Бери маффин и пойдем к Панчу
Музей детства, Museum of Childhood, — филиал лондонской галереи Victoria & Albert, но находится он на противоположном конце города, в Ист-Энде. Мы отправились туда с Хиллари, подругой моей бабушки: Хиллари взяла с собой свою внучку Лиззи, а я взяла фотоаппарат.
На первом этаже музея отведено место под стоянку колясок. Такие стоянки в Лондоне есть везде — в парках, оранжереях, возле непреодолимых лестниц.
Тут же, около стоянки, устроена небольшая выставка, посвященная recycling — переработке использованных вещей. В витринах выставлены дизайнерские столики, сделанные из барабанов стиральной машины, и одеяла, сшитые из лоскутков; над головой висят люстры из половников и пластиковых бутылок. Дети с любопытством рассматривают витрины и слушают экскурсовода, а потом дружно спускаются этажом ниже — там устроен учебный центр, где они смогут утилизировать в творческом порыве стопку вчерашних газет или безразмерное платье.
В центре есть свое расписание, по которому проходят занятия и мастер-классы: сегодня это может быть пресловутый recycling art, а завтра подростков будут учить снимать свои собственные мультфильмы. В конце занятия созданный мультфильм записывают на диск, чтобы забрать домой и показать родителям.
Сам музей похож на огромный вокзал со сводчатым потолком и кафельным полом. Посередине расположился небольшой магазин, где все игрушки и открытки установлены на уровне глаз семилетнего ребенка. Здесь продаются книжки с картинками, прыгающие мячики и пижамы с принтом под смокинг.
Рядом большое кафе с маффинами, овсянкой и высокими стульчиками. Вокруг тянутся двухэтажные галереи со стеклянными витринами.
Хиллари показывала Лиззи игрушки своего детства и вздыхала над ними. Восковые куклы, колыбельки с облаками оборок, старинные Панч и Джуди, архивные фотографии, рукодельные игрушки — все эти предметы, выставленные в витринах, интересны бабушкам и студентам арт-колледжей, которые приходят сюда с альбомами и фотоаппаратами в поисках вдохновения.
Скоро мы Лиззи потеряли. В музее очень много уголков и закоулков — и в каждом найдется что-нибудь интересное. Лиззи убежала гулять в зеркальном лесу со светящимися колоннами, играть в кукольный театр, изучать кукольный домик с крошечными стульчиками и примерять настоящие детские туфли викторианских времен.
Потом она нашла ящик с костюмами ведьм и полицейских, нарядилась феей, покаталась на лошади-качалке и нарисовала свой собственный зоетроп — крутящийся барабан с иллюзией движущейся картинки. Завернула на выставку, посвященную Роальду Далю и его постоянному иллюстратору Квентину Блейку...
... и бросалась там подушками, сделанными в виде молочных бутылок, в гиганта без головы.
А после в «комнате смеха» смеялась над своим отражением в огромном кривом зеркале.
В конце концов мы отловили Лиззи в песочнице на втором этаже, где она с десятком школьников строила замок. Она немедленно взяла с нас слово прийти сюда еще раз через неделю — но мы с Хиллари пообещали это друг другу еще раньше, потому что нам в этом музее понравилось ничуть не меньше.
Александра Боярская