашу культуру". 

 После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор  Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа  (470-399 гг до н. э.); вторая у  Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье  изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до  н. э. ; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке,  найденном среди  развалин Вавилона. Возраст этого горшка - свыше 3000 лет. 

Интересно, что говорят психологи о возрасте детей, до которого желательно не допускать до интернета, телефонов и т.д.

Мой старший году в 94-м играл в детские паззлы и всякие примитивные компьютерные развивающие игры на компьютере. мы их на дискетах покупали, и я тогда беспокоилась, не вредно ли это. Младшач сейчас в том же возрасте, и интернет для нее настолько безусловен, что она и не сильно интересуется. Ну и по телефонам с бабушами разговаривает, скайп отлично знает. Я, признаться, только вот с вопроса и задумалась, что есть такая тема ))))

Несмотря на то, что ни один опрос не отражает реальности (есть, как вы помните, ложь, есть наглая ложь, а есть статистика:)), я совершенно уверена - да, дети другие. Они очень сильно отличаются от нас. Степенью внутренней свободы, отсутствие страха, вернее, наличием совсем других страхов. Более свободные, более ранимые, более циничные, более уязвимые. Мне кажется, они намного умнее и свободней нас в их возрасте, но в то же время более хрупкие, более тонкие... И более разные. Иногда встретишь и думаешь - ну и лицо! Ну и деградация! А иногда приедешь в какое-нибудь гадюкино, видишь ребенка и думаешь - ну и лицо! С небес его прислали, не иначе... Уникальная чистота, потрясающий интеллект. Мне наши дети нравятся больше, чем мы:).

Байка про мою дочь. Начитавшись в инете, кем хотят быть дети, я ей задаю вопрос - кем станешь, Ариша? Она так серьезно - разведчицей. Вот это да, думаю... почти космонавтом. Да, продолжает она, я буду разведчицей. А работать я буду по прикрытием, в "Газпроме" - я - ???? - ну да, газ продавать - рассудительно продолжает мой восьмилетний ребенок - надо будет со временем прикупить акций. Не век же тебе работать, надо мне вас кормить, а продажа газа - ХОРОШИЙ СТАБИЛЬНЫЙ ДОХОД.

Мы с мужем до сих пор под впечатлением:).