Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Арина Холина

Особый путь российской толерантности

+T -
Поделиться:

 

В субботу в столице Баварии Мюнхене прошла акция против строительства мусульманского центра. Заодно баварцы высказались и против чадры — плакаты и лозунги несли сообщение такого рода, что мы тут все — разные, в этом смысл, и мы против того, чтобы на нашей территории женщины скрывали свои лица и вообще жили по неприятным и неудобным нам правилам.

С одной стороны, как-то странно, что люди не хотят этот мусульманский центр. Еврейские можно (в Берлине, в самом центре, в Митте, только что открылся очередной — с баром, рестораном, булочной и кошерным кафе), а мусульманские — нельзя? В конце концов, если люди хотят свой центр, кто может им запретить?

Но такие вот митинги — а они проходят часто — показывают, что смешение культур — это пока еще задача, у которой в ближайшее время не может быть решения. Можно только сглаживать углы.

Культура мусульманских и христианских государств слишком различна, чтобы легко и безболезненно снизить градус дискуссии. Например, идея закрывать лицо, носить на нем какие-то тряпки, в которых, кроме прочего, так же душно, как в медицинской маске, для многих выглядит чудовищно. Особенно в тех странах, которые принимают тысячи мигрантов, тратят деньги на их ассимиляцию, дают работу. И честно пытаются уважать национальные традиции. Но не имеют разумного объяснения, почему благополучный житель Германии должен спокойно воспринимать факт унижения женщин.

Ангела Меркель еще два года назад, в 2010-м, официально заявила, что политика мультикультурализма провалилась. Ее слова, конечно, сразу же подхватили деятели с националистическими взглядами и закричали, что вся эта европейская толерантность — чушь, что «Россия — для русских!» и все в таком духе.

Но мультикультурализм именно как политика и конкретно в том виде, как это было в Германии или, скажем, во Франции, заранее был обречен на оглушительный провал. Потому что это не просто симпатичное слово, а государственная программа, и у нее есть два пути развития.

В Америке смешение культур идет под названием «плавильный котел»/melting pot и предполагает общее доминирование американской культуры, но при этом энергичное смешение всех этнических и религиозных различий, мирное соседство под одной крышей. И эта политика имеет большой успех, несмотря на оставшееся в прошлом ущемление прав черных.

Европа решила не опираться на удачный американский вариант и придумала свой собственный, что и было роковой ошибкой. Европейский мультикультурализм подразумевал, что каждая этническая или религиозная группа будет иметь равные права, будет защищать и поддерживать, укреплять и развивать свои ценности. И принимающая страна обязана смириться с непонятными ей правилами и очень-очень толерантно принимать и хиджаб, и другие новшества, принесенные чужой культурой.

Соглашаясь на такого рода уступки, коренное население быстро теряет терпение. Гости хороши, пока они не начинают солить огурцы у тебя в ванной.

И вот, с одной стороны, люди живут во вполне мирном соседстве с новыми гражданами, а с другой — время от времени возмущаются тем, что интеграция происходит не очень вежливо. Мигранты не принимают местную культуру, а, наоборот, пытаются навязать местным свою. Притом что люди едут жить в Европу за тем самым комфортом и благополучием, который построен на местных правилах, на привычках и на культурном наследии.

Шведы до сих пор содрогаются, вспоминая, как курды резали своих дочерей за то, что те встречались с молодыми шведами и ходили на дискотеку. Финны — в полном ужасе от яростных нападок русской прессы на то, что у неблагополучных русских мамаш детей забирают в приют.

Это все как раз навязывание своих правил жизни, причем с большим апломбом.

В США среди советских эмигрантов 70–90-х было модно обманывать местное население, которое считалось тупым. Аферы с кредитками и страховками достигли большого размаха, всякий считал своим долгом где-то да смошенничать. И так люди жили годами. При этом, естественно, с невиданным презрением говорили о «сраной Рашке». Они сохранили аутентичную советскую психологию, по которой обман государства за обман не считается, так как они — это они, а мы — это мы. Но при этом им нравилось использовать все достижения этой страны, которые дались ей большим трудом и преданностью людей.

Толерантность все-таки должна быть взаимной — иначе конфликт не уладить никак.

