Кому нужно бесплатное онлайн-образование

Качественных университетских курсов, предлагаемых в сети бесплатно, становится все больше. А зачем они нужны?

Иллюстрация: Сноб.Ру
Иллюстрация: Сноб.Ру
+T -
Поделиться:

На выходные Вашингтон накрыла гроза. И как обычно после подобных катаклизмов, у миллиона жителей в округе американской столицы отрубилось электричество. Катастрофа, однако, заключалась не в испорченном содержимом холодильника и даже не в том, что последствия банальной грозы регулярно парализуют столицу сверхдержавы, а в том, что интернет пропал до того, как мне удалось послать домашнее задание онлайн-курса на тему реформы здравоохранения. А поскольку курс бесплатный и автоматический, в понедельник ровно в пять утра сайт перестал принимать ответы. Непонятно было даже, кому пожаловаться на электричество — видеолектору, что ли? Или коллегам по виртуальному курсу в специально отведенном для этого форуме?

А как хорошо все начиналось! Бесплатное онлайн-образование казалось идеальным вариантом для тех, кто подумывает о смене карьеры, но не может позволить себе все бросить и пойти получать второе высшее, тем более когда сам толком не знает, на какое шило менять свое мыло. Это неплохой вариант и для тех, кто при нынешних ценах вообще не может позволить себе высшее образование.

И если раньше приходилось довольствоваться крохами: дисками с университетскими курсами из библиотеки или беспорядочно разбросанными по сети видеолекциями видных академиков, зачастую в незавидном качестве, то в последнее время между американскими вузами началась настоящая гонка — кто застолбит роль лидера в нише бесплатного качественного онлайн-образования.

В наши дни в сети можно найти несколько сотен полноценных и вполне упорядоченных курсов на любые темы: от той самой реформы здравоохранения (о которой рассказывает Зик Эмануэль, старший брат бывшего главы администрации президента Обамы и нынешнего мэра Чикаго Рама Эмануэля) до технологии вживления имплантатов, не говоря уж о курсах программирования любой степени сложности. Причем к курсам, как положено, прилагаются списки литературы, домашние задания и экзамены. И, казалось бы, учись и радуйся, хоть в Стэнфорде, хоть в престижном Массачусетском институте технологии, и никаких тебе вступительных SAT или GRE-экзаменов, десятков тысяч долларов платы за обучение и обивания порогов разных фондов в попытках выпросить стипендию. И пешком в Москву, ну, или хотя бы в Бостон за знаниями отправляться не надо.

Чего к курсам не прилагается, так это стимула — отсутствие платы за обучение и «корочки» требуют при плотном графике железной самодисциплины. Добравшись до компьютера в десять вечера, просмотрев лекцию длиной от пяти минут до получаса, легко махнуть рукой, сказав себе: «Да, и так все ясно, чего еще сейчас сидеть, писать...»

Другая проблема бесплатного онлайн-образования формулируется как «жадность фраера сгубила». Курсов так много, хороших и интересных (хотя начала некоторых нужно ждать несколько месяцев), что хочется записаться сразу на все подряд. Но когда они вдруг начинаются все одновременно, каждый день на твою электронную почту приходят напоминания об очередном домашнем задании, и гложет тоскливая мысль: «И зачем это мне было нужно?»

И это еще при хорошем раскладе, когда и работа есть, и знания чисто для себя, и не надо ломать голову, как такое заочно-бесплатное образование вписать в резюме.

Так как все-таки в наше время разрешить философский спор о том, что важнее — знания или формальное образование? Или формальное образование из Н-ского уезда, или неформальное и бесплатное, но из Гарварда?

Высшее образование в Америке до сих пор считается лучшим, но при растущей цене обучения — все менее подъемным. В 2011 году средний долг студентов в США составлял 23 300 долларов. 10% задолжали свыше 54 тысяч долларов, и еще 3% — свыше 100 тысяч долларов. В местных СМИ периодически публикуются печальные истории студентов из малоимущих семей, которые хотели во что бы то ни стало реализовать мечту учиться в престижном вузе — и попали в долговую яму. В мае газета «Нью-Йорк Таймс» рассказала читателям о Келси Гриффит, получившей степень по маркетингу: в 23 года она задолжала 120 тысяч долларов за образование и говорит, что никто ее не предупредил о необходимости выплачивать по 900 долларов в месяц после окончания университета, чтобы погасить долг. Ей пришлось подрабатывать на двух работах официанткой — работы по специальности пока немного — и скоро придется переехать к родителям в целях экономии.

Сегодня трудно сказать, кто первым придумал бесплатное качественное онлайн-образование. Массачусетский институт технологии открыл доступ к материалам своих курсов свыше десяти лет назад — их счетчик нащелкал уже свыше ста миллионов виртуал-учащихся. Сайты вроде этого существенно упорядочили бесплатное онлайн-образование, разбив предлагаемые разными университетами курсы по темам, но на одном ресурсе, который к тому же позволяет завести собственную папку с курсами.

