3 арт-хита недели: святой в Большом, секс втроем и немецкое видео
1. «Франциск». Опера Сергея Невского для чтеца, двух солистов, хора и камерного оркестра на Новой сцене Большого театра 12–13 сентября
«Господи, я сейчас уйду» — это обращение к Всевышнему прозвучало в самом начале спектакля «Франциск», оперы о мучительном диалоге Франциска из Ассизи с Богом. Прозвучало не со сцены — из зала: так дородная дама с пышной прической отреагировала на первые, царапающие слух звуки — свист и скрежетание (среди инструментов ансамбля Questa Musica — камни и стекло) — и первую же мизансцену, в которой женщина в черном обматывает белыми бинтами ступни и кисти умирающего святого. Сезон в Большом открывается российской премьерой «Франциска», в рамках курируемой Василием Бархатовым экспериментальной программы «Лаборатория современной оперы». Судя по настороженной реакции даже близкой авторам спектакля публики (я смотрел «Франциска» на генеральном прогоне), может случиться очередной (после «Руслана и Людмилы») скандал. Тому причина не смелая интерпретация жития Франциска (в либретто Клаудиуса Люнштедта, переведенном на русский Невским, экзальтированную речь святого могут прервать «помехи на линии»); Франциску не привыкать к экспериментам: у Мигеля Гомеша его по дружбе играл португальский режиссер Жоау Николау, у Лилианы Кавани вообще Микки Рурк. Источник скандала — только дремучесть самой публики. Я не переоцениваю уровень зарубежных зрителей: везде на Моцарта или Верди спрос выше, чем на современную академическую музыку, нередко изматывающую и испытывающую терпение. Но только у нас публика отличается какой-то клинической невосприимчивостью к новому, высокомерной нетерпимостью и инфантильной неспособностью концентрироваться.
В Москве «Франциску», похожему на рваную ораторию, сочащуюся кровью и слезами (от внешних ли испытаний или собственных демонов — гордыни, заставляющей странствующего святого ревновать к более убогим и нищим, чем он сам), повезло с постановщиком. 21-летний студент РАТИ Владимир Бочаров придумал простое и эффектное решение, способное смягчить зрительскую настороженность. «Во-первых, это красиво»: хор и оркестр занимают второй и третий ярусы разросшейся ввысь сцены, молодые актеры, выполняющие роль чтецов и миманса, образуют пластичное коллективное тело в первом, в центр, почти на авансцену, выдвинуты Франциск и женщина — образ, вбирающий черты и матери героя, и святой Клары Ассизской. Партия Франциска разделена между чтецами, проговаривающими русский текст либретто, и британским контратенором Дэниелом Китингом-Робертсом, поющим по-немецки. Едва ли не более значительная женская партия досталась Наталье Пшеничниковой, участнице всех рискованных музыкальных начинаний: она живет в Берлине, но охотно приезжает в Россию — ради придуманных Кириллом Серебренниковым для открытия «Платформы» «Арий» или нижегородского проекта дуэта ПРОВМЫЗА «Марево».
2. «Особо опасные» Оливера Стоуна в кинотеатрах с 12 сентября