Чтобы поймать преступника, действуй как преступник. Это слоган «Отряда особого реагирования» («The Sweeney»), киноримейка британского сериала 1970-х, осуществленного Ником Лавом. Соавтор сценария — Джон Ходж, в 1990-е постоянно сотрудничавший с Дэнни Бойлом (от «Неглубокой могилы» до «Пляжа», включая эпохальный «Трейнспоттинг»). В главной роли — человек-зверь, актер животного обаяния и свирепости Рэй Уинстон. Смачная криминальная фактура: копы из спецотряда, не брезгующие мелким нарушением закона (часть отнятого у грабителей добра оседает в карманах полицейских), но в целом доблестные ребята, охотятся на кровожадных грабителей, убивших заложницу. Интенсивная частная жизнь: у главного героя роман с женой чиновника из отдела внутренних расследований. В результате получился идеальный, не обделенный ни адреналином, ни психологией action, на уровне азиатского бога жанра Джона Ву. Ник Лав — один из немногих европейских мастеров, способных снимать со страстью. Это было очевидно уже по его гениальной короткометражке 1998 года, нагло названной «Love Story»; в ней Undenied, песня Portishead, превращалась в аналог оперной партитуры, а сам мини-фильм — суровая и пронзительная зарисовка из жизни влюбленных бомжей — в запечатленную арию. Оперное начало ощутимо в мизансценах «Отряда особого назначения»: брутальные копы похожи на мифологических героев, даром, что носят кеды.

Фильм отлично подошел для открытия фестиваля. Правда, председатель жюри Апичатпонг Вирасетакул сбежал на десятой минуте — да, не его кино. Коллеги же Апичатпонга — мастера динамичных зрелищ Им Сан Су («Последний выстрел президента», «Вкус денег») и Роджер Эйвери («Убить Зоэ», «Правила секса») — досмотрели до конца с удовольствием. Напомню, что в жюри входит и искусствовед, куратор, специалист по видеоарту Ханс-Ульрих Обрист, один из создателей Московской биеннале 2007 года: такой компании будет не скучно заседать. Тем более, что конкурсанты первых дней располагают к спорам.

Но далеко от однозначности и то внеконкурсное кино, что продолжает начатые «Отрядом» показы на Пьяцце Гранде. «Лоре» (Lore) австралийки Кейт Шортланд — живописная мрачная сказка на немецком языке, а ее герои — дети нацистов, пытающиеся после ареста родителей в 1945-м году добраться до дома бабушки через поделенную союзниками на сектора страну. Заглавная героиня — старшая из пятерых, стаптывает башмаки и стирает кожу в кровь, на глазах становясь из картинной белокурой медхен женщиной. Американцы заставляют молодых немцев смотреть на фото узников концлагерей — под защитные скептические смешки, мол, это все актеры и спецэффекты. Лоре верит — и это одна из самых жестоких метафор взросления в кино.

«Руби Спаркс» Джонатана Дэйтона и Валери Фарис (прославившихся «Маленькой мисс Счастье») — фантастическая комедия, сочиненная Зоэ Казан — она же сыграла заглавную рыжеволосую бестию, материализовавшуюся девушку мечту, придуманную молодым писателем (Пол Д
эно)
(Общественное объединение «Этническое национальное объединение» (ЭНО, Э.Н.О.) запрещено на территории России *)
. Милое кино хорошего настроения — но и пост-модерн-версия легенды о Пигмалионе, и философское эссе о противоборстве любви и свободы, и исследование методов интерпретации реальности. Взрослые темы, отыгрываемые и основным конкурсом, о котором в следующих репортажах.