Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Записала рассказ Ларисы Ивановны Михайловой (до замужества — Паршиной) ее дочь Елена Михайлова

Лариного желания посмотреть на парад, что через несколько часов пройдет по Красной площади, не мог отменить ни мамин запрет, ни прохладная погода, ни дождик, то моросящий, то льющийся изо всех сил. По случаю праздничного дня она вплела в косички темно-красные ленты, привезенные еще из уфимской эвакуации. Эти обрезки особой ткани ей подарила соседка — мастерица по вышиванию воинских знамен. Требовало событие и самого нарядного платья. Вот только пальто на него пришлось надеть: холодным выдался июнь.

В поход отправилось несколько подружек — таких же, как Лара, двенадцати-тринадцатилетних девчонок. От Большой Декабрьской на трамвае добрались до зоопарка, потом пешком — до Никитских Ворот, отсюда до Манежной площади уже рукой  подать. Шагать было весело, потому что слева и справа шли в том же направлении, наверное, тысячи москвичей. Незнакомые люди поздравляли друг друга, кто-то играл на аккордеоне, многие пели, а потом вдруг вставали в круг и с удовольствием вальсировали. Зонтики не мешали, потому что почти ни у кого их тогда не было.

На площадь, где маршировали шеренги победителей, подружек, конечно, не пустили. Только и смогли они, добравшись до Манежа, увидеть зубцы кремлевских стен, несколько минут постоять рядом с событием, которого так долго ждала страна. Хоть и развернул их конный милиционер, обиды не было, радость в тот день была куда больше! И опять маршировали девчонки по лужам, в свои дома несли отличное настроение, переполнявшее московские улицы.

…Ларины кудряшки от долгого испытания сыростью завились с особой силой, с лент ручьем текла вода, сушить пальто пришлось несколько дней. Но дома «участницу парада» не ругали. Этот невероятный дождь в необыкновенный день торжества Победы моя мама вспоминает первым, когда речь заходит о 24 июня 1945 года.