У француза Оливье Пера, курировавшего каннский «Двухнедельник режиссеров» и фестиваль в Локарно, а ныне возглавившего компанию Arte France Cinema, есть прекрасная теория: кинокритик сегодня — это куратор. Рецензии в газетах и прочих медиа утратили то влияние, которым обладали в ХХ веке, зато авторы кинофестивалей способны и отслеживать тенденции, наглядно демонстрируя их заинтересованной публике, и пропагандировать актуальное кино, и образовывать будущих кинематографистов мастер-классами, и поддерживать эксперименты. В нашей стране эту теорию подтверждает Алексей Медведев и его безупречно придуманный фестиваль «2-in-1» (формат был отточен на трех фестивалях «2morrow» с 2007 по 2009 годы). Четыре дня, с 19 по 22 октября, насыщенны событиями, в жюри входят звезды режиссуры — Бахтиёр Худойназаров и победитель последнего МКФ в Локарно Жан-Клод Бриссо, а также два крутых британца — автор эпической «Истории кино. Одиссеи» Марк Казинс и президент фестиваля «Слэмдэнс» Питер Бакстер. Среди гостей — Лео Каракс, Андреас Дрезен, Крэйг Зобел, Джем Коэн. Но я говорю о безупречности «2-in-1», подразумевая и личный вкус Медведева: он всегда выбирает кино, рассчитанное на эмоциональные реакции; эти фильмы, какими бы формально совершенными они ни были, по-человечески интересно смотреть.

Открытие

Кадр из фильма «Охота»
Кадр из фильма «Охота»

Высокий градус фестивалю задает фильм открытия — «Охота» Томаса Винтерберга, триллер, в котором источник напряжения — противостояние героя и такого внешне благополучного и дружелюбного датского общества. Воспитателя детского сада Лукаса (актер Мадс Миккельсен получил за роль премию Каннского фестиваля) подозревают в совращении маленькой подопечной, Клары, дочки его лучшего друга. У нас нет никаких оснований подозревать Лукаса — сразу ясно, что девочка солгала, выместив на Лукасе смешную и пугающую детскую обиду, герой невиновен. Но саспенс нешуточный: в охотников превращаются горожане, прежде почитавшие Лукаса товарищем. В фильме есть драйв, здоровая режиссерская агрессия, а также сарказм и злость в адрес картинно благополучной социальной среды — это патриархальное благолепие рушится на глазах, психопатическая кульминация взрывает чинную рождественскую службу. Мир опасен, хрупок — тем интереснее жить.

Конкурс

Конкурсная программа, учитывая лаконичность фестиваля, огромная: девять фильмов. Каждый достоин внимания, но особое стоит обратить на российский фильм «Я буду рядом» Павла Руминова, настоящую оду жизни и радости, несмотря на то что героиня Марии Шалаевой умирает от опухоли мозга. Почти все картины так или иначе связаны с темой семьи и смерти. И все далеки от стандартных решений: и по-домашнему интимный китайский фильм «Воспоминания смотрят на меня», и «Музейные часы» американца Джема Коэна, буквально встраивающие частную историю в сокровищницу мировой живописи, и «Последняя скорая помощь в Софии», снятая на тонкой грани между игровой трагикомедией и бытовой документалистикой.

Молодые и рассерженные

Вне конкурса выделяются две программы. «Инди-пудинг» — панорама малобюджетного американского кино (фестиваль Алексея Медведева делает акцент на талантливые фильмы, снятые за «три копейки», или, как говорят в англоязычном мире, on a shoe string). «Украинские злые» — коллекция короткометражек, снятых нашими друзьями и соседями. Среди них лауреаты Канна («Кросс» Марины Вроды) и Локарно («Ядерные отходы» Мирослава Слапошпицкого). Двойной повод для того, чтобы молодые российские режиссеры завидовали коллегам за океаном и в бывшей союзной республике.

Рок-н-ролл

Фото: AFP/EastNews
Фото: AFP/EastNews

...взрывает ретроспективную часть фестиваля: она посвящена Кену Расселлу и его безумным кинобиографиям. Он превратил в демоническое шоу соперничество Листа и Вагнера («Листомания»), как истинный британский панк разобрался с противоречивыми сердечными увлечениями Петра Чайковского («Любители музыки») и чуть мягче, но тоже нетрадиционно, перенес на экран жизнь Малера. А также экранизировал рок-оперу The Who «Томми».