Сергей Костин. Афганская бессонница («Свободный полет», 2012)

Первая (и наконец переизданная) книга из четырехсерийного шпионского набора историй про Пако Аррайя – глубочайше законспирированного агента по особым поручениям. Вроде Джеймса Бонда. Но гораздо, гораздо сложнее – потому что он как бы вовсе и не советский гражданин и живет благополучной буржуазной жизнью, но долг (перед кем? перед чем?) заставляет его вылезать из добропорядочной шкуры и совершать крайне опасные подвиги на благо давно помершей и неузнаваемо переродившейся родины. Вот за анализ личности профессионального авантюриста-интеллектуала-патриота (да и патриота ли?), за супердинамичные сюжеты книжек и стоило бы поднять Сергея Костина на равновысокий с Флемингом пьедестал – но отчего-то никто из издателей не торопится. Так что, вопреки этой издательской без­деятельности, обратите внимание на опасные приключения героя – потому что он и впрямь герой, приключения его не только захватывают, но и заставляют немножко подумать. Хотя бы о природе патриотизма или – на худой конец – авантюризма.

Жан-Кристоф Гранже. Пассажир («Азбука-Аттикус», 2012)

Жан-Кристоф Гранже – неравномерный мастер леденящих душу патологически-мистических историй. Неравномерный в том смысле, что леденят его истории не всегда радикально (а я его упорно читаю, каждую книжку, в ожидании безупречной квинтэссенции глубинно-ужасного, и тут ожидания оправдались: и дрожь пробивает, и омерзение охватывает, и интрига захватывает). В общем, это – удача! Получилось все ужасно гармонично: и страшные загадочности – кто, зачем и даже кого убил-растерзал (причем несколько раз), и мятущийся главный герой, ищущий себя в буквальном смысле (то есть потерявший свою личность-идентичность), и традиционно больная следователь с глубокими душевными травмами в своем психобагаже. Короче, качественное погружение в ужас гарантировано даже для не особенно впечатлительных. И, как зачастую у Гранже случается, разгадка невероятно закрученной серии садистских преступлений оказывается из разряда конспирологических... Хотя я, наверное, зря это сказал – а впрочем, вы все равно не додумаетесь, пока не дочитаете.

Маргарита Хемлин. Дознаватель («Астрель», 2012)

Маргарита Хемлин вообще-то не детективописательница. Она даже не «писательница», а прямо вот насто­ящий писатель, написавший немного, но отборных книжек (см., к примеру, ее сборник «Очередь» или роман «Клоцвог»). Она отлавливает какие-то сложно определимые нюансы человеческих взаимоотношений и плетет потом из них свою прозу. И на сей раз получился не типовой детектив, а крайне запутанная история, в которой нормальный читатель сначала даже и не станет искать виноватых и правых – не в том увлекательность. Нормальный читатель будет наслаждаться точным проникновением в послевоенный провинциальный быт, якобы простецким повествованием от первого милицейско-дознавательского лица, крайне талантливо сооруженным при помощи мельчайших языковых деталек, и потихоньку влезет в загадочную и опасную историю. А история – про то, что в черниговских домах будто бы зреет еврейский заговор и надо его раскрыть, показательно наказав виноватых, но не тронув невиноватых – органы ж не звери. А кто ж звери? Прочтете – узнаете.С