![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/22D4AEE8_B6BE_4F73_89B2_6B49411CC82F_avatar.jpg)
Андрей Бильжо: Во время просмотра «Жить» я закрывал лицо руками
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/30/5d/305dba7298ecda9d2a65449388365544de44238ca2d21d352a6f8493bd88d44b.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a3/d8/a3d80b48bc0bd63de38513883b2df81e883a7dbea4d69e8d8685600f5926e64f.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/51/be/51be3f870463f8fd9243bda9a3157f8cb3c21547581083ef31b46a2c9bf1f18a.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5d/86/5d866ad56a4eb01c478603cab565c196517d867786d9de1a948fb9d0b3b46192.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/11/cd/11cd90b1337b5d943ccb6bce25295fc4ab8e2b450188876f882397dbabb1a9a8.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/69/03/69034ca41ed7d22899f4991570fb9f4f9da324fe0d6afa1866b8800e6e22184e.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/50/64/5064030337da3dc2e8176351a04151fd16fdc789be37a1e6a4e8a05e20279332.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9e/4e/9e4eff291a7668fe548626cc56cfb54d09d635ce551a3c434902fd800dd8b714.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/47/b0/47b00e511b83d0d8a694b4bb1fe5f740283abe0cf561c579e2d672d78a2d2f85.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/56/07/56071553e8a0a474b9e41639cd053f3e31acbf323804d66242087a6251fbf59b.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c9/f6/c9f6559e20b0e22bce627ed210b9e3e65cac30577e691974ed6dafeee09bfdca.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fc/d6/fcd67404bdc34959d735d28d10868244b84901fc1c1cf5279fa095095f355194.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/69/bd/69bdd658190a1f0e6dd27baeb6985ea9221e99aba6f5603c14d32e743bc15fec.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f8/ca/f8caab3d3a2bac7c19e0d04f1fd9e2abde8200209b63acd211b2b78bf37aa1a6.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a0/91/a09140e03ccb13b3c842c7e0c08cad24e6b628f2ae904320179be04d5cfa59a2.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/59/88/59889e24016e9bf68c004021164369639ba99cc5f0fbb3ba6d901c841fead2e8.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/43/72/4372c5666d11d823ad1c9eaea647b9b75ef48b24d65cc4b844d82838907bff48.jpg)
![Фото: Сергей Савостьянов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ba/e1/bae10368f2f13f52eed525f00afaf8ee0dac85f43d9144b8fe9a0726656b5ad1.jpg)
«Обычно я предлагаю зрителям уходить из зала, если они не выдерживают, но вас я бы попросил остаться» — так Василий Сигарев представил свой фильм «Жить» участникам проекта «Сноб».
У тех, кто успел посмотреть «Жить» в Роттердаме, на «Кинотавре» или в российской программе ММКФ, мнения совпадают: один из лучших фильмов года. Перед показом в кинотеатре «Фитиль» редактор журнала «Сноб» Вадим Рутковский предупреждает, что просмотр приятным не будет, но обещает очищение страданием: Сигареву удалось снять фильм в жанре трагедии, казалось бы, невозможном в наши дни. Исполнительница одной из главных ролей, жена режиссера Яна Троянова поддерживает Вадима. Зрители настроены серьезно — выбивается только воркующая парочка: держатся за руки, целуются, хихикают.
После финальных титров зал ошарашенно молчит. Виктор Майклсон быстро садится в машину и уезжает (хотя, может, его просто ждут срочные дела). На обсуждение в фойе остаются самые смелые. Яна Троянова встречает Татьяну Друбич, говорит, волнуясь: «Сначала совсем становится плохо, потом приходит освобождение». Впрочем, убеждать Татьяну в том, что фильм стоящий, не надо: ей он действительно понравился. Она переживает за режиссера и за минуту до начала обсуждения говорит тихо-тихо, для себя, не в зал: «Не рассказывайте ничего, испортите впечатление».
Но обсуждение начинается. Сигарев вспоминает случай из детства, выросший спустя годы в фильм: ему 12 лет, он видит похороны двух незнакомых девочек, идет за процессией, смотрит в глаза их матери. Главные вопросы зрителей: вправе ли искусство показывать смерть детей и вообще настолько радикально обращаться к теме смерти. «Перед тем как снимать на такую тему, надо снять несколько шедевров», — заявляет один из зрителей. Татьяна тихо повторяет: «Нет-нет, ничего не говорите». «Я хотел вернуть смерти ее истинное величие», — говорит Василий.
Дискуссия быстро переходит на выяснение, а были ли вы за МКАДом и видели, какая там на самом деле жизнь? Видели, были, жили? Но зачем все это показывать? Главным «адвокатом» становится Андрей Бильжо, который не побоялся признаться, что на некоторых сценах закрывал лицо руками: «Я в последнее время много путешествую по нашей стране. Такие фильмы необходимы, их нужно смотреть, делать, мне очень нравится прекрасная команда Василия». Впрочем, защищать Сигарева с Трояновой не надо — они способны постоять за себя и фильм. Троянова справедливо замечает: что ж вы так на смерти зациклились? Неужели не заметили, что фильм о любви? Актрисе вторит Сергей Чубоксаров, которого в зал привела жена — он не знал, что предстоит смотреть, думал «не понравится — уйду», но в итоге отменил все встречи: «Я теперь о жене буду задумываться, прежде чем давить на гашетку».