Сергей Доля делится впечатлениями от путешествия по Северной Корее:

 

Ранним утром мы отправились в знаменитые своей красотой Алмазные горы. Они считаются одним из пяти корейских «чудес природы». Дорога до гор заняла два часа. Мы ехали вдоль Японского моря. К самому горному озеру вела крутая тропинка, по которой мы карабкались вверх минут пятнадцать. Вверху нас ожидало живописное горное озеро. Нас повезли в образцово-показательный сельскохозяйственный кооператив Чонсам, в котором всех иностранцев знакомят с крестьянским бытом Северной Кореи. Кооператив выращивает рис, кукурузу и хурму. Нас подвели к одному дереву с хурмой и рассказали, что, когда дереву было восемь лет, сюда приехал Великий Вождь товарищ Ким Ир Сен. Тогда с дерева собрали 803 плода. Когда сюда же через тридцать лет приехал Ким Чен Ир, то дерево дало уже 5024 плода.

Рассказали, что Ким Ир Сен был тут трижды и перечислили даты. Такие рассказы мы слышали в каждом месте остановки. В колхозе есть кинотеатр. Каждую неделю показывают новую серию патриотического сериала о любви молодой девушки к своей стране. Есть в колхозе и парикмахерская. А вот кресла они, по-моему, позаимствовали в кабинете гинеколога (см. галерею). При колхозе имеется и образцово-показательный детский сад, и ясли. Детки для нас пели на улице, делая вид, что это их обычное занятие по пению. Их было очень жалко. Когда мы уезжали, приехала группа польских туристов, и  дети опять начали делать то же самое. Пели дети очень хорошо. Мы угостили их шоколадками. Чувствовалось, что ребята здесь привыкли к иностранцам и угощениям.

Последней нашей остановкой перед поездкой обратно в Пхеньян стал пионерский лагерь, типа нашего Артека. Без памятника Ким Ир Сену в Корее не обходится ничего.

Когда мы выезжали обратно в Пхеньян, смеркалось. А нам предстояло еще четыре часа пути по разбитой бетонке. Длину трассы я не знаю, но помню, что по ней мы проехали штук двадцать тоннелей и сто мостов. На очередном посту нам, как обычно, отдали честь, а потом попросили водителя и гида выйти из машины. Мы остались одни, и я начал переживать. Было непонятно, почему нас задерживают. Через пятнадцать минут вернулся водитель. Он быстро перегнал машину на обочину, ругнулся по-корейски и ушел обратно. Я понял, что это надолго.

Должен признаться, что в этот момент стало страшно. Я запаковал фотоаппарат и все вещи в рюкзак - подготовился «с вещами на выход». Через 10 минут товарищ Пак и товарищ Ёнг Сук вернулись в машину. Оказалось, что наш водитель решил срезать и повернул на запрещающий знак светофора. Убедить гаишника в том, что у него иностранцы, машина сломалась и вообще он спешит - не удалось. Нас послали искать банк, заплатить штраф и привезти обратно квитанцию. Однако мы решили разобраться с этим делом позже, по приезде в Пхеньян.

Перед выездом из города мы заехали на заправку. Денег там не берут. Бензин только по талонам. С кризисом это не связано, так тут было всегда. Обратно мы ехали со скоростью 50 километров в час, чтобы обезопасить себя от очередной поломки машины, и дорога назад заняла у нас пять с половиной часов.

Если в Пхеньяне все одеваются нарядно и аккуратно, то в глубинке это совсем не так. Вся одежда местных - темная и невзрачная. Военные в столице и в глубинке тоже сильно отличаются. В одном месте мы видели молодых стройбатовцев: они были расхлябанные и ужасно тощие. Спали прямо на дороге, а наш водитель распугивал их клаксоном, чтобы проехать. Все очень пугливые. Боятся подарков. Если пытаешься приблизиться к местному, он быстро уходит. Если просишь жестами или через гида его сфотографировать, то тут же закрывают лицо руками и убегают.

Главное впечатление от страны: она находится в постоянной мгле. Обратите внимание, что совсем нет фотографий с чистым небом. Все - в дымке. Страна экономит электроэнергию. Экономят даже свет фар. Люди настолько привыкли к сумраку, что даже в длинных тоннелях наш водитель не снимал солнечные очки.

Когда начинает темнеть, серая густая мгла наваливается на все вокруг. Она словно облепляет вас. Уличного освещения нет никакого, и страна погружается в полный мрак.

Я видел ночные снимки Корейского полуострова из космоса. Северная Корея - это просто черная дыра на карте. Соседняя южная часть вся светится и переливается огнями городов, и четко заметна граница между двумя Кореями.