Вера Рыклина /

Не штрафом единым

Что общего между парковкой в неположенном месте и игрой в прятки

Фрагмент постера социальной рекламы агентства Beats Below, Бразилия
Фрагмент постера социальной рекламы агентства Beats Below, Бразилия
+T -
Поделиться:

С 1 июля в России значительно повышаются штрафы за нарушение правил дорожного движения. По новому «прейскуранту» среднестатистическому москвичу-автомобилисту каждая поездка, например, до работы или в кинотеатр в теории может обойтись в несколько тысяч рублей. Штрафы повышают серьезно, в десять раз: теперь за оставленную в неположенном месте машину придется платить 3000 рублей. За движение по выделенной полосе для общественного транспорта — еще 3000. За быструю езду во дворе — еще столько же.

Вроде бы все просто: нечего нарушать правила, и никакие штрафы не грозят. Но я не знаю ни одного человека, который бы никогда не парковался на пешеходных переходах, под запрещающим знаком или у автобусной остановки. Например, у торгового комплекса «Европейский» машины стоят третьим, а то и четвертым рядом. Всегда — в любой день и в любое время. И я знаю нескольких человек, которые плевать хотели на эти штрафы, потому что «в Москве легче штраф платить, чем парковаться по правилам».

Это правда. Мы все паркуемся где попало. Точнее, там, где видим пространство, в которое предположительно можно втиснуть автомобиль. По данным IBM Global Parking Survey, исследования, посвященного паркингу в самых крупных городах мира, в среднем москвичи ищут парковочное место около 11-20 минут. Это не самый плохой вариант: в Париже, Мадриде, Мехико и Пекине приходится кружить по дорогам еще дольше. Но, по словам Сары Галлиган из исследовательской компании IBM, которая уже несколько лет изучает условия, созданные для автолюбителей в разных странах, есть один немаловажный нюанс: в Париже или Мадриде водитель, потратив почти полчаса на поиск парковочного места, находит его и оставляет там машину. В России он, как правило, через те самые 11-20 минут бросает ее где придется.

Все упирается в размер штрафа, считает Галлиган: там, где он высокий, нарушений по минимуму. Там, где вполне терпимый, — море. В том же Париже, например, с тех, кто паркуется не по правилам, берут до 150 евро. Это в двадцать раз больше чем нынешние московские 300 рублей, и в два раза больше, чем грозящие нам 3000.

О том, что штрафы работают, спорить не приходится: как и любое потенциальное наказание, они отваживают большую часть потенциальных нарушителей. Увеличение уже существующих штрафов работает так же: тот, кто готов заплатить рубль, не всегда может отдать десять. Например, в Германии пару лет назад значительно увеличили штраф за вождение автомобиля в нетрезвом виде: до 500 евро для попавших впервые и до полутора тысяч для «рецидивистов». По сообщению The Local, число пьяных, пойманных за рулем, всего за год снизилось на 14%.

Или вот другой, не автомобильный пример: через год после введения штрафов за курение в публичных местах в Нью-Йорке число курильщиков снизилось на 100 000 человек.

А по словам Сессил Ньют из Дорожной службы Лондона, после того как год назад в Великобритании ввели штраф за выброс мусора из окна автомобиля, на улицах города стало заметно чище. «Это не пустые слова, — подчеркивает она. — Мы экономим реальные деньги на уборочных машинах: за этот год мы смогли снизить их число почти на 8%».

Штрафы — это отличный пугач, говорит социолог Джордж Симон из Калифорнийского университета. Действует почти всегда, потому что даже самые обеспеченные и легкомысленные люди не хотят тратить деньги впустую. Они, может быть, даже были бы готовы заплатить сумму, равную штрафу, за платную парковку: в этом случае понятно, за что платишь.

Но штраф чисто психологически воспринимается человеком как плата за то, что тебя поймали, за проигрыш в своеобразной игре в догонялки или прятки. При высокой вероятности проиграть многие отказываются играть вовсе. Именно поэтому по всему миру безотказно работают таблички «вас снимает камера» на автомагистралях: не важно, установлен ли фиксатор скорости на дороге на самом деле, — скорость снижают все.

Приблизительно на такую же психологическую особенность человека надеялись в немецком Фленсбурге, когда придумывали свою Verkehrssünderkartei — карточку, в которую водителям заносят штрафные баллы за нарушение правил (что-то наподобие советской системы проколов). Проезд на красный свет — 3 балла, оскорбление на дороге — 5 баллов, обгон по встречке — 7 баллов. Набираешь 18 — лишаешься прав, восстановить их потом очень и очень сложно. Эти карточки в Германии считаются одним из наиболее эффективных средств воздействия на водителей: не потому что права отберут, а потому что игра захватывает.

