Вадим Рутковский /

3 главных арт-события недели: новая «Территория», евреи и прочие божественные комедии

Важные театральные фестивали открываются пачками: к стартовавшему на прошлой неделе в Москве «Сезону Станиславского» присоединяются вернувшаяся в столицу «Территория» и петербургский «Балтийский дом»

+T -
Поделиться:

1. Фестиваль-школа современного искусства «Территория» с 8 по 19 октября

Фото: www.chunkymove.com
Фото: www.chunkymove.com

В 2006 году слаженный коллектив единомышленников (критик Роман Должанский, актер Евгений Миронов, режиссер Кирилл Серебренников, актриса Чулпан Хаматова) придумал фестиваль искусств, отличающийся от всех существующих акцентом на образовательную составляющую: да, смотр крутых спектаклей, часто на стыке с современным танцем и медиа-артом, но еще и школа, мастер-классы студентам, которые и ответственны за будущее искусства в России. За годы существования «Территория» успела попутешествовать, побывав в Перми, Казани и Берлине, но вот вернулась в Москву с лаконичной и эффектной программой.

На открытии 8 и 9 октября — «Смертельный двигатель» (Mortal Engine), проект австралийской театральной компании Chunky Move, насколько contemporary dance по мотивам апокалипсиса, настолько и лазерное шоу.

Самое экзотическое мероприятие «Территории» — «Па-де-де с экскаватором», перформанс для артиста и экскаватора, который французская труппа Beau Geste разыграет 14 октября в парке Горького.

Самое непредсказуемое — второй проект «Опергруппы» Василия Бархатова (первым был «Франциск» в Большом театре): опера Ольги Раевой по текстам Владимира Сорокина «Сны Минотавра» в постановке сразу трех молодых режиссеров — Екатерины Василевой, Ильи Шагалова и Кирилла Вытоптова. Спектакль сыграют всего раз, 12 октября.

Хедлайнер «Территории» — «Войцек» Кирилла Серебренникова, поставленный нынешней весной в Риге, в Национальном театре Латвии. Неоконченная пьеса Георга Бюхнера превратилась в трагическую биеннале: из заплеванных казарм XIX века действие переместилось в галерею современного искусства, но менее жестоким от этого не стало. В Москве «Войцека» играют 14 октября в Театре наций. Шедевр.

2. Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» c 9 по 20 октября

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Фестиваль открывается «Божественной комедией» Эймунтаса Някрошюса — если раньше российские премьеры литовского театра Meno Fortas неизменно проходили в Петербурге и лишь потом добирались до Москвы, в этом году «Сезон Станиславского» перехватил у XXII «Балтдома» первенство: москвичи «Божественную комедию» уже увидели. Не беда — сценический эпос Някрошюса не грех пересмотреть, к тому же зал «Балтийского дома» (гораздо более удобный, чем Малый театр в Москве) стал для спектаклей литовского бога практически родным. «Балтдом» делит с «Сезоном Станиславского» и «Вишневый сад» Люка Персиваля, что, конечно, не в плюс обоим фестивалям. И от гастролей «12 Карамазовых», поставленных в Эстонии финном Кристианом Смедсом, «Балтдом» отказался: говорят, испугались в последний момент осложнений с ревнителями нравственности. А может, просто в графиках разошлись. Во всяком случае, в программе «Балтийского дома» есть два хита, способных шокировать чувствительную публику: «Дядя Ваня» украинского визионера Андрея Жолдака (в конце месяца он выпустит в Михайловском театре «Евгения Онегина») и «Поле битвы» итальянского режиссера Пиппо Дельбоно — настолько интимных, бесстыдно личных и вызывающих фильмов и спектаклей, как он, сегодня не ставит никто.

3. Фестиваль израильского кино в кинотеатре «Пионер» с 11 по 17 октября

Кадр из фильма «Пятое небо»
Кадр из фильма «Пятое небо»

Маленькая синефильская радость — фестиваль, включающий три заметных интернациональных хита. На открытии — «Комната 514», психодрама, использующая болевые точки израильской политики и истории. Следом — один из самых громких фильмов каннской «Недели критики» — «Соседи Бога», о молодых религиозных фанатиках. Русским православным дружинам (если такие где-то народились) можно поучиться у братьев-иудеев, использующих для доходчивого донесения слова Божьего бейсбольные биты. Третий рекомендуемый к просмотру фильм — «Обмен», абсурдистская комедия Эрана Колирина, показанная год назад в конкурсе Венецианского фестиваля: легкое и, в принципе, приятное безумие, охватывающее героя, довольно заразительно — после этого фильма резонно хочется забить на работу. Тем более что и вне ее любопытный человек найдет чем заняться.