Путешествие на край ночи
Кэтрин Бигелоу – режиссер с внешностью топ-модели и жестким стилем: рядом с ее фильмами даже самые брутальные работы бывшего мужа, Джеймса Кэмерона, выглядят святочными колядками. Три года назад в оскаровском поединке «Повелитель бурь» Бигелоу одержал победу над «Аватаром». Новый фильм «Цель номер один» – подробное воссоздание того, как в течение десяти лет ЦРУ разыскивало бин Ладена. Он рифмуется не только с «Повелителем бурь» – с любым фильмом Бигелоу: хоть с дебютом, туманным вампирским хоррором Near the Dark, хоть с важнейшим для всех, кто взрослел в 90-е, романтическим экшеном «На гребне волны». Потому что все фильмы Бигелоу – об одержимости, и все, даже «Цель», снятая без визуальных украшательств, сухо, – стихи с неправильной, невозможной рифмой.
Наивно звучат голоса американских критиков, прописывающих фильм по разряду политического кино: мол, главное его достоинство – в косвенной поддержке Обамы. Не многим более обоснован приступ либеральной истерики, спровоцированный актером Дэвидом Кленноном: он призвал коллег по Киноакадемии бойкотировать фильм, выдвинутый на «Оскара» в пяти, включая главную, номинациях. Причина – оправдание пыток, к которым прибегало ЦРУ, добывая информацию. Боюсь, Бигелоу просто не поняла, о чем таком лепечет Кленнон. Оправдание? Нет, просто констатация; да, агенты прибегали к пыткам, и да, это мучительный процесс для обеих сторон. Скандальный эпизод датирован 2003-м: охота на бин Ладена в самом начале, агент Майя, глядя на работу своих коллег, сдерживает тошноту. Дальше будет легче. Актриса Джессика Честейн становится идеальным проводником идей Бигелоу, без ненужной аффектации показывая, как дело, которым увлечена ее героиня, перерастает в физическую зависимость, адреналиновый наркотик. Только нет здесь и антинаркотической пропаганды. Бигелоу – ницшеанец, она знает, что если всматриваться в бездну, то бездна начнет всматриваться в тебя, но не находит в этом дурного.С