6 первых арт-хитов весны: суды, призрак Мэрилин, Хичкок в 3D
1–3 марта
Оригинальный способ провести выходные под судом без риска оказаться за решеткой. «Московские процессы» — интригующее «междисциплинарное» событие, на грани документального театра и политической акции, реальности и фантастики, перформанса и социально-терапевтического сеанса. По инициативе швейцарского режиссера Мило Рау в выставочном зале Сахаровского центра реконструируют три скандальных судебных процесса, в которые были вовлечены художники, рискнувшие покуситься на включенный в список опасных препаратов опиум для народа — религию. Результаты всех трех слушаний — по делу о выставках «Осторожно, религия», «Запретное искусство» и акции Pussy Riot — не в пользу артистов. Исход новых судов может отличаться в лучшую сторону: ведущим экспертом защиты выступает Екатерина Деготь, судьей — Ольга Шакина, обвинительной секцией заправляет Максим Шевченко, среди экспертов и свидетелей — Марат Гельман, Глеб Якунин, Дмитрий Гутов, Петр Верзилов.
1–3 марта
Этекс — это французский комик: божий клоун и великий режиссер, некогда ассистент Жака Тати, автор, в частности, шедевров «Йо-йо» (после которого явно переоцененный «Артист» не покажется таким уж свежим и необычным) и «Большая любовь». Недавно отреставрированная версия последней открывает московский мини-фестиваль, на который приезжает сам Этекс — ему 84 года, но что такое возраст? Так, смех.
со 2 марта
Первая в России персоналка французского режиссера и медиаартиста, имя которого может быть знакомо даже тем, кто всякому современному искусству предпочитает старый добрый футбол: в 2006-м Паррено вместе с британским видеохудожником Дугласом Гордоном сделали фильм о Зинедине Зидане. В центре гаражной выставки — свежая, 2012 года, работа «Мэрилин», снятая будто бы глазами белокурой Венеры Монро. И озвученная ее голосом — Паррено, использовавший новые технологии, смог вернуть Мэрилин Монро с того света.
2–4 марта
В России документальное кино часто вызывает настороженность и немотивированную неприязнь — чего далеко ходить за примерами, достаточно посмотреть комментарии к фильму «Пианизм», онлайн-премьера которого состоялась в рамках нашего спецпроекта «Кино на "Снобе"». И это на фоне тотальной безграмотности — даже в начале1990-х, когда средний уровень интереса к искусству был гораздо выше сегодняшнего (плюс существовало более-менее единое информационное пространство), устроенный ОРТ (тогдашним первым каналом) блиц-опрос москвичей показал, что имя гениального Дзиги Вертова никому ничего не говорит. Делу образования и повышения зрительской толерантности к экспериментам в неигровой сфере служит экспресс-визит Амстердамского фестиваля документального кино IDFA в Москву. Это — объективно, по числу зрителей, резонансу и развитости рынка — самый важный докфест мира. Часть его московской программы составляет отечественная классика — фильм Виктора Косаковского «Беловы», часть — премьеры свежих хитов «Положение среди звезд» («совершенно выдающийся фильм, дающий возможность без нарочитого драматизма, с акцентом на смешное, а не на трагическое, взглянуть на недоступную и недостижимую реальность». — Кирилл Сорокин, куратор Beat Film Festival и «Не в то время, не в том месте». Особняком — спецпроект Kids&Docs, посвященный исключительно голландской документалистике, неравнодушной к детям и подросткам.
3, 10, 17 марта и в ночь с 23 на 24 марта
1987-й год. Со дня смерти Альфреда Хичкока прошло семь лет. Молодежная редакция весьма передового на тот момент журнала «Советский экран» негодует по поводу отсутствия в прогрессивных перестроечных кинотеатрах популярной зарубежной классики — в частности, «Желтой подводной лодки» и хичкоковских шедевров. Как это ни смешно, но и спустя 32 года после смерти Хича ни один из его фильмов не добрался до российских экранов. Так что гений саспенса, популяризованный недавним голливудским байопиком, у нас по-прежнему «не тот человек», для многих, очень многих — загадка: много слышали, но мало видели. Потому настоящая сенсация — «пионерский» показ отреставрированных версий трех великих триллеров. 3-го — триллер шпионский, «На север через северо-запад», именно к его клонированию завороженные финансовым успехом продюсеры склоняли Хичкока, увлекшегося пугающим и непредсказуемым проектом «Психо». 17-го — триллер психопатологический, тот самый великий и ужасный «Психо». Самый же необычный вечер — 10-е марта, когда триллер детективный — «В случае убийства набирайте «М» — покажут в 3D-версии. Только это не произвол, вроде окрашивания «17 мгновений весны» в семь цветов радуги, а восстановление справедливости: фильм был снят в стереоскопическом формате, но из-за кризиса этой технологии почти не показывался в своей оригинальной многомерности.
6–7 марта
Спектакль петербургского «Театра post» привозит в Москву «Золотая маска». Его автор — Дмитрий Волкострелов, режиссер, способный привести в восторг и бешенство (иногда — оба состояния сразу). В любом случае, если хотите быть в курсе того, что такое актуальный театр 10-х годов XXI века, Волкострелова надо знать. «Я свободен» — один из самых радикальных его проектов, часовой спектакль, состоящий из 535 фотографий и 13 подписей к ним.