Катерина Мурашова /

Игра для марципана

О смысле жизни, «мелком жемчуге» и задании Вселенной

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Парень мне не нравился. Хотя пришел сам, без всяких родителей, а я обычно очень это ценила. Как правило, из шестнадцатилетних мальчишек каждое слово приходится клещами тянуть, а тут — хорошая литературная речь, слова льются прямо потоком. Впрочем, он говорил уже полчаса, а я так толком и не понимала, зачем же он ко мне пришел.

Полная семья: мама, папа, младший брат, бабушки и дедушки в комплекте (живут отдельно), все как будто вполне обеспеченные (несколько раз упомянул заграничные поездки всей семьей и отдельно — какую-то свою обучающую поездку в Англию), учится в хорошем математическом лицее, в школе вполне успевает, дополнительно много лет занимается шахматами и имеет 1-й разряд, есть друзья, уже почти год встречается с девушкой.

При этом жалуется на всех. Родители достают своими придирками, бабушки — мелочной опекой, младший брат все время сам лезет и подначивает, а когда терпение старшего кончится и все-таки получит по заслугам — бежит жаловаться и оборачивает все перед родителями таким образом, что мой визави неизменно оказывается виноватым.

Друзья — либо ужасные заучки, старающиеся выслужиться неизвестно перед кем и мечтающие как можно скорее свалить из России непонятно куда («кто их там ждет?»), либо, наоборот, забили на все, не отлипают от сетевых компьютерных игр и своих айпадов. Учителя либо считают свой предмет пупом вселенной, задают по нему совершенно немереные задания, а потом кипятятся как чайники на плите, обнаружив эти задания невыполненными, либо равнодушно отбывают свои уроки и транслируют ученикам все то же: в этой стране жить нельзя!

Касательно девушки: друзья ему завидуют, а у него такое впечатление, что за этот год он встречался с несколькими разными девушками — она подражает то одной, то другой светской или актерской знаменитости и при смене периода меняет все, от гардероба до акцента. Причем она сама называет это «развитием своего образа». По идее, ему это должно быть смешно, но почему-то раздражает.

В общем-то, я вполне могла списать все это на то, что «каждому человеку иногда хочется пожаловаться на жизнь, просто выговориться» и спокойно выслушать, сакраментально размышляя про себя на вечную тему: «У кого-то суп жидкий, а у кого-то жемчуг мелкий».

Смущало меня вот что: он жаловался на всех и вся хотя и литературно грамотно, но как-то неубедительно, без малейшей напряженности чувств, как будто по обязанности. Но я-то знала, что его никто не обязывал! Он сам пришел, и, по его словам, родители даже ничего не знали об этом визите.

Да, кстати, я не сказала, что его звали Велимиром (а его брата Ратибором), что, конечно, что-то о семье говорило, но всякие славянофильские и истинно православные вещи он отверг с порога, сказал: да ничего особенного, просто так выпендрились, чтобы было не как у всех.

Подумав, я решила не быть дипломатичной и не ходить вокруг да около.

— Ты знаешь, — сказала я. — Во времена моего детства это называлось «мимо кассы». Я не знаю, зачем ты мне все это рассказываешь, но у меня складывается впечатление, что тебя и самого-то это не слишком волнует.

— Я надеялся, что вы заметите, — спокойно произнес Велимир.

Ага! Так это все был тест? Но тогда на что, собственно, меня тестировали?

— Я немного интересуюсь психологией, и я читал ваши материалы в интернете. Вы иногда пишете о другом. И я подумал: вдруг вы знаете?

Я не поняла, но решила пока помолчать. На тот момент у меня сложилось впечатление, что Велимир не очень нуждается в задавании наводящих вопросов.

— Вы наверняка по моему рассказу поняли, что я живу там, где все в общем-то благополучно. Но все равно, у меня такое ощущение, что все мы никому не нужны. Мои друзья не хотят об этом думать и говорить, они хотят… ну, я вам уже говорил, чего. А вот в инете ребята, с которыми я в игре разговаривал, из разных городов, подтвердили: да, я прав, они тоже это чувствуют, я просто лучше формулирую.

— Попробуй чуть более распространенно, что это значит для тебя: все никому не нужны? Кто все? Подростки не нужны обществу? Вообще люди не нужны биогеосфере? И кому это никому? Семье? Государству? Человечеству?

— Я же сказал: никому. Понимаете, есть хлеб и вода — ну, обязательные какие-то для жизни вещи, а есть — кока-кола и марципаны, без них можно вполне обойтись. Я вот только начинаю жить (так любят выражаться наши учителя), но уже давно чувствую себя таким марципаном, который в сущности никому не нужен. Даже родителям — мы с братом просто такое украшение полноценной семьи. Так положено.