«Плавильный котел» работает таким образом, что местные граждане любезны с новичками, они охотно платят налоги, которые позволяют мигрантам учить язык, жить некоторое время на пособие, снимать муниципальное, более дешевое, жилье, но за все это они требуют (не просят!) уважения своих традиций и настаивают на том, что здесь есть господствующая культурная среда.

В России происходит нечто подобное американской схеме, но, во-первых, спонтанно, неорганизованно, а, во-вторых, почти без участия государства. Где-то в недрах Министерства регионального развития, говорят, гибнут вполне приличные проекты, но никаких определенных действий чиновников не заметно. Приезжие селятся где попало (и это в каком-то смысле хорошо, так как этнические кварталы — зло), работают практически нелегально или совсем нелегально, их детям трудно получить образование, а милиция часто ведет себя, мягко говоря, некорректно.

Поэтому говорить о политике мультикультурализма или толерантности в России очень преждевременно, она тут просто не существует. И гражданам, как обычно, приходится разбираться со всем этим самостоятельно. А так как ничего не разрешено, но и не запрещено, то каждый дудит в свою дуду: одни проповедуют «чистоту нации», другие пытаются выжить в мире, который не считает их за людей.

Комментировать Всего 29 комментариев
Закон и время

С толерантностью в странах с историей тоталитаризма всегда не очень хорошо. И даже в странах развитой "демократии" тоже очень хаотично. B Сан Франциско на улице нормально наблюдать за обножонной парой среднего возраста и далеко не среднего веса спокойно прогуливайщимся по главной улице города.(видел сам) Никто давно не обращает внимания на целующихся везде однополые пары, на кассирш в супермаркете завернутых в платки так что видны толко глаза, на пейсатых подростков и их Ортодоксальних мамаш в париках. Но стоит вам выехать за город километров 20-50 как те же самые люди подвергаются дискриминации. А если в глубь страны прокатится то если вы Сикх или мусульманин вас запросто могут расcтрелять в вашем же храме. А попробуйте геем быть где нибудь в Небраске? Или Ортодоксальным евреем в Монтане? Так что я думаю что толерантности типа а ля Сан Франциско в России не будет ещё долго как её нет и не будет долго в Небраске. Это ведь зависит от усилий нескольких поколений, выбранных ими политиков и анти дискриминационных законов. Первый гей мэр Сан Франциско кстати тоже ведь был застрелен. Но даже для этого прогресса надо сначала начать с устранения монополии одной религии. Всё остальное придет. Даже в Росиию. Лет через 100 или 200. Закон и время залог успеха толерантности.

А если в глубь страны прокатится то если вы Сикх или мусульманин вас запросто могут расcтрелять в вашем же храме.

Зачем же так пугать людей ? Никто сикхов в американской глубинке не расстреливает. 

Вы шутите в смысле??? Wisconsin Sikh temple shooting: http://en.wikipedia.org/wiki/Wisconsin_Sikh_temple_shooting

Вы шутите в смысле??? Wisconsin Sikh temple shooting: http://en.wikipedia.org/wiki/Wisconsin_Sikh_temple_shooting

 ili http://www.cbsnews.com/8301-18563_162-57549412/wisconsin-officers-narrate-sikh-temple-shooting/

Ну тогда и в кино нельзя ходить, и в университетах учиться ...

А  это Иосиф отдельный разговор. Скорее о Конституционных правах и допступе к оружию чем о местечковости толерантности.

да уж)) точно никого не расстреливают, особенно сикхов )) моя подруга работает вполне себе в провинции - их на ее работе навалом

не расстреливают?

Арина! Никто не говорит что их не "навалом" как вы выразились, я говорю про то что их все таки время от времени постреливают скинхеды, (смотрите ссылку ранее).

Иосиф, Вам не кажется, что на фоне Дрозд Артура даже Вы выглядите консервативно? Т.е. перевенутость понятий самого прогрессивного города на земле перешла пределы разумного? Мне, отпетому ретрограду, хватающемуся за винтовку каждый раз, когда я проезжаю мимо сикха или целующихся усатых мужчин в кожаных портупеях на голое тело, даже и сказать нечего на его выступление. Согласитесь - видение мира из СФ достойно пера!

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Таня Ратклифф

Владимир, мне показалось, что у Дрозда с перьями все в порядке.