В этом году звездой онлайн-образования, безусловно, стал 35-летний Салман Хан, который превратил самопальные видеоуроки для своей племянницы Нади в проект http://www.khanacademy.org с 32 работниками и пятью миллионами посетителей в месяц. Хан, финансовый аналитик, не имеющий никакого формального педагогического образования, решил не останавливаться на достигнутом — с поклонниками вроде Билла Гейтса и миллионными пожертвованиями на развитие проекта он посягнул на саму систему преподавания, утверждая, что фронтальные лекции неэффективны и пришло время перейти на предложенную им новую модель: ученики, от школьников до студентов, должны слушать лекции самостоятельно, в их темпе, а в классе выполнять с учителем задания, делать всякие проекты и ставить эксперименты.

Естественно, у идеи Хана нашлись и противники, напоминающие, что нет никаких научных доказательств того, что компьютерное обучение более эффективно: результаты исследований достаточно противоречивы. Но видеоуроки, которые он записывает рекордными темпами (как правило, на экране появляются записи и диаграммы, написанные от руки, сопровождаемые голосом за кадром), используются уже в 15 тысячах классов.

Между тем калифорнийский предприниматель Шай Решеф пытается решить проблему бесплатного образования иным способом, лоббируя формальное признание основанного им «Народного университета» (University of People). На прошлой неделе фонд Билла и Мелинды Гейтс пожертвовал ему на эту цель полмиллиона долларов, и его поддержал также фонд «Глобальная инициатива» Билла Клинтона. На сегодняшний день в университете зарегистрированы свыше 1500 студентов из 130 стран, которым добровольно вызвались помогать 2900 профессионалов из Гарварда, Оксфорда, Йеля, университета Колумбия, Ратгерс, и так далее — практически по два профессора на одного студента.

По словам Решефа, его проект предназначен для людей в любой точке земного шара: «Наша целевая аудитория — миллионы людей во всем мире, которые по разным причинам — финансовым, географическим, личным — не имеют доступа к высшему образованию. Мы хотим открыть двери университета всем, кому оно нужно».

Правда, и у «Народного университета» есть базовые требования: все занятия проводятся на английском, для поступления необходимо иметь школьный аттестат и на сайте требуется внести разовый взнос — около 50 долларов или меньше, в зависимости от среднего дохода в стране, где проживает абитуриент. При полном отсутствии средств деньги на взнос можно собрать у спонсоров на том же сайте. У тех, кому приходилось сталкиваться с качеством интернета в некоторых странах третьего мира, возникает вопрос, как же они там будут смотреть видео, да и на каком, собственно, компьютере, но это уже технические детали, которые Решефа не смущают. Конкуренция его тоже не пугает: «Наша цель — дать доступ к высшему образованию всем желающим, и если другие хотят того же, это замечательно. У миллионов людей нет доступа к высшему образованию — чем больше будет бесплатных университетов, тем лучше будет наш мир. Мы верим в то, что места хватит всем — реакция платных университетов в целом была очень позитивной, мы рассчитываем на другую целевую аудиторию. И чем больше престижных университетов открывают бесплатные онлайн-курсы, тем больше это легитимизирует саму идею качественного онлайн-образования».

Ник Парланте, профессор из Стэнфордского университета, преподающий популярный бесплатный курс базового программирования, говорит, что закончить его удается всего 10-20% от общего числа записавшихся: «Понятно, что гораздо проще нажать кнопку "заинтересован" в курсе, нежели реально закончить его, так что не так уж это удивительно».

На вопрос, станут ли бесплатные курсы серьезной конкуренцией платному образованию, Парланте отвечает, что, вероятно, «как в случае с Википедией, наличие бесплатных курсов поможет улучшить качество платного образования».

«Проблема этих курсов заключается в том, что приходится полагаться на честность студентов, что они реально будут решать проблему, а не "гуглить" ответ. Можно, конечно, поставить систему, предотвращающую списывание и так далее, но поскольку задача трудоемкая, сложно будет оставить эти курсы в режиме бесплатного пользования», — говорит Парланте. Конечно, ничего похожего на общение с живым классом тут нет, признает он: «Но мне удается достучаться до такого количества людей, что это приносит иное удовлетворение. В любом случае, никто не становится учителем с целью заработать денег».

Комментировать Всего 33 комментария

Наташа, спасибо большое, очень интересно. А как обстоят дела с он-лайн образованием на русском языке?

