Начнем с девятки фильмов, претендующих на звание лучших. Здесь две белых вороны — «Любовь» Михаэля Ханеке и «Звери дикого юга» Бена Цайтлина, — на которые не поставит ни один завсегдатай букмекерских контор. «Любовь» — австро-французская копродукция; появление среди основных номинантов неанглоязычного фильма — редчайший случай (прошлогодний лауреат, французский «Артист», был, если помните, немым, а единственная финальная реплика звучала по-английски), и здесь драма Ханеке чисто для красоты. Но кроме номинации «Лучший фильм года», «Любовь» вошла и в пятерку претендентов на «Лучший фильм на иностранном языке», и вот здесь в ее победе я ничуть не сомневаюсь. Хрупкость и кустарное обаяние фильма «Звери дикого юга» участники проекта «Сноб» оценили первыми в России, однако и этот победитель прошлогоднего «Сандэнса» не может рассчитывать на «Оскар»: он включен в номинанты из уважения к такому замечательному, но, увы, совершенно непопулярному явлению, как американское независимое кино.

А вот «Операции "Арго"» Бена Аффлека грех жаловаться на популярность; в ее активе уже есть «Золотой глобус» за лучший драматический фильм, и вот по этой вроде бы радостной причине «Оскар» ему, по существующему поверью, уже не достанется. Но кто знает — лично я буду болеть за «Арго», безупречный триллер и остроумнейший гимн кино, авантюристам и свободе.

Если «Оскар» достанется «Линкольну» Спилберга или «Джанго освобожденному» Тарантино, я не расстроюсь. Но академики любят подложить свинью: возьмут и наградят «Жизнь Пи» Анга Ли — почему бы и нет? Там есть уйма 3D-аттракционов, запоминающийся тигр Ричард Паркер, акулы и дышащий остров, но все это лишь красочная подводка к финальному, как бы страшно важному и серьезному, но по сути банальному месседжу (о том, что только фантазия и человечность помогут выжить в экстремально-бесчеловечных условиях). Плюс у Академии должок перед Ангом Ли, не сомневавшимся в победе «Горбатой горы», но неожиданно проигравшим сегодня уже позабытому фильму «Столкновение» (поговаривают, что именно из вредности и ревности «Оскар» не достался «Горе», уже увенчанной «Глобусом»). Кстати, «Глобус» за лучшую комедию/мюзикл есть у «Отверженных» Тома Хупера, и я надеюсь, что это — оберег, который не позволит двум с половиной часам очень плохой музыки получить хоть что-то еще.

«Цель номер один» Кэтрин Бигелоу — выдающийся фильм, но к уже увенчанному «Оскаром» «Повелителю бурь» мало что добавляет.

А картину «Мой парень — псих» Дэвида О. Рассела я бы предпочел обойти молчанием: это фильм отличного режиссера, который обожают почти все мои друзья, мне же было мучительно скучно и фатально не смешно. Надо пересмотреть.

Тот самый псих — одномерный и непластичный артист Брэдли Купер и чрезмерно патетичный Хью Джекман из «Отверженных» выглядят самыми слабыми претендентами на «Оскар» за лучшую мужскую роль. Дэнзел Вашингтон в «Экипаже» Роберта Земекиса прекрасен как всегда, то есть хорош, но без новаций и открытий, плюс два «Оскара» (за «Славу» и «Тренировочный день») у него уже есть. Самые сильные кандидаты — Дэниел Дэй-Льюис, сыгравший Линкольна с такой физиологической достоверностью, будто снимается не у Спилберга, а у Сокурова, и Хоакин Феникс из «Мастера» Пола Томаса Андерсона. Я не люблю эту картину, но болеть буду за Феникса: и сыграл на физическом пределе, и интервью «Снобу» дал.

Любопытен расклад номинанток на «Оскар» за лучшую женскую роль. По-честному, никто не составит конкуренцию грандиозной Джессике Частейн, сыгравшей охотницу на бен Ладена в триллере Кэтрин Бигелоу «Цель номер один». Но есть большая вероятность, что золото станет подарком француженке Эммануэль Рива, сыгравшей в «Любви»: именно 24 февраля ей исполняется 86 лет. Оставшаяся тройка может расслабиться: Наоми Уоттс в «Невозможном» достоверно изображает физические страдания матери троих детей, выжившей после цунами, но мы же, на минуточку, больше жаждем душевных?! Дженнифер Лоуренс в «Моем парне — психе» эксплуатирует образ девчонки из соседнего подъезда — с артхаусной поправкой на легкую невменяемость. Крохотная Кьювензане Уоллес из «Зверей дикого юга» должна вызвать у зрителей и обозревателей умиление, но не более.

Среди артистов, номинированных за второплановые роли, много тяжеловесов: Де Ниро, сыгравший того еще психа у Дэвида О. Рассела, Алан Аркин — шикарный продюсер-хитрец из «Арго», Томми Ли Джонс — политик, положивший жизнь за отмену рабства, в «Линкольне», Кристофер Вальц, которому после немецко-фашистского мерзавца из «Бесславных ублюдков» Тарантино пожаловал исключительно положительную роль в «Джанго», и основатель как бы сайентологического учения Филипп Сеймур Хоффман в «Мастере». Надеюсь, что победит Аркин.

Среди второплановых женщин выделяется Салли Филд, сыгравшая жену Линкольна. Ни Эми Адамс — еще одна жена большого человека, «Мастера», ни многократно изнасилованная, остриженная и изувеченная Энн Хэтэуэй в «Отверженных», ни витальная, но предсказуемая Джеки Уивер из «Психа» и рядом не стояли. Я, правда, не видел фильм «Сессии» и ничего не могу сказать о работе Хелен Хант.

Так или иначе, бессонная ночь с воскресенья на понедельник нам гарантирована. Если все же выберете сон, читайте репортаж о тех, кто и при каких обстоятельствах премию получил, на нашем сайте в понедельник, 25 февраля.

А кому бы вы дали «Оскара»?

[poll id="142" align="left"]

[poll id="143" align="left"]

[poll id="144" align="left"]

[poll id="145" align="left"]