Павел Шведов: 
В маме дяди Федора каждый художник выражал свое видение идеальной женщины

Куратор выставки «Герои анимации» провел для участников проекта «Сноб» экскурсию накануне официального открытия

+T -
Поделиться:

Карлсон, Винни-Пух, почтальон Печкин, домовенок Кузя и еще 60 главных спутников детства встретили участников проекта «Сноб» в большом выставочном зале центра дизайна «Артплей». И хотя провести экскурсию по выставке во время ее монтажа куратор Павел Шведов согласился не сразу, сказав, что это как приставать к невесте накануне свадьбы, потом с огромным увлечением рассказывал, как они полтора года собирали выставку, как месяцами уговаривали режиссеров сдать рабочие материалы.

Павел объяснил, почему именно анимационные герои 60–70-х годов так полюбились зрителям разных поколений: «Хотя отечественная анимация в этом году отмечает вековой юбилей, большинство главных героев родились в “золотые” годы “Мосфильма” — с появлением традиции циклов, когда персонажи проживали не одну историю, а несколько».

К таким мультфильмам можно отнести и 16-серийный «Ну, погоди!», и четыре фильма про Чебурашку, и трилогию «Простоквашино». Зачастую новую серию делал новый художник-постановщик, иногда чуть-чуть, а иногда заметно меняя героев.

«Интересно наблюдать, как от фильма к фильму меняется мама дяди Федора, — отметил Павел Шведов. — Видимо, каждый художник хотел выразить свое видение идеальной женщины».

Девятиминутный мультипликационный фильм в 60–70-е годы создавался по девять месяцев, и на поиск нужного образа тратилось много времени и сил. Иногда изменение облика было связано с творчеством, иногда того требовала цензура, иногда техника перемещения. По рабочим материалам, представленным на выставке, можно увидеть, как менялся персонаж. «Уши росли от эскиза к эскизу, как-то захотелось их сделать большими, а ножки, наоборот, уменьшить», — цитируется на выставочной стеле, посвященной Чебурашке, высказывание его создателя, режиссера Федора Хитрука.

Пространство выставки дизайнеры организовали в формате мультимедийной инсталляции, отказавшись от традиционных панелей и создав под каждого героя отдельную стелу. Вот на самом верху стелы, как на елке, сидит большой Винни-Пух, а ниже — эскизы других Винни-Пухов, весьма отдаленно напоминающих нынешнего. «В первых вариантах Винни-Пух напоминал бесформенный одуванчик», — цитируется высказывание режиссера. Нужный образ помог найти Евгений Леонов. Актер, приходивший для озвучания персонажа, в какой-то момент сгорбился, и Хитрук увидел, каким должен быть мишка.

Озвучивать анимационных героев соглашались ведущие актеры своего времени. И многие байки в артистической среде до сих пор живы. Павел рассказал, как «возмущалась» жена Олега Табакова, что вынуждена жить с котом Матроскиным, и как воевали сценарист и режиссер с Фаиной Раневской, которая каждый раз меняла текст, потому что она лучше знала, как говорит фрекен Бок.

«Очень здорово, что мы попали на выставку накануне ее открытия, — сказала участница проекта «Сноб» Катя Затуливетер. — Рисунки можно взять в руки, внимательно все рассмотреть. Потом, когда выставка будет полностью оформлена, такой возможности не будет».

Прогулка по павильону детства длилась почти два часа, но участники проекта «Сноб» еще долго не расходились, внимательно рассматривали эскизы и раскадровки, вспоминая любимые мультфильмы.

Комментировать Всего 3 комментария

Спасибо за прекрасный рассказ, хорошую компанию и теплый вечер! Всем советую идти на выставку, обязательно слушать Павла Шведова)) вспоминать и заново знакомиться с любимыми героями, которые гораздо больше, чем просто персонажи)

Эту реплику поддерживают: Юлия Чернявина

Светлана, большое спасибо за отзыв и за компанию :)

Приятно окунуться с головой в мир советской мультипликации, вспоминая мультфильмв, на которых вырос и узнавать о них много нового и любопытного, например, раскадровку Винни-Пуха По ключевым фразам и действиям или же "становление" Чебурашки.

Спасибо за прекрасный вечер встречи с детством)