Пока думали, что я стану великим шахматистом (я играл с трех лет), мною интересовались больше, демонстрировали меня всем и друг другу, как марципанку на блюдечке, когда стало ясно, что не тяну, переключились на моего брата, теперь он у нас — будущий великий хоккеист. В школе то же самое. У нас в классе есть пять «математических гениев» — все хорошие учителя на них работают, это их как бы цель, оправдание их труда. На остальных в общем-то плевать.

Но один из наших «гениев» говорит: «Я вот все думаю — интересно, а как они видят мою задачу? Свалить отсюда в Европу? Так там для своей молодежи работы нет. Здесь что-то такое никому не понятное открыть, опубликовать, а потом мхом порасти в своей дыре, как этот Перельман?» А я ему отвечаю: «Будь доволен, что хоть какая-то задача видится».

У нас рядом с бабушкиной дачей цыгане живут. Я в детстве с ними даже играл, хотя мне и запрещали. Этим летом курили с моим детским дружком, говорили за жизнь. Я ему рассказывал, как я в Европу ездил. Он говорит: ты счастливый и свободный, а я вот цыган и вроде как кочевать должен, и хочу, но выкуси, ведь я — младший сын, поэтому дом и родители до смерти — на мне. Обычай у нас такой».

Так я ему в тот момент позавидовал даже: он злится, но знает, зачем он, младший у своих родителей сын, и какая у него по жизни задача. А я не знаю, почему это так, но я так чувствую: нас много и нас — не нужно никому. Это иногда просто невыносимо. Я вам признаюсь: я уже ходил к психологу. Он сказал: ты должен быть нужен сам себе, и тогда все встанет на свои места. И моя девушка так же говорит. Но у меня не получается. А вы писали о чем-то похожем, и я подумал: вдруг вы знаете, что мне еще сделать?

Я держала паузу.

— Я знаю, что вы сейчас скажете, — тяжело вздохнул Велимир. — Вы скажете, что я вполне могу стать нужным, если буду помогать родителям и бабушке на даче, если стану сам растить хлеб или работать волонтером с больными. Я даже пробовал. Однажды папина фирма повезла в детский дом две машины игрушек, я с ними поехал. Больше не поеду. Они, там, эти дети с волонтерами, были такие же, как наш «математический гений» с учителями. И я такой же, как они. И игрушки эти были им не нужны, они их посмотрели и сразу отложили.

— Нет, — сказала я. — Не поможет тебе ни концентрироваться на собственном пупе, ни тщательно выстраивать свою нужность людям мелкими услугами.

— Стать известным?

— При нынешней плотности информационного потока — ерунда. Исчез на неделю с экрана или из сети, и завтра твое место уже заняли трое других, а о тебе никто не вспомнит.

— Значит, все безнадежно?

Он замолчал, уже окончательно, и я поняла, что его разговор с самим собой наконец закончен.

— Есть способ. Ты в детстве был любопытен к миру, к жизни людей, раз бегал к цыганам (а они еще и далеко не всех до себя допускают). А в сыщиков не играл?

— Играли как-то с ребятами на даче, следили, кто с электрички идет. И еще с братом маньяка выслеживали, но это уж совсем мелкие были. А что?

— И логика у тебя работает (шахматы).

— А делать-то что?!

— Вот оно, настоящее-то чувство, проклюнулось! — довольно усмехнулась я. — Играть. Иначе, как играя, с нынешним миром не справиться. Ты будешь играть в сыщика, ты вообразишь себя разведчиком в тылу врага, инопланетным агентом, ты придумаешь себе задание и будешь его выполнять. Суть твоего задания, суть любого внедрения — изучать окружающих тебя людей, интересоваться ими, строить умозаключения.

— Это вы мне, что ли, это задание даете?

— Я?! Ну рассмешил! — засмеялась я. — Ты что, никогда не слышал максимы: «Человеческий разум — это орудие, с помощью которого Вселенная познает саму себя»? Так что считай это заданием Вселенной. Придешь через два месяца, расскажешь.

***

Через два месяца Велимир не пришел. Но где-то в электронных сумерках раздобыл мой имейл и прислал к Новому году поздравительную открытку с припиской: «Выхожу на связь, докладываю: внедрение проходит нормально. Вселенная как будто довольна. Спасибо. Велимир».

Комментировать Всего 65 комментариев

Катерина, очень понравилось!  А вот интересно, имена мальчиков влияют на их судьбу?

К вопросу об именах!

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

Думаю, что такие имена должны повлиять - во всяком случае, родители, скорее всего, именно так думали. Но ведь тут как: если носителей что-то не устроит, они их модифицируют и будет всю жизнь один Велей (не путать с Валей :)), а другой - Борькой или Ратиком :)  

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Спасибо, Катерина, Ваши понедельничные тексты - ожидаемое и получаемое удовольствие!