Кроме того, в Фленсбурге запустили социальную рекламу, смысл которой сводится к тому, что баллы — это стыдно, а их отсутствие — круто. Говорят, это работает, и среди молодежи уже принято хвалиться чистыми карточками.

На Западе к увеличению штрафов или введению новых почти всегда добавляют мощную социальную кампанию, которая подробно, доходчиво и нудно вдалбливает в головы жителям, почему то, что они делают, плохо. В Англии, когда вводили штраф за мусор из окна автомобиля, по телевидению крутили специальные ролики о 700 000 мешков с сигаретными бычками, которые ежегодно собирают на дорогах. В один день кидать сигареты на землю перестали даже школьники.

Мы в России тоже такое видели: вдруг не пристегиваться в машине стало неприлично. Все, кто раньше кивал на критическое неудобство ремней безопасности, стали ими пользоваться и корить тех, кто еще не осознал необходимости это делать. Говорю по собственному опыту: противостоять тому всеобщему прозрению было невозможно. И увеличение штрафа тут совсем ни при чем. И социальной рекламы вроде бы не было. Кажется, просто так совпало.

Я — автомобилист и, как и все, паркуюсь где попало. Но почему-то очень хочется верить, что нынешнее повышение штрафов каким-нибудь чудесным образом совпадет с тем, что неправильно парковаться тоже станет стыдно. А то ездить мимо плотно заставленного «Европейского» сил больше нету. А за соцрекламу может сойти мобильное приложение для интернет-газеты The Village — Parking Douche («Лох парковки»), посвященное безобразно запаркованным автомобилям. Кстати, этот проект только что взял главный приз в категории Mobile на фестивале рекламы в Каннах.

Комментировать Всего 18 комментариев

Мне трудно себе представить, почему возле европейского столько оставленных как попало машин, ведь там есть паркинг, это просто-напросто удобнее. А вот в других местах....почему, спрашивается, на Новом Арбате по нечетной стороне парковки вдруг стали не для всех, а по каким-то там босковским карточкам??? Мне интересно, это вообще законно?

в европейском на парковке очень быстро заканчиваются свободные места и заезд на нее очень долгий и не самый удобный.. может, дело в этом? хотя я с тружом могу себе представить, что руководит человеком, когда он бросает машину в пятом ряду...

а про Новый Арбат я не знала.. удивительные вещи, конечно, у нас встречаются..

Если парковка огорожена и относится к предприятию, там расположенному (магазин Весна), то законно. Равно как и парковки при других офисных и торговых центров и всяких учреждениях.

Вполне понятно, что Боско при дифиците парковок заботится о комфорте своих клиентов, ограничивая места на парковке для всех остальных. Кстати, я не думаю, что по всей нечетной стороне Нового Арбата попасть на парковку можно только по босковской карте. Я думаю, что по босковской карте парковка бесплатна, а не по карте - по тарифу. Впрочем, не буду утверждать, так как точно не знаю. Но факт в том, что на НА все парковки платные.

Возможно, и не все парковки на НА оккупировал Боско, надо проверить... Но суть в том, что по тарифу там не пускают, именно по карте+тариф, а ведь карты у меня может не быть, даже если я еду в эту самую Весну и клиент Боско...мне показалось это странным

Видимо, при дифиците парковочных мест из всех клиентов они вынуждены отдавать предпочтение тем, кто с большей вероятностью потратит у них деньги. А это - владельцы карт. Кроме того, они страхуются от тех, кто заезжая на их парковку, идет к соседу и тем самым отбирает парковочные места у настоящих клиентов. Сказать то можно все что угодно :)

Хорошо бы по карте сноба пускали на такие парковки) Скоро это будет актуальнее, чем скидки в ресторанах

Эту реплику поддерживают: Марина Джаши

Я думаю проблема с парковками машин у нас связана не столько с тем, что парковаться в неположенном месте не стыдно, сколько с тем, что парковаться в положенном месте невозможно в силу его отсутствия.

Вторая проблема, на мой взгляд, заключается в том, что у нас, в отличие от Европы, автовладельцы не очень хотят парковаться на платных парковках. Если в Европе люди ищут разрешенное место, то у нас - бесплатное. И это не связано с уровнем дохода автолюбителей, это у нас менталитет такой - не хотим мы платить за парковку. Например, Смоленский пассаж, в котором есть нормальный и всегда пустой подземный паркинг. Но перед ним, равно, как и перед Европейским, всегда полно довольно дорогих машин. Таких примеров можно приводить сотни.

