Кирпич — оружие киномана: гид по классике британского кино

5 декабря гангстерской драмой в стиле джаз «Грозовой понедельник» в кинотеатре «Пионер» открывается BRICK — фестиваль британского кино (в прямом переводе — «Кирпич», правильная расшифровка аббревиатуры — BRItish flashbaCK)

+T -
Поделиться:

Третий выпуск феста представляет 1980-е: последние дни диско, эра «железной леди», время мирного сосуществования эстетских экспериментов и неореалистического искусства о простых людях с городских окраин. Мы составили небольшой путеводитель с семью ключевыми для «Брика» тегами.

Кадр из фильма «Трилогия»
Кадр из фильма «Трилогия»

1. ЭПОС
12 декабря BRICK показывает самый величественный проект — черно-белую «Трилогию» Теренса Дэвиса. Три среднеметражных фильма — «Дети», «Мадонна с младенцем» и «Смерть и преображение» — были сняты с 1980 по 1984 год. Чистейший образец поэтического кино — этот термин опошлен многочисленными дилетантами, берущимися сразу за вечные темы: смерть, семья, любовь, жизнь — и выдающими нечто невразумительное, но претенциозное. Картины Дэвиса возвращают понятию «кинопоэзия» величие — абстрактность тем компенсируется живым, плотским содержанием, основанным на личной биографии режиссера; это память, материализованная в целлулоиде. «Разрывающий сердце и бесконечно прекрасный» — так отозвался о фильме Дерек Джармен, великий современник Дэвиса.

Кадр из фильма «Разговор с ангелами»
Кадр из фильма «Разговор с ангелами»

2. ДЖАРМЕН
15 декабря — «Разговор с ангелами», еще один шедевр бессюжетного кинематографа, вольная экранизация двенадцати сонетов Шекспира в сопровождении то ли ангелической, то ли демонической, но точно нездешней музыки Coil. Дерек Джармен, десятилетие назад слывший разнузданным гей-панком и авангардистом-провокатором, в 1980-е стал приобретать репутацию гения и живого классика; пожалуй, «Разговор ангелов» и есть связующее звено между ранними лентами, вызывающе эротизированным «Себастьяном» и буйным «Юбилеем», и более поздними, более строгими и более совершенными «Караваджо», «Садом» и «Витгенштейном».

Кадр из фильма «Голод»
Кадр из фильма «Голод»

3. КРОВЬ
Возможно, вы слышали песню «Мумий Тролля» «Голод»: «Пей меня, пей мою кровь, я хочу знать секрет твоих лет...» — я абсолютно уверен, что Лагутенко сочинил ее по мотивам фильма скончавшегося в этом году Тони Скотта. Один из самых известных фильмов про вампиров показывают 9 декабря. Инфернальное трио составляют Катрин Денев, Дэвид Боуи и Сьюзен Сарандон: Денев и Боуи играют детей ночи, испытывающих интерес к человеку — героине Сьюзен Сарандон, ученому, исследующему старение. Скотт влил, извините за каламбур, новую кровь в жанр вампирского хоррора и революционизировал стиль повествования: «Голод» — предвестник тотальной эпохи MTV, заразившей кино клиповым мышлением.

Кадр из фильма «Сделано в Британии»
Кадр из фильма «Сделано в Британии»

4. ЯЗВЫ
7 декабря — «Сделано в Британии» Алана Кларка, режиссера, работавшего на телевидении, но вошедшего в историю британского кинематографа дотошным и безжалостным хроникером социальных язв. Впрочем, бытописательство Кларка отличается экзистенциальным надрывом, а венцом фильмографии режиссера стал вполне метафорический опыт «Слон» (вдохновивший уже в нулевые Гаса Ван Сента). «Сделано в Британии» — дебют Тима Рота в роли подростка-наци со свастикой на лбу: его гнев и ярость противопоставляются холодному и тупому насилию со стороны общества. А 14 декабря на фестивале еще один фильм Кларка «Рита, Сью и Боб тоже» — я его не видел, но слоган «Тэтчеровская Британия без трусов» (героини — девчонки с рабочих окраин) кажется мне беспроигрышно завлекательным.

Кадр из фильма «Большие надежды»
Кадр из фильма «Большие надежды»

5. ЛИ
6 декабря — «Большие надежды», но это не очередная экранизация романа Диккенса, а и саркастичная, и душевная одновременно лента Майка Ли, автора «Секретов и лжи», «Веры Дрейк» и «Еще одного года», мастера точных и в социальном, и в психологическом плане трагикомедий. Чета экс-хиппи ходит по выходным на могилу Маркса (сталкиваясь с тургруппой любознательных японцев) и называет самый скучный кактус своей коллекции «Тэтчер». Чета британских мещан загромождает дом немыслимыми позолоченными ангелочками и мебелью с обивкой чудовищной расцветки. Все это члены одной семьи — старуха-мать уже почти не реагирует на внешние раздражители, но в редкий момент просветления не сомневается, что ее дом — сердце мира. Ли отличается неподдельной любовью к маленькому человеку — оплоту мироздания. И снимать кино так, что социальная проблематика не выглядит сиюминутной, Ли умеет как мало кто.

Кадр из фильма «Падения»
Кадр из фильма «Падения»

6. КАТАЛОГ
Каталогизаторство — один из фирменных мотивов Питера Гринуэя. Его трехчасовые «Падения», где этот мотив доведен до параноидального совершенства и изложен в 92 случаях одержимости полетом, показывают 11 декабря.

Кадр из фильма «Смысл жизни по Монти Пайтону»
Кадр из фильма «Смысл жизни по Монти Пайтону»

7. СМЕХ
«Смысл жизни по Монти Пайтону» закрывает фестиваль 16 декабря. Если «Трилогия» — опыт трагического осмысления человеческой жизни, то это — осмеяние всего и вся, от таинства рождения до таинства брака; для Монти Пайтонов никогда не было ничего святого (даже буквально — достаточно вспомнить ернический пересказ Евангелия «Житие Брайана»). В финале всех, конечно, выкосит глуповатая смерть; впрочем, пересказывать гэги величайших британских комиков — дело неблагодарное. Смотрите сами.

P.S. КРОМЕ ТОГО: 8 декабря — любовно-социальная драма Стивена Фрирса «Моя прекрасная прачечная», музыкальный роуд-муви Криса Пети «Включенное радио». 10 декабря — дебют Салли Поттер, феминистский манифест «Золотоискатели». 15 декабря — «Уитнейл и я», культовая (в силу своей беспредельности) комедия Брюса Робинсона.