Две недели назад человечество отпраздновало юбилей: тридцать лет интернету. Представить страшно: тридцать лет как существует новый мир, какого раньше не бывало. Его населяют люди, похожие на нас с вами, но все же не совсем такие же. Более раскованные, веселые, общительные и душевные. Непримиримые ко злу. Даже более талантливые зачастую. Прелесть что за люди. Мы-то с вами тоже прелесть что за люди, но это не так заметно почему-то. 

Разницу между ними и нами может заметить каждый, с кем случалось то, что сейчас принято называть «развиртуализацией» — плюньте мне в глаза, если при этом вам не приходилось испытывать некоторого разочарования. Потому что вроде тот же самый человек сидит перед вами, хорошо знакомый по тредам и комментам — ан нет, не тот же. Ну, может после пары стаканов становится чуть более похож на себя сетевого, но все равно не совсем то.

Ну вот и настала пора психологам изучить эту таинственную популяцию обитателей сети. Одному из аспектов их поведения и посвящена работа ученых из университета Барселоны Анны Ломановской и Матье Гюиттона. А именно, исследовали они страсть к публичному обнажению, испытываемую людьми в сети. Причем обнажению в самом буквальном, физическом плане.

В обычной, несетевой реальности человека иногда может охватить желание погулять голым, и тому могут быть разные причины: жарко на улице, или он эксгибиционист-педофил, или сделал себе пирсинг в дурном месте и хочет похвастаться. Но есть и причины этого не делать: стыдно, неприлично, слишком холодно или вскочил где-то некрасивый прыщ. А в виртуальной реальности все это несущественно, важно лишь, хочется или не хочется.
И вот наши исследователи рассмотрели аудиторию популярной сетевой игры Second Life: там люди придумывают себе персонажа и живут его жизнью, взаимодействуя с другими людьми. Психологи проанализировали аватары персонажей (то есть тот облик, который игроки выбрали для себя в этой их «второй жизни»). Посмотрели всего на один фактор: какую часть кожных покровов наши виртуальные персонажи оставили открытой. Оказалось, что у персонажей-женщин (а минимум в 75% случаев персонажам-женщинам соответствуют игроки-женщины) степень наготы куда выше, чем у героев-мужчин. Вдвое, а если исключить лицо и руки, то втрое.

Иллюстрация: www.secondlife.com
Иллюстрация: www.secondlife.com

Ну, скажете вы, это просто влияние моды и социальных условностей «реала»: в конце концов, мужик ни за что не припрется на коктейль-вечеринку с открытой спиной, дабы продемонстрировать новую, исполненную мистического значения татуировку, а женщина сколько угодно. Чтобы исключить влияние культуры и моды, исследователи проанализировали особую выборку персонажей игры. Дело в том, что обычно игроки «Второй жизни» не занимаются какими-то особыми тематическими ролевыми играми, вроде хоббитов и эльфов, но там есть отдельные сообщества, посвятившие себя именно этому. В частности, есть огромное сообщество людей, играющих в «Звездные войны». Они, естественно, выбирают себе соответствующую одежку. Так вот, в фильме герои-женщины и герои-мужчины допускают примерно одинаковую степень обнажения тела (а именно, малую, порядка 3-5% кожи, исключая руки и лицо). Именно такая степень обнажения отмечена и у мужчин, играющих в «Звездные войны» в соответствующем анклаве «Второй жизни». А вот у женщин обнаженка доходит до 30%! То есть явно вопреки выбранным игровым ролям, вопреки принятой на себя «культурной традиции» девчонки во что бы то ни стало стараются содрать со своих аватаров все лишнее вплоть до исподнего.

Иллюстрация: www.secondlife.com
Иллюстрация: www.secondlife.com

Может, это потому, что девочки стараются выглядеть сексуальнее? Исследователи точно не уверены, но думают, что не в этом дело: на всякий случай они измерили (у тех же самых аватаров) пропорции частей тела, обычно связываемые с сексуальностью (то есть бедра-талия-грудь-попа и ширина мужских плеч). Оказалось, ни к какой особой сексуализации своего облика игроки не склонны. Девчонки раздеваются не потому, что распутны, а просто они так пытаются общаться. «Обнажение выполняет коммуникативную социальную функцию», выражаясь скучным языком научной статьи.

Интересная получается штука. В реальной жизни за тысячи лет развития человеческой цивилизации можно было заметить закономерность: тело мужчины в большинстве культур обнажается гораздо чаще, чем женское тело. Для охоты, для труда, для драки, для спорта. Одним словом, для удобства. Женское тело стыдливо закрыто. Но когда речь заходит о коммуникативной функции, все наоборот: мужчина надевает жилетку под фрак, несмотря на жару в помещении, а вот женщина обряжается в бальное платье, которого почти не видно, весь срам наружу. Такая же ситуация наблюдалась во всех сферах жизни, где коммуникативная функция превалировала, а соображения физического комфорта не принимались в рассмотрение: вот хоть на позднеренессансных фресках, где и так все полуголые, но женщины все же умудряются быть более голыми, чем мужчины.

Фрагмент репродукции картины Петера Пауля Рубенса «Венера, Купидон, Бахус и Церера»
Фрагмент репродукции картины Петера Пауля Рубенса «Венера, Купидон, Бахус и Церера»

И тут появляется новый, внефизический, виртуальный мир интернета, где, в общем-то, нет других функций у индивидуума, кроме коммуникативной, — и в нем тут же воспроизводится эта ситуация с наготой. Женщины раздеваются. Мужчины... не то чтобы нарочито одеваются, но им попросту все равно.

Какие выводы делают ученые? Осторожные. Изучение поведения людей в виртуальной реальности, говорят они, поможет лучше понять поведение людей в реальности обычной. Только представим себе, сколько нового мы о себе поймем, когда виртуальному миру исполнится не тридцать, а, например, сто тридцать лет.

Это мы сейчас рассмотрели ситуацию в оптимистическом, даже несколько восторженном ключе. А если чуть трезвее взглянуть... приходит на ум другая недавняя работа, на этот раз по зоологии. Праздные зоологи разгуливали по пражскому городскому рынку, где перед Рождеством в огромных аквариумах кишмя кишат предназначенные на продажу карпы. Ученые решили подсчитать, в какую сторону карпы чаще поворачиваются головами. Оказалось, вдоль линий магнитного поля земли! Впервые показано, что немигрирующая прудовая рыба, да к тому же рыба, которую буквально через сутки выпотрошат и зажарят, способна чувствовать магнитное поле!

Что общего у этих двух исследований? Во-первых, как много информации умеют извлекать вдумчивые исследователи из совершенно праздных, казалось бы, наблюдений, будь то аватары в глупой игре или рыбы в рыночных аквариумах. Ну и во-вторых. Такую важную деталь из жизни карпов удалось подметить только в ситуации для самих карпов не слишком благоприятной. Не понадобится им больше их волшебная способность чувствовать магнитное поле — набьют им в брюхо петрушку и подадут на стол. И вот эта коммуникативная функция людей в сети — про нее тоже не очень понятно, на кой черт она им теперь нужна. Тратить свою единственную жизнь на глупейшую игру Second Life — ну о чем с ними после этого прикажете общаться? И кому теперь могут быть интересны их повадки? Обнажайтесь или прикрывайтесь как хотите — публике уже не интересно. Кроме разве что пары-тройки чудаков-исследователей.