Присоединяюсь к вопросу и сообщаю то, что мне известно:

- есть яндексовская "Школа анализа данных", все видеолекции и много иных материалов выкладываются в свободный доступ на сайте;

- есть замечательный intuit.ru, который уже очень давно работает, и насобирал много бесплатных курсов и цельных программ (в основном IT, но чем дальше, тем больше курсов по общим и гуманитарным предметам); там даже можно получить в итоге диплом государственного образца от одного из сотрудничающих с проектом университетов - но это уже платная услуга, плюс придется раз в полгода все же ездить сдавать экзамены лично.

Есть такие дистанционные курсы по специальностям. Например от МЭСИ и ЕАОИ. Разница только в том, что там есть какая-то символическая цена и дается корочка. Проблема будет только с мотивацией, курсы хорошие, а качество образования - оно как правило зависит только от того как ты учился.

А вы не знаете, на этих дистанционных курсах как обстоят дела с взаимодействием студентов и лекторов и со сдачей экзаменов?

В смысле, нужно ли приезжать физически в университет время от времени, или можно от начала и до конца пройти всю программу в своем темпе хоть за год, хоть за десять, сдать какой-то итоговый экзамен и получить диплом.

Тестирование проходят онлайн, причем когда вы открываете тест в браузере у вас нет возможности его сворачивать - если вы его свернете (или сделаете окно неактивным) - тест автоматически закончится. Там дается ограниченное время на его прохождение. Разные вопросы и тд.

Общение с преподавателями идет через консультационный форум.

Возможно я чего-то еще не знаю, и возможно какие-то экзамены надо будет сдавать как-то иначе...

Спасибо, похоже на интуитовскую схему. Очень удобно в таком случае. :-)

Кажется, что в онлайн-образовании самое ценное - это свобода выбора: как набора предметов, так и (главное) темпа их изучения.

Про свободу выбора: я учила РКИ онлайн в Центре при МГУ, там, скорее, не онлайн, а аналог заочки, когда высылают учебники и задания, ты присылаешь ответы. Но с поддержкой в виде возможности задать вопросы в скайпе. Не то.

И еще курс технологий HR, Там все построено на сторителлинге плюс очень мощное взаимодействие с куратором. И вот это я не закончила, потому что там в программе ставят срок на каждый урок - два или три дня. А я сразу писала, что, в силу занятости, могу делать 1 урок в неделю. Это мой возможный темп. Но у них там программа какая-то автоматом начинает долбать письма: у Вас осталось 2 дня, 1 день - поднапрягитесь, выберите час и т.д. И все врем надо отписываться куратору, чтобы тебя не отключили от подписки. При том, что мне технологически очень понравилось, вот эта ученическая позиция, когда за тебя определяют сроки и ты должен отпрашиваться - ну совсем не для меня или не для моего возраста. 

Это тоже неплохо - то, что вы описываете, - но я так понимаю, там только средства преподавания меняются на онлайн-аналоги, а суть остается той же? Наверное, удобно для тех, кто хочет непременно целую программу пройти в четко заданный срок, но не имеет возможности физически посещать занятия.

Мне тут интуит милее: читаешь что хочешь, когда хочешь, и если хочешь, чисто для себя проходишь тесты и получаешь галочку об освоении курса. Тут уже и суть образовательной методики меняется: вся ответственность - на обучающемся, индивидуальная по набору знаний и по срокам освоения программа у каждого без висящего над головой дамоклова меча незачета.

О, мне такой вариант однозначно близок. Но пока не встречала.

Ну как же не встречали, когда intuit.ru на этом построен.)

А если без тестов (я вот не люблю их), то можно просто слушать/читать лекции в произвольном порядке с любого из целой кучи сайтов, где их выкладывают. В посте некоторые из них упоминались, добавлю еще http://www.academicearth.org - там собрано множество видеолекций с известных университетов вроде Стенфорда, Йеля и МТИ.

А вот пойду смотреть, спасибо! Мне вот только курс кажется не набором лекций и тестов, а еще и каких-то практических занятий и интерактивных каких-то форм. Не знаю пока, как бы это все в онлайн выглядело. За ссылки спасибо!

Эту реплику поддерживают: Виктория Кузнецова

О, я как раз в этом году в целях эксперимента с прицелом на создание своих подобных программ пыталась пройти 2 курса. С совершенно разным процессом и совершенно разным результатом. Пока я в сомнениях, пойдут ли задуманные программы он-лайн. 

Ирина, а Вы из какой области хотите? Мы с подругой давно вынашиваем что-то вроде гуманитарно-экологической школы для школьников и не только, но чтобы была лабораторная база, куда можно было приехать, позаниматься, освоить методы и все такое... Но мы обе такие не виртуальные :(

Какая здоровская задумка! Надеюсь, вы ее таки выносите. :-)

Мы тоже надеемся, Виктория :) Но мы из поколения реала и уже сильно немолоды, нам обязательно нужны молодые единомышленники и единодейственники, из тех, кто в виртуале живет, как рыба в воде... 

