Чтобы средний горожанин похудел, нужно замедлить скорость лифтов в домах. Тогда всем, кто спешит, придется взбираться вверх по лестнице пешком. Профессор-психолог Тереза Марто с двумя коллегами из Кембриджа опубликовали в свежем Science статью, которая пропагандирует «побуждающий дизайн» как метод оздоровления человечества.

Почему бы вместо хитростей или уловок просто не объяснить, как надо себя вести? Минздравы всего мира пробовали так делать много лет, утверждают авторы исследования, и потерпели поражение. Сознательные усилия помогают бросить курить или похудеть лишь немногим. А «побуждающий дизайн» — это изменения среды, которые ничего не запрещают, но мягко подталкивают к здоровому поведению.

Самые продвинутые методы медицины, персональная геномика с протеомикой, опираются на принцип «предупрежден — значит вооружен». По замыслу, человек получает тревожный сигнал, берет себя в руки и останавливает болезнь на дальних подступах, как профессор-генетик Майкл Снайдер: его избавление от диабета даже называют первым эпизодом медицины будущего. Проблема в том, что методы мгновенного анализа ДНК и белков крови, может, и будут доступны всем, а вот железную волю профессора в аптеке не купишь.

Два года назад Тереза Марто исследовала реакцию людей на сообщение об их генетической предрасположенности к болезни Крона — мучительному воспалению, которое поражает желудочно-кишечный тракт. Чтобы предотвратить болезнь, нужно как минимум бросить курить. За полгода в группе риска набралось даже меньше завязавших (35 процентов), чем в контрольной группе (36 процентов). По итогам Марто написала статью-манифест «Сдуть пузырь геномики». Что толку делать ставку на знание, которым никто не пользуется, возмущается она.

Почему взывать к разуму так неэффективно? Потому что он легко упускает контроль над ситуацией, стоит только нагрузить сознание параллельной задачей. Сохранять бдительность 24 часа в сутки и 7 дней в неделю — непосильный труд, о чем давно догадываются диетологи. Когда подопытным дают головоломку, а потом предлагают перекусить, они намного чаще (по сравнению с контрольной группой) выбирают вредный торт, чем полезный фруктовый салат. Опрос показал, что подопытные — студенты университета в США — понимают, какая пища вреднее. Но в момент выбора их сознание занято, и автоматические процессы мозга, которые некому притормозить, делают нерациональный выбор в пользу сладкой калорийной еды.

Значит, рассуждает Марто, с «автоматикой» и нужно работать. Бессознательные процессы удобны тем, что подчиняются «принципу наименьшего действия», который в далеких 1940-х сформулировал, гоняя крыс по лабиринтам, бихевиорист Эдвард Толман. Мозг руководствуется соображениями тактической выгоды — например, взять то, что ближе лежит, и сэкономить доли калорий на движении руки. Как обратить это на пользу здоровью? Например, в салат-баре отодвигать тарелки на 25 сантиметров назад. Эксперимент годовалой давности показал: в этой ситуации люди набирают на 8-16 процентов меньше еды. Хотя каждый и уверен, что определяет свою порцию волевым решением.

Выдумывать подобные уловки — дело урбанистов и дизайнеров. Делать жизнь менее удобной ради общего блага им не в новинку. В книге Дональда Нормана «Дизайн каждодневных вещей», написанной еще в 1988 году, масса таких примеров. Скажем, перила лестницы, ведущей с верхних этажей в подвал, на первом обязаны обрываться: спускаться сложнее, но зато во время пожара толпа перепуганных людей не будет попадать в тупик, пролетев первый этаж без остановки. С подачи медиков дизайнерам придется страховать человечество не от катастроф во внешнем мире, а от собственных вредных привычек. Со многими привычными вещами придется, конечно, попрощаться — взять хотя бы бокалы, которые из-за своей изогнутой формы заставляют нас пить больше алкоголя. Все идет к тому, что медики велят их выпрямить.

Кстати, если пускаться в совсем уж футуристические мечты, персональной геномике в мире «побуждающего дизайна по-медицински» тоже найдется место. Приятно вообразить врача, который, ознакомившись с тестом ДНК, выписывает индивидуальный рецепт на кресло, посуду и обои, чтобы те пробуждали лично у вас правильные желания.