5 арт-хитов ноября: подвиги ЦРУ и театр Европы
1. Фестиваль NET — Новый европейский театр с 14 ноября
Событие недели — открытие, пожалуй, лучшего в России театрального фестиваля. Его программу определяет кураторский выбор Романа Должанского и Марины Давыдовой, и в актуальности каждого названия можно не сомневаться. На открытии в Театре им. Моссовета показывают танцевальный спектакль «Octopus» — сплетенный из ориентальных мотивов, абстрактного видео, рэпа, классики и человеческих тел восьмичастный опус француза Филиппа Декуфле. Этот постановщик — идеальный пример творца, работающего на стыке искусств, и логичным дополнением спектакля становится выставка оптических инсталляций «Оптикон» в зале «Новый Манеж». За «Осьминогом» последуют спектакли Штефана Кэги и Саши Вальц, Кирилла Серебренникова и Кэти Митчел, а также — в качестве спецпроекта — восьмичасовой проект Дмитрия Волкострелова и Семена Александровсокго Shoot/Get Treasure/Repeat. Продолжение следует.
2. «Дед Петр и зайцы» Петра Мамонова 12 ноября в Драматическим театре им. Станиславского
«Светвидеозвук» (так называет свое синтетическое представление автор) Петра Мамонова, 80 минут эзотерического рок-н-ролла и экологически чистого драйва. Первая часть основана на материале альбома «Сказки братьев Гримм» — живому Петру Николаевичу, и в 61 остающемуся гуттаперчевым мальчиком, аккомпанируют его видеодвойники. Минимум сценографических ухищрений — и бездонная глубина: в аскетичных композициях, дополненных языком телесной пластики, дышат почва и судьба. Во второй части спектакля Мамонов переодевается в кокетливый наряд эстрадного мачо-засранца, чтобы представить — по контрасту с легкомысленным костюмом — новые, абсолютно гениальные и ни разу не развлекательные песни, «Стариков» и «Волосы твои на ветру».
3. Симпозиум Braistorms 16-17 ноября в Политехническом музее
Полностью мероприятие называется международный междисциплинарный симпозиум «Brainstorms. Художник в контексте нейронаук» – отчаянный и очень красивый (независимо от исхода) проект, в котором художники и ученые выступают на одном поле. Хедлайнер — Марина Абрамович, чья прошлогодняя ретроспектива в «Гараже» начиналась как раз с «нейронаучного» исследования магии человеческого взгляда. Подведение итогов этого эксперимента (в котором ваш обозреватель тоже успел принять участие) станет увертюрой симпозиума, где в дискуссиях художники, философы и историки искусства участвуют на равных правах с нейроматематиками и нейрофизиологами. А 17 ноября Абрамович принимает участие в круглом столе «Мозг и личность», где ее соседями выступают нейробиолог из России и робототехник из Италии.
4. «Операция "Арго"» Бена Аффлека в кинотеатрах с 8 ноября
Лучший политический триллер не года – десятилетия, напоминание о золотых годах жанра, реконструкция реальных событий, рассекреченных лишь в период президента Клинтона. В 1979-м в Иране разразилась исламская революция. Толпы умело управляемых граждан ворвались в американское посольство и взяли его сотрудников в заложники – пока США не отдадут бежавшего за океан шаха на растерзание религиозных фанатиков. Шестеро самых расторопных американцев успели сбежать за несколько минут до захвата посольства – и вынуждены скрываться в доме канадского посла, до тех пор пока их не найдут жаждущие казни стражи революции. Или не спасут доблестные агенты ЦРУ. Точнее, один агент – самый толковый и бесстрашный, придумавший безумную операцию, в которой ключевым помощником оказывается Голливуд: шпион выдает себя за продюсера, выбирающего в Тегеране натуру для трэш-версии «Звездных войн». «Операция «Арго» — классический американский фильм еще и в том, как ловко его герой синтезирует индивидуальную доблесть и осознание себя частью великой нации. Главную роль Бен Аффлек, чьё режиссерское мастерство росло на наших глазах, доверил, естественно, себе — и справился с ней не хуже, чем с постановочной частью. Реконструкция эпохи также безупречна, как саспенс и драматургическое мастерство: сотрудники ЦРУ ворчат, что Картер обосрался и Советы бы такое не потерпели — сразу бы ввели войска; иранские женщины обедают в KFC, под скрип повешенных на столбах «предателей»; махина Голливуда — пусть буквы на лосанджелесских холмах и обветшали — все еще способна быть фабрикой чудес и пробить даже тоталитарную броню исламистов. Как говорит один из персонажей, «у хоминистов нет мозгов, но они торгуют палеными кассетами». А вот еще одна цитата — замаскированное цинизмом объяснение в любви кино: «Голливудские акулы и в Сталинграде бы кино сняли, пригласив Полпота режиссером».
5. Гастроли Театра Марионеток Резо Габриадзе по 11 ноября в «Студии театрального искусства»
Вообще-то, ради маленьких спектаклей Габриадзе можно и в Тбилиси слетать – они давно стали частью облика города. И гастроли в Москве не теряются даже в более чем насыщенной афише месяца. «Рамона» (также известная под названием «Осень моей весны») — ностальгическая сказка о поездах и людях, «Сталинград» — фреска, в которой на фоне исторической битвы равновелики и люди, и муравьи, и лошади.