Сегодня речь пойдет о тараканах. Вы их не любите? Конечно, не любите. А как же иначе? Любить их невозможно: шустрые, омерзительные, заселяются сразу целыми стадами, к ядам проявляют завидную устойчивость. Но вот, оказывается, у них с нами есть нечто общее. Еще точнее: у нас с ними, потому что они-то появились на нашей планете намного раньше, когда нас, наверное, еще и в проектах не было, и в широком смысле слова являются нашими прародителями, как все эти бактерии, гидры, мшанки, рыбы, лягушки, динозавры, птички и поросята.

Ученые из Реннского университета, Mathieu Lihoreau с коллегами, решили пронаблюдать социальное поведение тараканов, то есть выяснить, где оно диктуется инстинктом, а где воспитанием в коллективе (если это слово уместно по отношению к насекомым). До сих пор подобные вопросы люди ставили только в отношении высших животных. Излюбленным объектом изучения были, конечно же, крысы. И они действительно демонстрировали сложные социальные связи. Ранее было показано: для того чтобы из маленького крысенка получилась сильная, ловкая, способная найти себе пищу взрослая особь, нужно, чтобы крысенок рос среди себе подобных, т. к. только в коллективе он может научиться необходимым жизненным навыкам.

Многих удивит, что крысы так сложно устроены, а меня, наоборот, всегда удивляет, насколько безоговорочно люди отделяют себя от всех остальных животных нашей планеты. По умолчанию считается, что люди умнее, ловчее, социальнее, а самое главное, обладают некими душевными качествами, которые животным якобы не присущи. Плохо мы их, животных, знаем, раз такое говорим.

Казалось бы, какое тихое и малообщительное существо — морская свинка, и претензии у нее к жизни небольшие, лишь бы кормили вовремя. А вот у моего Свинкина началась настоящая депрессия, когда мы с сыном уехали на неделю в Ниццу и оставили его на попечение моей подруги. Потерял любимых людей, испугался, захандрил, впал в депрессию — пришлось лечить по приезде. Значит, чувство одиночества присуще даже и такому маленькому и как будто бы несложному существу. Да что там морские свинки — выясняется, даже насекомым нужен коллектив.

Чтобы установить этот факт, ученые выбрали объектом исследований тараканов. Латинское название этого вида — Blattella germanica, а в народе его называют «прусак», то есть знакомый нам рыжий таракан. В процессе исследований сравнивали поведение тараканов, выращенных в полной изоляции от сородичей и выросших в группе, т. е. как это бывает в нормальном природном режиме. Тесты проводились на 45-й день развития особей, когда животные не достигли зрелости, и на 65-й день развития, в самом начале взрослой жизни особей. Одной задачей испытуемых был поиск пищи, т. е. тестирование их способности и желания к обследованию территории, другой задачей (только для взрослых) — поиск сексуального партнера и сексуальный контакт.

И что же показали исследования? Тараканы, выросшие в одиночестве, чувствовали себя очень неуверенно в этом мире. Даже будучи голодными, они боялись отправиться на поиски пищи по лабиринтам специально построенного для них домика. Они воспринимали помещение, где они выросли, как тихую гавань, где они защищены от жизненных невзгод, и боялись его покинуть. То же самое наблюдалось в отношении поиска сексуального партнера.

Мало того, индивидуумы, выросшие в одиночестве, больше не воспринимали своих соплеменников позитивно и прерывали контакты после первой же попытки. Все эти черты в биологии объединяются под названием «синдром изоляции». По-видимому, он присущ не только высшим животным, но и вот таким, казалось бы, примитивным существам, как тараканы. Только когда речь идет о людях, мы склонны описывать это в эмоциональных эпитетах и переноситься в сферу чувств, а когда речь идет о животных — нет. Почему?