Я думаю, что прежде чем вводить сумасшедшие штрафы за неправильную парковку, необходимо обеспечить доступные (в смысле имеющиеся в наличии) парковочные места. И если у меня будет выбор - поставить машину за 100 рублей в правильное место или получить штраф 3000, я выберу первое. А если у меня будет выбор - не поставить машину никак или (может быть ) не получить штраф, то я буду рисковать, потому что машину мне все равно поставить надо.

Что же касается Европейского, то там другая ситуация - там существует отдельный вход с 1 этажа в галерею, которая позиционируется "не для всех". И при ней не для всех существует бесплатная парковка. Подразумевается, что потрбители этой галереи не пересекаются с основной массой посетителей всего Европейского и им не комильфо спускаться с 6 этажа паркинага на первый, а потом подниматься обратно. (и платить).  При этом, парковска там, хоть и нетривиальная, но вполне себе нормальная - широкая рампа, нормальный угол, просто она на крыше расположена.

я с вами не соглашусь по поводу отсутсвия мест. то есть, конечно, их не достаточно, но они есть. просто иногда для того, чтобы встать "правильно" надо отъехать от нужных дверей на 100, а то и 200 метров. а вот этого у нас совсем не умеют.

у каждого присутственного места должно быть минимальное количество парковочных мест. Есть определенное соотношение площади и назначения места, по которому определяется кол-во парковочных мест. Если их не хватает, то возникает та ситуация, которую Вы описываете. Если хватает - не возникает :)

Конечно, кому-то лень пройти и 50 метров до нужной двери, но как правило, если глухо, то глухо. Большинство все-таки готовы размяться, особенно если машина стоит без угрозы эвакуации. Но с другой стороны известны места, где машины таскают практически по расписанию. И парковка (платная) есть. Нет же, все равно под знак ставят... 

мне кажется, это наше вечное "авось" - авось сейчас не приедут-)

Александра Карт Комментарий удален автором

Вы просто скоро перестанете ездить туда, где степень дискомфорта (от парковки) превышает степень потребности от попадания в это место.

а что делать, если я живу рядом с европейским?-))

так я просто мимо пытаюсь проехать - а припаркованные машины перегораживают три, а то и четыре полосы!

Но штраф чисто психологически воспринимается человеком как плата за то, что тебя поймали, за проигрыш в своеобразной игре в догонялки или прятки.

Верно подмечено, все дело в рисках.

Спасибо за интересную статью!

Около Европейского особая ситуация: мало того, что там вокзал, так и еще и торговый центр. На парковку в ТЦ многие не едут по причине банальной лени. Ведь куда проще кинуть машину на обочине, чем кружить по этажам парковки, искать место, потом искать оплату парковки, потом выезжать...Проще кинуть машину и все. Поэтому у нас и непопулярны подземные парковки в том числе. Одна из них (бесплатная) находится между манежной площадью и площадью революции, но многие о ней знают ? Она всегда полупустая. И таких примеров много.

Поэтому у нас не приживется идея с многоуровневым паркингом, как в Китае или Японии. А вот идея строить дома с подземным паркингом в расчете 1 квартира=1 машина хорошая. Только квартиры будут стоить еще дороже, в нашем паркинге машиноместо зачастую стоит дороже машины, и парковка полупустая.

Очень верю в силу штрафа и его исполнение. Надеюсь, что-нибудь изменится.

И да, я никогда не парковался в запрещенном месте, и в месте, где я могу кому-нибудь помешать, да, я иногда тратил и 20 минут на поиск места, но всегда ставил по правилам. Так что тут вопрос желания, место всегда можно найти, я думаю.

И еще один вопрос, немного не в тему парковки, но в тему штрафов: были ли преценденты, когда штрафовали за езду по выделенной полосе? Сколько не езжу, наблюдаю одну и ту же картину: ездят все, как будто и нет сплошной. Включая сотрудников полиции и дпс ;)

"Одна из них (бесплатная) находится между манежной площадью и площадью революции, но многие о ней знают ? Она всегда полупустая"

Илья, не опишите это место поточнее? Это не та ли, которая упирается в ТЦ "Охотный ряд" и выйти из которой практически невозможно?))) Если это она, то пару лет назад она была сильно платная.