В жизни случаются такие моменты, когда бывает очень нужна живая вода. Черт бы их побрал, эти моменты, не знать бы их никому и никогда. Но болезнь не спрашивает, можно ли ей войти, а властно и грубо подчиняет себе жизнь человека, заставляя верующих и неверующих молиться и надеяться на Бога, на чудо, на живую воду, которая повернула бы время вспять, заменила поврежденные болезнью клетки здоровыми и вернула человеку радость жизни.

И самое главное, что за живой водой ходить далеко не надо, она есть в организме каждого человека. Это так называемые стволовые клетки — те клетки, из которых собственно и развивается каждый организм и которые дают начало всем тканям: одни становятся клетками кожи, другие — клетками мышц, из третьих формируются нервные ткани. Собственно говоря, каждый из нас вырос всего из одной-единственной стволовой клетки — оплодотворенной яйцеклетки, которая, много раз поделившись, доросла до взрослого человека с его надеждами, чаяниями и собственной судьбой.

Любая ткань в организме выполняет определенную функцию, и ее клетки, соответственно, заточены под выполнение этой функции. А стволовые клетки, хотя и присутствуют в каждой ткани, не имеют специализации: их функция состоит в том, чтобы производить новые клетки различных тканей. Это золотой запас здоровья: стволовые клетки направляются туда, где есть повреждения, и штопают наши раны, поставляя новые здоровые клетки. Их открытие признано третьим по значимости в биологии. Для больного организма они могли бы выполнять роль живой воды, помогая решить самые различные проблемы: от облысения и возрастных изменений кожи до злокачественных образований и лейкозов. Но беда в том, что с годами их в организме становится все меньше и меньше. Если на эмбриональной стадии человеческого организма на одну стволовую клетку приходится 10 тысяч дифференцированных, то в организме пожилого человека эта пропорция уменьшается в сотни раз и на одну стволовую клетку уже приходится 5-8 миллионов остальных. Соответственно, и раны наши с годами заживают все медленнее, и болезни лечатся труднее, так как собственные стволовые клетки растрачиваются в течение жизни, как шагреневая кожа. Нельзя ли каким-либо способом пополнить этот золотой запас?

До сих пор найти такой источник было очень сложно. Во-первых, использовался костный мозг доноров. Первая такая операция была произведена в 1968 году и избавила ребенка от тяжелой формы иммунодефицита. Но в этом случае донорские клетки могут отторгаться организмом из-за несовместимости антигенов. Поэтому идеальными донорами могут быть только близкие родственники.

Второй источник спасительных недифференцированных клеток — собственная пуповинная кровь: она содержит определенное количество стволовых клеток, сформировавшихся на ранней стадии развития эмбриона. Сохраненная в жидком азоте собственная пуповинная кровь могла бы очень пригодиться в тяжелой ситуации. Но, хотя практика трансплантации пуповинной крови применяется с 1988 года, мало кто из нас озаботился тем, чтобы на всякий случай сохранить пуповинную кровь для своих детей. Знать бы, где упадешь, — подложить бы заранее соломки, только кто же думает в самые счастливые моменты своей жизни о бедах, которые, скорее всего, не придут никогда...

Третий источник стволовых клеток — эмбриональный материал. Но его использование связано со столь глубокими этическими проблемами, что эта практика очень и очень ограниченна.

Наконец, можно индуцировать обычные зрелые клетки любого человека и заставить их превратиться в стволовые. Однако и этот способ до сих пор проблематичен: с одной стороны, он задействует вирусы, что несет дополнительный риск для пациента, а с другой стороны, он недостаточно эффективен: количество клеток, которые удается индуцировать, составляет менее одного процента.

И вот совсем недавно было сделано открытие, благодаря которому лечение стволовыми клетками может стать доступным для всех желающих. В августе этого года в специализированном научном журнале PLoS ONE американские ученые опубликовали статью, в которой описывается новый способ получения стволовых клеток из собственных зрелых клеток пациента без привлечения вирусов. Иными словами, новый метод не порождает дополнительных рисков, и клетки не отторгаются организмом, поскольку они свои, родные. Эффективность метода достигает 50–60%! Для того чтобы повернуть время вспять и превратить зрелые клетки в стволовые, соответствующие шестидневному эмбриону, ученые используют плазмиды. Плазмиды — это внехромосомные кольцевые молекулы ДНК, которые могут самостоятельно реплицироваться, иными словами, размножаться, пользуясь при этом аппаратом хозяина. Ученые подсадили в клетки крови плазмиды, в геном которых уже встроены гены, ответственные за перестройку клетки из дифференцированной в стволовую. А затем, после того как плазмиды свою функцию выполнили, эти клетки культивировали вместе с поврежденными клетками, заставив их превращаться в эмбриональные.

Этот новый подход не порождает никаких этических противоречий, и его совершенствование, апробация и внедрение могут произойти довольно быстро. Себестоимость, скорее всего, будет ниже, чем консервация и хранение пуповинной крови. Но самое главное, каждый человек сможет стать сам себе донором. И тогда у кого-то появится надежда на исцеление, кто-то избавится от мерзкой лысины, а кое-кто займется тотальным омоложением без пластических операций. Поскорее бы уж!