На мужскую психику Бэтмен и Человек-Паук влияют не меньше, чем куклы Барби — на женскую. Те и другие — очевидный образец для подражания, обаянию которого подвержены даже взрослые люди. Кукол и супергероев часто упрекают разнообразные блюстители нравственности (массу примеров можно найти у Линор Горалик в книге про Барби «Полая женщина»): они, мол, со своими гипертрофированными мышцами или неестественно длинными ногами, внушают недостижимый идеал красоты и поэтому заставляют обычных людей переживать из-за своего телесного несовершенства. Но трое психологов-экспериментаторов из университета Буффало нашли весомое возражение: полюбите супергероя по-настоящему, заявляют они, и вот тогда он поделится с вами силой.

Эксперимент, для участия в котором завербовали 98 студентов-мужчин (средний возраст — 19 лет), якобы проверял способность к запоминанию. Для этого участникам раздавали биографию супергероя с его ростовым портретом, на ознакомление с ней отводилась одна минута. Подопытные не знали, что художник нарисовал для разных групп двух разных Бэтменов — один с выпирающими буграми мышц, другой худосочный, но все же вписывающийся в образ «мрачного крепыша». То же самое проделали с Человеком-Пауком. Каждый получал ровно одну картинку, и возможности сравнить две версии супергероя ни у кого не было.

Кроме того, студентам пришлось заполнить три анкеты. Первая выясняла степень их симпатии к Бэтмену и Человеку-Пауку. Отношения персонажа и человека, который испытывает к нему сильную привязанность, психологи называют «парасоциальными»: они используют те механизмы мозга, которые отвечают за настоящую дружбу или влюбленность, но всегда остаются односторонними.

Во второй анкете добровольцы оценивали по семибалльной шкале, насколько они довольны своими бицепсами, объемом грудной клетки, мышцами вообще, весом, аппетитом и состоянием тела в целом. Всего в анкете было 33 таких вопроса, а также рисунок с пятью мужскими телами — от откровенного хиляка до брутального силача. Нужно было выбрать такого, чья мускулатура развита примерно так же, как у опрашиваемого. Потом каждому выдали ручной динамометр — его сжимают, чтобы измерить силу рук.

Статистический анализ показал: те, кто признался в «парасоциальных отношениях» с супергероями, после разглядывания мускулистой версии Бэтмена или Человека-Паука испытывали меньше неприязни к собственным мускулам (средний балл, который они выставили своему телу, — 5 по 7-балльной шкале). Авторы исследования объясняют, что такие отношения позволяют приписать себе дополнительные силу и способности. Но если дети прямо заявляют: «Я Бэтмен», то взрослые делают это бессознательно.

Самое удивительное, что от такого самовнушения возрастает реальная физическая сила. «Парасоциальные» подопытные сжимали динамометр на 31 процент сильнее, чем «непарасоциальные», но только если им предъявляли супергероя-силача. Худощавый Бэтмен или Человек-Паук никакого прироста силы не вызывал.

А вот студентов, которым Бэтмен и Человек-Паук откровенно несимпатичны, картинка с мускулистым персонажем заставила оценить свое тело всего на 4,2 балла из 7. Казалось бы, если ты совсем далек от культа циклопических мышц, супергерои не должны никак поколебать уверенности в себе. Но если ты отказываешься от «парасоциального партнера», то вынужден смотреть на вещи критически. Расплата за чрезмерную разборчивость — сплошной пессимизм из-за собственной неидеальности.

Авторы считают себя первыми, кто взял на себя смелость обратить внимание на мужскую внушаемость. Их коллеги обвиняли кукол Барби и тщательно отфотошопленных супермоделей в анорексии у женщин, но, оказывается, мужская самооценка — причем не у подростков, а у совершеннолетних студентов колледжа — точно так же поддается манипуляциям при помощи медийных образов. Неважно, со знаком плюс (у «парасоциальных друзей Бэтмена») или со знаком минус (у тех, кто его не любит). Пожалуй, это даже более важный вывод, чем то, что супергерои приносят своим поклонникам больше пользы, чем вреда.