Долой Голливуд! Гид по фестивалю американского кино
AMFEST который год напоминает: американское кино и кино голливудское — вовсе не синонимы. Самые любопытные фильмы делаются не на конвейере, часто с ничтожным бюджетом или вовсе без него, и даже очень большие звезды охотно соглашаются участвовать в рискованных проектах, забывая об обычных гонорарах. Более того, бесплатно вкалывают за двоих: Николь Кидман не просто согласилась сыграть в «Газетчике» Ли Дэниелса, странной сексуально-криминальной ретростилизации (среди бенефисных номеров Николь в этой картине есть мочеиспускание на тело покусанного медузами Зака Эфрона), но и — ввиду отсутствия денег на стилиста — сама придумала образ своей экзотической героини. При этом именно «Газетчик» (вместе с другим участником фестиваля, «Ограблением казино» Эндрю Доминика) был в каннском конкурсе. Только независимые американцы попали в официальные программы Локарно и Венеции — давно опошленный Голливуд не в чести у продвинутых зрителей.
В России американские независимые не особо востребованы, и именно в популяризации их творчества видит смысл фестиваля программный директор Алексей Лайфуров: «Цель “АМФЕСТА” — продемонстрировать последние достижения американского независимого кинопроизводства, будь это блистательный сценарий комедии о путешествиях во времени “Безопасность не гарантируется” или продуманная социальная критика современного поколения, снятая на айфон (“Король Келли”). Чтобы привлечь внимание к небольшим фильмам, мы ставим их рядом с такими гигантами, как Тим Бертон и Эндрю Доминик, тем самым определяя контекст: ведь все эти удивительные работы, созданные вопреки рыночной системе, без финансирования и государственной поддержки, в результате и повлияют на мэйнстрим, когда Голливуд обратится к новичкам в поисках свежей крови».
В идеале стоит посмотреть все 13 фильмов. В каждом из них есть свой манок: мы выделили 13 тегов, которые должны помочь сориентироваться.
1. Секси-босс
Энергоцентр комедии «Проверки стоимости» — Паркер Поузи, жгучая во всех смыслах брюнетка; ее героиня — новый босс сети супермаркетов. «Всем привет!» — бросает она, вихрем врываясь на собрание сотрудников, и после этого приветствия спокойной жизни не бывать. This is exiting, как говорит немного по-другому поводу эта божественная женщина.
2. Мобильная интимность
«Король Келли» — то ли аморальная, то ли, наоборот, морализаторская, но точно беспредельная комедия о стриптизерше, ее подруге, героине и интернете. Снята картина на айфон, что только обостряет действие.
3. Треп и трип
«Гони бабки» — атмосферное разговорное кино о молодых афроамериканцах; путешествие по Бруклину превращается в современную Одиссею.
4. 40 градусов
«В хлам» — жизненная драма о прелестях и опасностях алкоголя, открываемых молодой семьей бухариков. В главной трагикомической роли — Мэри Элизабет Уинстед, звездочка тарантиновского «Доказательства смерти» и «Президента Линкольна: Охотника на вампиров», сыгравшая на «оскаровском» уровне.
5. Домашняя фантастика
«Безопасность не гарантируется» — экстремальная и виртуозная попытка снять комедию о путешествиях во времени без спецэффектов и не покидая родного Сиэтла.
6. Гей-надрыв
«Не выключай свет» Айры Сакса, побеждавшего на Сандэнс-фестивале с фильмом «Сорок оттенков грусти», где играла Дина Корзун, увлекся жизнью и судьбой Эйвери Уилларда, творившего на ниве андеграундного гей-кино с 1950-х годов. Откровенный, артистичный и очень нью-йоркский проект.
7. Родня
«Естественный отбор» — роуд-драма о женщине бальзаковского возраста, вдруг узнающей о том, что у ее скоропостижно скончавшегося мужа есть взрослый сын. Убедительный посыл не страшиться менять жизнь в любом возрасте — и не бояться новых встреч.
8. У войны не женское лицо?
«Возвращение» — фирменный американский фильм об адаптации ветерана войны к мирной жизни. Необычен ракурс: из Ирака возвращается женщина. Рядом с актрисой Линдой Карделлини меркнет даже такой харизматичный исполнитель, как Майкл Шэннон.
9. Слуги культа
Хитом прошлогоднего «АМФЕСТА» была «Другая Земля», фантастическая драма с прекрасной Брит Марлинг в главной роли — она же выступала и сценаристкой фильма. Та же ситуация с детективным триллером «Звук моего голоса»: Марлинг сама придумала историю про блаженную пророчицу (или хитрую манипуляторшу?), пришедшую в наш мир якобы из 2054 года. И сама же сыграла эту необычную девицу.
10. Ислам и как с ним быть
«Операция "Арго"» — политический триллер Бена Аффлека, вновь выступающего и актером, и режиссером. В основе — реальная операция по эвакуации сотрудников американского посольства из Ирана, охваченного Исламской революцией 1979 года.
11. Кич и кэмп
«Газетчик» Ли Дэниелса — формально ретродетектив, разыгранный в густой болотистой атмосфере душного американского Юга, по сути же — вдохновенный образчик нарочито вульгарного кино; актеры, включая упомянутую в прологе этого текста Николь Кидман, упиваются возможностью забыть о приличиях.
12. Любовь к собакам обязательна
«Франкенвини» — уже второй в этом году (после «Мрачных теней») фильм Тима Бертона, анимационная сказка о восставшем из мертвых псе, полнометражный римейк ранней короткометражки.
13. Брэд Питт
Не важно, что в комическом «Ограблении казино» его роль деликатного киллера — одна из многих. После фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» Питта можно считать талисманом Эндрю Доминика. Новая картина — аналог вечной пацанской байки: что-то подобное могли травить друг другу и покорители Дикого Запада, а то, что в телевизоре все время маячит Обама, так, сиюминутный знак времени.