Антон Сазонов Новый опыт актрисы Сильви Тестю: французская женщина дает уроки
СВаш фильм производит странный эффект: ожидаешь увидеть легкую, типично французскую мелодраму, а в итоге получаешь нешуточную драму.
Еще девочкой-подростком я однажды пошла в театр на «Чайку» и там открыла для себя Чехова. В пьесе меня особенно впечатлили слова, которые беллетрист Борис Алексеевич Тригорин говорит влюбленной в него Нине Заречной: «Жить — значит терять» (вероятно, госпожа Тестю творчески переосмыслила следующий диалог между Заречной и Тригориным: «Нина: Другим же, как, например, вам, — вы один из миллиона, — выпала на долю жизнь интересная, светлая, полная значения... вы счастливы...» Тригорин: Я? (Пожимая плечами.) Гм... Вы вот говорите об известности, о счастье, о какой-то светлой, интересной жизни, а для меня все эти хорошие слова, простите, все равно, что мармелад, которого я никогда не ем». — Прим. ред.). Меня это тогда сильно впечатлило, просто выбило из колеи, и я долго ходила озадаченная и постановкой, и этой фразой. А потом я поняла одну вещь: как только тебе что-то или кто-то становится небезразличен, ты проигрываешь.
СВы рассказываете притчу о потерянном времени, в наши дни это особенно актуальная тема. Лео Каракс как-то заметил: «Что такое жизнь сегодня? Родился, посидел в интернете и умер».
О, я с ним абсолютно согласна. С годами люди забывают вещи, за которые хотели бороться, ради которых только и существовали. Со временем эти люди становятся частью общей массы. Они слабее реагируют на окружающий мир, воспринимая его скорее головой, своим утомленным мозгом, нежели с помощью чувств и эмоций, которые они если и не умертвили, то запрятали глубоко внутри себя.
СПочему вы отказались от того, чтобы сыграть в собственном фильме? Это мешало бы сосредоточиться на режиссуре?
Когда я работала над сценарием, то, признаться, прописывала Мари под себя. Но чем больше я о ней понимала, тем лучше осознавала, что роль не для меня. Мы с ней совсем не совпадаем. Я до сих пор маленькая девочка. При всем желании я никогда не буду похожа на деловую женщину. Когда-нибудь, может, что-то и изменится, но точно не сейчас. Зато в следующем своем фильме я точно сыграю одну из главных ролей. Я как раз сейчас над ним работаю.
СВ «Другой жизни женщины» есть что-то автобиографическое?
Наоборот, это фильм о женщине, которой я бы никогда не хотела стать. С одной стороны я родилась не в самой бедной семье, с другой — лишних денег у нас никогда не бывало. Моя бабушка даже работала уборщицей. А я сейчас, можно сказать, выиграла кучу денег, жизнь от этого превратилась в мечту (смеется).
СПочему вы выбрали Матье Кассовица на главную мужскую роль? Он больше известен как режиссер, чем актер. И вы играли в его последнем фильме «Порядок и мораль».
Если не брать в расчет его режиссерскую деятельность, он на самом деле один из лучших французских актеров наших дней. Он обладает какими-то очень редкими качествами. Со стороны Матье выглядит как такой незрелый мальчик, но на самом деле он очень сильный. В этом смысле он полная противоположность Жюльетт Бинош, чего я, собственно, и добивалась. Потому что она как раз кажется очень серьезной зрелой женщиной, но стоит ей улыбнуться, как она превращается в тинейджера.
СВы, наверное, слышали, совсем недавно Кассовиц заявил о своем намерении покинуть Францию, потому что не может больше выносить местную кинематографию, превратившуюся в зеркальное отражение американской.
Все слышали. Тут дело в том, что Матье — полная противоположность тому типу людей, про которых я вам уже рассказала. Он очень эмоциональный человек. Иногда это не так здорово, как могло бы быть, но тут ничего не поделаешь, он такой, какой есть.
СА про Депардье что вы думаете? Со стороны ваших политических взглядов, которые, как известно, левоцентристские.
Вы правы, но, несмотря на это, меня расстраивает, когда «богатые природные ресурсы» уезжают за пределы своей родины. И в то же время я могу сказать про Депардье, что он человек, личность.
СВы у стольких режиссеров успели сняться. Когда снимали свой фильм, не ловили себя на мысли, что заимствуете у кого-нибудь?
О ком-то одном я не думала, но каждый раз, когда мне нужно было принять то или иное решение, я ощущала, что все они находятся рядом со мной.
СВы написали полуавтобиографическую книгу «Девочки», по которой в 2009 году был снят одноименный фильм, где вы приняли участие как соавтор сценария. Вы никогда не думали сами ее экранизировать?
Несколько продюсеров просили меня об этом. Но когда я закончила эту книгу, я поняла, что на этом моя работа окончена и больше мне добавить нечего. Что это пройденный этап. Поэтому я посчитала, что это отличная идея, если кто-то вдохнет в «Девочек» новую жизнь и перескажет ее на свой лад. Так и получилось.С