/ Москва

Евгений Митта снял продолжение своей летописи современного искусства — фильм «Виноградов и Дубосарский: картина на заказ»

На фестивале «Окно в Европу» в Выборге пройдет первый публичный показ фильма Евгения Митты и Александра Шейна про художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского

Фото: Андрей Луфт
Фото: Андрей Луфт
+T -
Поделиться:

Новый фильм Евгения Митты — продолжение его документальной серии про художников, наших современников, героев современного искусства конца ХХ — начала ХХI века. Первым был фильм-монолог «Олег Кулик», который перевернул представление публики о личности и деятельности героя фильма. «Виноградов и Дубосарский: картина на заказ» намечает линию, интересующую Евгения Митту, — он рассказывает об успешных художниках, признанных на Западе и успевших заработать репутацию у себя дома.

Митта знаком со своими героями с конца 80-х, когда он начал заниматься галерейной деятельностью: «Я знаю людей, про которых снимаю, и понимаю, как развивалась карьера художника, что за этим стоит, какие мотивы, какие трудности. Поэтому есть возможность для драматического рассказа, который может быть интересен широкой аудитории».

Документальный фильм Митты, опирающийся на биографии известных художников, дает возможность лучше понять нынешний период развития современного русского искусства. Перед 3-й Московской биеннале современного искусства, которая может поразить даже знатоков изобилием новых имен, имеет смысл оглянуться хотя бы на ближайшие 10-20 лет: «Фильм "В&Д" может очень многое прояснить. Он не ориентирован на узкую арт-тусовку: я бы хотел, чтобы самые разные люди из разных сфер жизни в доступной форме могли приобщиться к подлинной истории современного искусства».

Предыдущий опыт Евгения Митты, фильм «Олег Кулик», доказал, что это возможно: «Множество людей наконец поняли, зачем Кулик делает то, что он делает, и вообще поняли, чем он занимается. Люди радикально меняли свою точку зрения на его творчество, говорили: "Мы думали, что это просто такой эксцентричный хулиган и шарлатан, а фильм объяснил, что это серьезный художник". Для этого я фильмы и снимаю».

В отличие от Олега Кулика, про которого большинство людей, когда-либо слышавших это имя, знают, что он «человек-собака», про дуэт Виноградова и Дубосарского известно, что они очень успешные, понятные и гламурные. В самом деле, имена Дубосарский и Виноградов называются неизменно первыми в перечне ключевых фигур отечественного современного искусства, включенных в международный контекст. Виноградов и Дубосарский наряду с Ильей Кабаковым, Валерием Кошляковым, Павлом Пепперштейном уже много лет сотрудничают с иностранными галереями, и их работы можно увидеть даже на тех арт-ярмарках, где русские галеристы делают лишь первые робкие шаги. Евгений Митта взялся за труд сбросить с художников клеймо «гламура» и разъяснить публике, что за успехом стоит магия открытия своего стиля, ну и, как ни банально, большой труд. «Да, они работают с гламурным материалом, но высказывания их не гламурны, это скорее критика».

Интересно, что даже про таких известных художников мало кто знает, кто они и откуда.

«Виноградов и Дубосарский работают в традиционной манере, но, правда, они ее выворачивают наизнанку. Они более понятны, чем Кулик. Однако делать про них кино гораздо сложнее, чем про Кулика. Во-первых, я снимал фильм про его перформансы, которые были задокументированы на видео, и это активное, агрессивное зрелище. Во-вторых, Кулик прекрасный рассказчик. В сочетании это прекрасно работает. А Виноградов и Дубосарский — это живопись, другая энергетика, другая степень конфликтности с миром. Все не на поверхности, а внутри — вытаскивать сложнее. Но это интересная задача». Как решал эту задачу Митта, проекту «Сноб» рассказал Дубосарский.

Фильм снимался три года. «Мы снимали в Москве, мотались за ними в Лондон, Париж, даже в Удмуртию, хотя этот эпизод в фильм не вошел. Такая длинная была история, — рассказывает Митта. — Мы работали в формате интервью и хроники». Сначала с интервью не очень ладилось, рассказывает «подопытный» Дубосарский, но вскоре дело пошло.

В результате у Митты и Шейна, сорежиссера фильма, получилось сочетание портрета, истории карьеры и хроники. Дубосарский считает, что после просмотра фильма жизнь искусства кажется понятной, интересной и увлекательной, что соответствует действительности.

Сюжетная линия фильма изящно скользит между прошлым и настоящим, между комментариями тех, кому есть что сказать о художниках, и объективными хрониками. На фестивале в Выборге фильм «Виноградов и Дубосарский: картина на заказ» представлен в категории неигрового кино и будет показан 14 августа.

Марина Федоровская, Елена Краевская, Тата Зарубина