Кроме того, у меня сложилось впечатление, что он проживает все же в Урюпинске, а не в СанФранциско. И не имет ни малейшего представления о жизни в 25 км от СФ.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Учитывая, что обозначенная территория является местом моего обитания могу сказать с уверенностью г-н Дрозд прав в одном.  Если по моей улице начнут гулять люди, обвешанные ножами, я буду против.  А в остальном, бред, конечно. Достаточно вспомнить какую роль играют индийцы в Кремниевой Долине, находящейся за пределами указанного радиуса.

Fresno ili Stockton anyone?

Предлагаю вам мои товарищи Снобисты экспиремент: мы с Иосифом и Владимиром нарядимся, я Ортодоксальным евреем,  Владимир геем в портупее на голое тело а Иосиф Сикхом в тюрбане и прокатимся ну скажем во Fresno   или Stockton ( это 70-100 км где то от Сан Франциско вглубь Калифорнии, а Кремнёвая Долина это почти Сан Франциско кстати), возьмем Таню с собой вести видео запись. Я вам гарантирую обалденный документальный фильм похлеще Бората или Бруно. :) Только вам на съемках будет не смешно. А может и смешно. Жду всех в гости. Будет весело по любому. P.S.Если вы думаете что Америка это большой пионерский лагерь политкоректности то очень ошибаетесь.Хотя все относительно конечно.

Дорогой Артур, с одной стороны, я жутко рада, что у меня на снобе появились соседи.  С другой, вы говорите (и пишете о себе) много странного.

В Кремниевой долине, я, кстати, работаю.  Позапрошлую неделю, будете смеяться, провела на семинаре в СФ, а прошлую - в Пало Альто и Саннивэйле.  Так что могу поспорить на деньги: Кремниевая долина - это не СФ.  Более того,  многие её города находятся более чем в 20-50 км от СФ.  Зайдите в гугл, посмотрите сами, к  примеру, расстояние между СФ и Сан Хозе.

Да что там.  Сама то я живу ещё дальше от СФ.  Но по моей улице совершает ежевечерний моцион пожилой сикх с супругой.  И в нашем местном офисе работает по крайней мере один сикх, а про индийцев вообще молчу. Я одного лично на работу принимала.  Сексменьшинства тоже не редкость и относятся к ним совершенно спокойно. 

Ну, хватит обо мне.  Расскажите лучше, что у Вас за такая всеобъемлющая группа компаний, где уживаются  недвижимость, экспорт, автомобильный консалтинг и хай тек стартапы. 

Таня ну тогда вы прекрасно знаете что Bay Area это бабл, мыльный пузырь. Америка реальная далека от неё лет на 15-20. Больше 50 миллионов проголосовало за Ромни. Это не показатель? А километры я не считал. Сорри.Предложение с экспирементом остаётся в силе. :) Приглашаю всех нарядится и пойти на Родео во Фресно.

Артур, я живу не в Bay Area :).  Я там только работаю.

Кстати, дядя моего мужа - гей.  Живёт в Новом Орлеане.  Далекооо от СФ :).  А мои друзья ежегодно Burning Man посещают.  В Неваде, если не ошибаюсь, мероприятие проводится?  Так что есть жизнь и за пределами СФ :).

Спасибо за приглашение запечатлеть Вас голым в портупее, но мы с Вами пока не настолько хорошо знакомы :).   Кстати, отчего карточку не повесите?  Хушь в портупее :). 

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

 Вы не внимательно читали: в портупее будет Владимир, я могу нарядится Равином а Иосиф сикхом. :)

Какой вы, однако, скользкий.  От ответов уходите.  Портупею на Вас в самом деле вешать опасно.

fotki zdes ne poluchaursia pochemu to, no oni est na odnoklasnikah esli interesno. :) A vi ya smotru ozornitsa, lubite skolzkih v portupee? :) Expirement budet klass!

Мудак, пошел вон отсюда. Дрозд сраный.

Ах, Артур, не провоцируйте меня.  А то увидят некоторые россияне и мне на орехи достанется больше Вашего.  С женского полу у них спрос строже ибо так прописано в Домострое.

У нас вроде тут уже полный паноптикум укомплектован. Сомневаюсь, чтобы нам нужно было еще одно чучело.

Палата переполнена, это да.  Обидно только, что из моих краёв пациентов мало. Москвичи встречаются, космические корабли бороздят просторы Вселенной ... впрочем, у меня зато космос до сих пор на заднем дворе цветёт. Хехе.

