Новый фасад Мариинского театра будет возведен по проекту КБ высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС), представляющего канадское архитектурное бюро Diamond & Schmitt Architects. Таково окончательное решение жюри конкурса, объявленного Министерством культуры в июне этого года.

Состязание архитекторов проходило непросто. Из девяти представленных заявок четыре по разным причинам были сразу же отклонены. Затем в середине июля разгорелся скандал: управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) пыталось признать незаконной саму конкурсную документацию для разработки решений фасадов.

Григорий Ревзин рассказал проекту «Сноб», что никаких нарушений в работе жюри он не увидел и что если уж предъявлять здесь какие-то претензии, то к российскому законодательству, которое позволяет устанавливать именно такие правила. «Мне не кажется, что конкурс получился скандальным, — говорит искусствовед. — Да, в начале лета ФАС пыталась признать наши условия чересчур требовательными. И действительно, только для участия в конкурсе претендентам нужно было предоставить залог в полмиллиона долларов. Для многих этот порог стал совершенно непреодолимым. Но наши законы позволяют заказчику устанавливать именно те условия тендера, которые он считает необходимыми. Кому-то тендер мог показаться несправедливым, но внутри него все было спокойно, даже чинно».

Заявки участников оценивались по 100-балльной шкале. Основные критерии оценки — сроки выполнения работ, страховая сумма, опыт строительства фасадов. Жюри не столько выбирало победителя, скорее его просчитывало. И тут у канадцев были явные преимущества: «Да, они представили самый дорогой проект стоимостью в 300 млн рублей, — поясняет Григорий Ревзин, — но при этом у них и самая большая страховка на случай невыполнения условий договора — 330 млн рублей и самые сжатые сроки сдачи — всего девять с половиной месяцев. Такого нет ни у кого. Ну и, конечно, их очень хотел заполучить Валерий Гергиев (художественный руководитель театра. — Прим. ред.), ведь именно КБ ВиПС перепроектировало отклоненный им проект Перро. И потом, влиять на что-либо в строительном тендере практически невозможно. Просто вычисляются коэффициенты, и никак иначе определить фаворита нельзя. Процентов на семьдесят решение принимается автоматически — на основании тех документов, которые подали участники, и только на оставшиеся тридцать можно "жюрить"».

Интрига в конкурсе все же присутствовала. Основная борьба развернулась между проектами бюро Diamond & Schmitt и архитектора Андрея Бокова. Григорий Ревзин поставил обоим участникам примерно одинаковые оценки. Но предложение канадцев оказалось более практичным.

Питерцы, видимо, отнесутся к итогам конкурса скептически. Им памятна история с проектом Доминика Перро, который был отвергнут властями. Кроме того, Мариинка — театр государственный, поэтому все ищут здесь следы каких-то административных маневров или прямых манипуляций. Однако Григорий Ревзин считает принятое решение не самым худшим: «Этот театр в контексте архитектуры Петербурга несравним с башнями Газпрома. Оно вполне себе вписывается в общую структуру застройки, не сильно выпендрежное, может быть, даже тривиальное, скучное. Но Гергиев что-нибудь добавит: там все-таки музыка будет. А само здание — просто такая фабрика для производства музыки. Когда фабрика не работает — скучно, а заработает — будет интересно».

Елена Краевская