Фото: Степан Пачиков
Фото: Степан Пачиков

«Город облаков» — это соединенные между собой прозрачные формы из органического стекла, зеркал и полированной стали, напоминающие одновременно огромные мыльные пузыри, отчасти соты и отчасти батискаф. Описать их точнее сложно. У кого-то они могут вызвать ассоциации с теплицами  садоводов, построенными из стали и стекла и поднятыми над землей. А некоторые участники проекта «Сноб» во время экскурсии вспоминали фильм «Солярис» Андрея Тарковского.

Внутри модули состоят из множества стеклянных и зеркальных поверхностей. Оказываясь там, быстро теряешь не только всякое ощущение реальных границ, но даже понимание того, где находится пол, а где потолок. Требуется некоторое время и изрядное усилие, чтобы осознать, как и куда двигаться дальше.

С каждым шагом внутри конструкции зеркал и стекол становится как будто все больше. Взглянув под ноги, обнаруживаешь множественные отражения, в глубине которых открывается нью-йоркское небо в обрамлении манхэттенских высотных зданий и буйной зелени деревьев Центрального парка. Кажется, что сила гравитации здесь ослабевает. Как в «Алисе в Зазеркалье», парк превращается в таинственный летающий сад, скользящий в пространстве в сопровождении конвоя белых облаков. Во множестве зеркал бесконечно копируются люди, с любопытством заглядывающие в них как в будущее, где, как им кажется, все будет иначе, чем сейчас.

Органическое стекло, то ли в силу своих физических свойств, то ли по задумке автора, слегка изгибается и потрескивает под ногами посетителей. Они невольно хватаются за поручни и спешат пройти дальше, надеясь почувствовать себя хоть чуточку уверенней.

Как уверяют организаторы выставки, Томас Сарацено исследует с помощью зрителей способы существования человека, которые, возможно, придется всем нам испытать на себе в будущем. Объект создан на стыке архитектуры, науки, искусства, геометрии и аэронавтики. В этот список я бы добавила социологию и психологию, потому что автор предлагает зрителям не просто пассивно любоваться своим произведением, а дает возможность пройти через объект и ощутить себя в непривычной обстановке, пытается пробудить в них дух исследования и готовность встретиться лицом к лицу с будущим.

Лично мне трудно представить себя в таком будущем. Лучше всего я чувствую себя в лесу, когда стою босиком на траве, а в «Городе облаков» — неуверенно и несколько болезненно. Но я понимаю, что это было одной из задач художника — заставить зрителей почувствовать неуверенность и зыбкость окружающего пространства, увидеть небо в облаках под ногами и над головой, оказаться в «другом измерении» и попробовать существовать в нем.

Зайдя в «Город облаков», трудно понять, в какую сторону ты должен двинуться, чтобы вернуться к тому месту, откуда начал путь. В некоторых жизненных ситуациях мы ощущаем себя так же: чувствуем, что потеряли свой путь, но не понимаем, на каком именно этапе и как вернуться к началу.

В этот раз участникам проекта «Сноб» помогала представитель Метрополитен-музея Наоми Такафучи, которая чувствовала себя в «Городе облаков» как дома и не дала нам затеряться в многочисленных отражениях Манхэттена и зеленой биомассе Центрального парка вкупе с легкомысленными облаками.