Да да Таня, тихо, тсссссс! Сидим молчим. Я слишал у Калиновского есть винтовка и он за неё хватается каждый раз когда слышыт слово Сикх или гей. Ну ничего, отсреляемся, "я дам Вам Парабелум". А Иофиф чего так на нас обиделся? Он хотел в нашем фильме эксперименте быть с портупеей а мы его Сикхом нарядить хотели? :)))) Я долго смеялся над "Дрозд сраный", так ругаются интелегентные 5летние мальчики в песочнице. :))) хотя мне кажется он из той пароды что на улице ко мне побоялся бы даже подойти. :))) Может он мой скольский комент к Вам принял на свой счёт? Иосиф??? Потому как если он это серьезно то вот вам Арина лицо Русской Толерантности (даже псевдо интелегентной, даже из псевдо Америки). Таня! !!!! Меня осенило! Я вижу зависимость от количества тестосторона, агресивностью и толерантностью! (это чисто химическо гормональная проблема у Хомо Сапиемс мужской особи). Вот всем спасибо, Иосифу в том числе за наш экспиримент. Даже во Фресно еxать не надо. Таня у вас классный Порш. В Niello брали? Я с Давидом Niello работал вместе на Инфинити кстати.

Артур, добрососедски расшифрую происходящее :).

Вы ведь недавно на снобе? 

Как Вы отметили, всё относительно.  Большинство снобоаудитории живёт в России, поэтому за точку отсчёта удобнее брать её уровень толерантности, по сравнению с которым дела и во Фрезно обстоят неплохо.   Америку здесь и так принято винить и критиковать по всем возможным и невозможным поводам.  Возразили Вам  "американцы".

Иосиф был резок потому, что Вы нарушаете принятые здесь правила поведения (и правописания ;)).  К новичкам опять же здесь относятся более критично, чем к старожилам.  

Спасибо. Нет, в Niello мужу брали машину, рамка мне от него досталась.  

И я поеду на Burning Man в следующем году.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

А зачем наряжаться? с 1987 по 2012 г. Я посетил (естественно, в ультаортадоксально виде, поскольку другого не имею) десятки городов США, в том числе и Фресно.

http://www.chabadfresno.com

Никогда и нигде мое появление не вызывало враждебной реакции. Дважды снимал квартиру в Гарлеме. Вы, мне кажется, бредите.

И что будет ? 

Я тут недавно ехал из Нью Джерси в Нью Мексико через Техас. Предпоследние миль пятьсот шли через техасскую пустыню. Заезжаю на бензоколонку. В ихнем магазинчике за прилавком сикх. Через дорогу - индийский же ресторан с вывеской на чистой индийской мове. 

На лыжах я катаюсь в дебрях Нью Мексико. Есть там деревенька под названием Ред Ривер . Туда регулярно приезжает кататься компания ультраортодоксальных евреев в полной выкладке. И ничего, никого еще пока не подстрелили. 

Насчет геев в портупеях не знаю  , но вот совсем намедни видел команду нудистов в аризонской глубинке. И даже пообщался.

Первый гей мэр Сан Франциско кстати тоже ведь был застрелен.

Вот беда-то! А как его звали?

Его звали движением руки - ладонь к верху, протягиается в строноу мэра, потом делается резкое движение к себе с изменением горизонтального положения ладони в вертикальное. И так - несколько раз. Обычно этого хватало и мэр подходил. Но потом его застрелили по словам Дрозда Артура.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Самым успешным вариантом американской системы доминирования одной культуры при толерантном отношении к "многокультурью" был опыт СССР. При всеобщей толерантности к коммунистической идее (это обязательное требование!) всем было глубоко наплевать на национальные особенности - личное дело каждого. Все изучали единый язык для общения и поклонялись всеобщим идолам. Не то что нацизм, национализм можно было встретить исключительно на уровне бытового антисемитизма на кухне и то только в определенных городах, а не повсеместно. И что же произошло дальше, как-только сняли узду тоталитаризма?

Так что успешность американской мультикультурной "революции" видна лишь до тех пор, пока есть ресурсы для поддержания этой видимости, для поддержания режима.

Эту реплику поддерживают: Юлия Смагина