Я не очень понимал друзей, митинговавших на Болотной etc: из-за чего? Коррупция слишком абстрактна, глобальна и вечна, чтобы из-за нее переживать. Фальсификация выборов — да, была, но, предполагаю, не сыграла фатальной роли. В конце концов, все эти порочные явления не противоречат человеческой природе. Другое дело — проделки мэра-плиточника, но отчего-то никаких уличных волнений против уничтожения Собяниным улиц Москвы не возникло. Или выходка нового Министерства культуры — отказ в выдаче прокатного удостоверения сербскому фильму «Клип» Майи Милош, обладателю одного из трех «Золотых тигров» Роттердамского кинофестиваля (где среди соперников «Клипа» был фильм Василия Сигарева «Жить»).

Дебют Милош — страстный, искренний, плотский, содержит максимально откровенные сцены секса. Герои фильма — подростки, но, дабы снять возможные юридические вопросы, режиссер сообщает в титрах, что все актеры достигли совершеннолетия. А для сколь угодно откровенных взрослых произведений придуманы возрастные ограничения. История религии подсказывает, что у евреев существовал запрет на чтение «Песни песней» до достижения тридцатилетнего возраста (возможно, Министерству культуры стоит подредактировать и Ветхий завет, есть там сомнительные места). В кино принято ограничение «до 16», и по сей день никаких проблем у фильмов, внимательных не только к духу, но и к человеческому телу, не возникало. Я даже не говорю о веселых 1990-х, когда с девяти утра до девяти вечера в кинотеатрах шла великая и — формально — абсолютно порнографическая «Империя чувств», которой предшествовало вступительное слово Кирилла Разлогова, сравнивавшего значение фильма Нагисы Осимы с «Войной и миром». В нулевые годы Министерство культуры сменило несколько рулевых, но никто не препятствовал выходу в прокат ни альманаха Destricted (иронично названного «Запрещено к показу»), ни «Клуба "Шортбас"» со сценами гей-порно, ни «Кен Парка», где сексом в кадре занимались едва достигшие допустимой законом планки подростки.

Порно давно стало частью «высокой» кинематографической культуры (только в последнее десятилетие его использовали ведущие мастера — Карлос Рейгадас, Ларс фон Триер, Брюно Дюмон, Гаспар Ноэ, Брильянте Мендоса), и жалобы взрослых людей на недопустимость подобного есть чистой воды ханжество, глупость и мракобесие. Под официальным письмом об отказе «Клипу» в прокате стоит подпись заместителя министра культуры Ивана Демидова, вероятно, помнящего о всесилии комсомольских и партийных цензоров: в конце 1980-х они сумели (хотя и ненадолго) воспрепятствовать выходу фильма «ЧП районного масштаба» — как раз про скрытое за чиновничьими очками и пиджаками ханжество и мракобесие. Надеюсь, в XXI веке враг искусства не пройдет. Название компании, пытающейся показать фильм «Клип» в России, — «Кино без границ» — окажется пророческим. Победа будет за нами!