...и кто в состоянии преподавать, да?)

Лет двадцать назад в Питере несколько образованных родителей собрались, почесали в затылках и решили, что государственные школы их не устраивают в качестве образования для родных детей. Не знаю уж, как они это оформили, но в итоге родилась одна из лучших Питерских гимназий. Первые годы они сами преподавали, детей было всего штук двеннадцать, и помещения не было постоянного совсем. А потом и учителя появились, и помещение, и конкурс большой. Во всяком случае, так мне одна из первых учениц, моя знакомая, рассказывала.

Это к вопросу о поколении реала. Было бы, чем делиться, а выложить материалы в интернет - дело нехитрое. ;-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

А мы тут, пока я в вузе работала, очень даже навострились выкладывать публичные лекции в сеть. И сами заодно друг друга смотрим)).Я вот недавно пропрасывала идею снобовцам записать по лекции и сделать Сноб-лекторий в свободном доступе. Тут же каждому есть что прочитать (ну, правда же, интереснее, чем как Ксения встретилась с мамой-то).

Ирина, так тут опять же, как я выше Виктории писала, менеджмент. Рассказать есть почти каждому, это верно, но ведь это же кто-то должен решить:  делаем, приехать, записать, оформить... Должна быть в первую очередь у редакции добрая воля на такое... 

Ну вот мы писали на простую камеру и на ютубе и в контакте это все чудесно видно и слышно)))

Эту реплику поддерживают: Наташа Мозговая

Это 610 классическая гимназия. Моя старшая дочь в ней некоторое время училась. Сейчас доучивается дочь моего друга.

В таких случаях вопрос всегда в менеджменте, в организации. Это самое тонкое место, мне кажется.

Согласна на счет организации, но зачем именно виртуально-свободные люди для организации?) Я вас неверно поняла, наверное - показалось, что имеется в виду проблема чисто техническая: портал сделать, через который все со всем будут общаться... это, если без шашечек, можно даже и на опенсорсе сделать. Ну или за не очень большие деньги у сторонних частных разработчиков (+ один человек внутри для того, чтоб ставить задачи и следить за их выполнением).

Увы мне, Виктория, я даже не знаю, что такое опенсорс, не говоря уж как с ним работать :((

Но мы в общем руки еще не опустили :))

Эту реплику поддерживают: Виктория Кузнецова

А мы хотим для школьников - среднего и старшего школьного возраста все, что касается социальных навыков и навыков обучения. То есть не конкретные дисциплины, а все, что поможет им в жизни и в освоении жизни, в учебе и в освоении наук. Мы даже слоган придумали: "То, чему не учат в школе". Потом описали идею айтишникам, и нам аккуратно так назвали бюджет. Мы расстроились и затихли))).И да. мы тоже хотели с офф-лайн поддержкой.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Здорово! :) Это наверняка было бы полезным многим детям и семьям. А за что айтишники хотели бюджет? За создание и поддержку сайта?

Да. Ну мы там навертели, конечно, чтоб детям прям так увлекательно было. Чтоб и анимация, и Хоггвартс виртуальный...Нам даже сказали, что Дж.Лукас такое не потянет, так что, мол, идите с миром))))И тогда мы, к стыду своему, про облачные технологии ничего не знали. И что там можно коммерциализировать, тоже пока не ясно. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

НАташа, спасибо за материал. Сейчас как раз с коллегой обмозговываем идею повысить квалификацию on-line в одном австралийском ВУЗе. Изначально идея показалась мне сомнительной. А сейчас прочла и подумала, отчего бы нет? Будет здорово, если кто-то здесь поделится своим опытом on-line обучения за рубежом.

Есть еще один интересный аспект использования таких он-лайн курсов. Мой сын, который через год закончит школу и, я надеюсь, поступит в зарубежный вуз, уже сейчас просматривает курсы нескольких выбранных вузов (хотя бы первых курсов). Цели две: 1) понять, в котором вузе ему предложат более соответствующую его запросам программу; 2) оценить, какие знания ему потребуются для успешного освоения этих университетских курсов, и приведение своего базового уровня к нужному уровню. Так что даже для студентов обычной формы обучения наличие курсов в интернете - хорошая опора.

Эту реплику поддерживают: Алена Рева, Виктория Кузнецова, Ирина Камаева

Отличная идея! А еще все эти видео-лекции отлично идут в качестве бессистемного расширения кругозора. Я под настроение то по астрономии лекции слушаю, то по истории, то по психологии, то по теологии. Ну и по специальности, конечно. Очень интересно, плюс плохих лекторов на видео не записывают обычно - получается хорошая альтернатива художественным фильмам. :-)

Эту реплику поддерживают: Наташа Мозговая

Ой, вот это супер! Я своим тоже такое подскажу. Спасибо!