Интересно сформулировано: хлеб и вода, марципаны и кока-кола... :-)

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Ирина Камаева, Лариса Новицкая

Спасибо, Алия! Но он ко мне сам с этими марципанами пришел... Хотя я тоже эту цитату из своего детства помню: "может, тебе еще марципанов на серебряном блюде подать?!" - с тех пор она (цитата) несколько редуцировалась, по-видимому, и посуровела... :))

Я про марципаны на блюде (серебряном!) тоже помню, но тогда они были как бы чем-то таким...совершенно роскошным! А сейчас просто то, без чего можно прожить... хотя чем сейчас кого можно удивить... ни сезонности. ни географии почти..:-) (сорри, ворчу!)

А я когда их (марципаны) в первый раз попробовала, так была разочарована...:-(

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

У вас в Казахстане тоже сезонности в еде уже нет? Ну в столице - понятно, а вот если в деревнях (аулах?) посмотреть? Я выросла в Питере, но у нас в детстве очень четко все это было, ели то, что сейчас созрело и в магазин или на рынок привезли - клубника так клубника, суп из свежей капусты, щавелевые щи, зимой - соления всякие... Я тут как-то попробовала этот разговор поднять, типа, может, это полезно как-то, что-то такое соблюдать, так мне кто-то из здешних спецов по жратве так прямо и залепил: мы, диетологи, доподлинно знаем, как нужно правильно кормить человека, и никакая ваша сезонность тут не при чем! :)) Право, как будто бы мы от обезьяны и не происходили, и наш желудок и обмен к этой сезонности тысячелетиями (с конца последнего ледника) не приспосабливался... 

В моем детстве покушать свежие ягоды зимой было просто невероятным, даже яблоки только до определенного времени были доступны, ну а цитрусовые, бананы, и уж тем более морепродукты, были вообще чем-то очень очень праздничным, Чаще всего новогодним :-) а сейчас вон, на воскресный завтрак брат идет на базаре покупает кальмара (замороженного, конечно, от нас до морей-то ого-гошеньки!) и жарит в кляре... И ничего, не удивляемся!

Зато у нас сухофрукты и орехи были доступны.

Конечно, сейчас в аулах люди питаются в более привычно-аутентичном ассортименте, но возможность-то все что хочешь попробовать есть! Было бы стремление! Уж в областные районные центры выбираются (хотя, наверное, я сужу по себе...) Когда приезжаю к родственникам в аул, удивляюсь контрасту: мясо-молочно-яичное все свое, зато колбасы-конфеты-кондитерские изделия-кетчупы-и майонез!!! (зачем его всюду льют?!) такие невкусно-порошоково-стабилизированные... 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Катерина, очень метко сформулировано - дождаться, когда собеседник договорит с самим собой :-)))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса, Лариса Новицкая

Вот они - современное  поколение Онегиных и Печориных :-)

Катерина, а если бы лишние люди 19 века пришли к Вам со своими дилеммами (будем считать, что нас в школе правильно обучили считать, в чем была из проблема и потому ошибиться в диагнозе опасности нет), Вы бы им то же самое посоветовали, что Велимиру, или что-то другое?

Не знаю, Лена, у меня со школы остался пиетет к 19 веку, меня уже много лет фрустрирует, что Пушкин и Лермонтов были моложе меня, когда УМЕРЛИ :)) Боюсь, что при этом предполагаемом визите я просто мямлила бы что-то невразумительное :((

Хотя по поводу лишних людей у меня как-то был странный эпизод. Однажды, выручая приятеля, я на три часа оказалась один на один с целым классом старших "элитных" гимназистов, которых надо было чем-то занять. Они были  пресыщены знаниями и ничего интересного я сходу им рассказать не могла, а пробовать что-то психологическое (типа тренинга) в общем-то не имела права, так как совсем не знала этих ребят и могла случайно что-то такое раскачать, что потом неизвестно кому расхлебывать. И вот, поскольку они ан масс были все такие интеллектуально-скептически-разочарованные (ну или пытались такими казаться), я вспомнила про "лишних людей" и велела им написать эссе про жизнь Онегина - с конца пушкинского романа и до смерти.

Они сначала удивились и попытались сопротивляться, но когда я разрешила современное прочтение, втянулись и - все пошло.

Ребятки были очень неглупые и словом владели, так что получилось очень много всего забавного, много интересного и даже поучительного (мой приятель потом с ними три урока все это анализировал). Одна работа была страшная - приятель эту работу не тронул и послал этого парнишку ко мне. Парень не пришел. Написано  там было вот что: 

После второй встречи с Татьяной (которая к этому времени вышла замуж за пожилого олигарха) Онегин сначала страдал, мечтая о том, что неплохо было бы и очень романтично податься во Французский иностранный легион, но все было как-то не собраться. Менял девушек и играл в боулинг, а потом это ему надоело. Ходил к психоаналитикам, но они ничем не могли ему помочь. Пожил и даже поучился на Западе, но был глубоко русским и вернулся. Попробовал на основе имеющегося багажа и знания иностранных языков делать карьеру в западной компании, работающей в России (там были хорошие зарплаты). но копить баллы и все время участвовать в каком-то конкурсе на открывающиеся вакансии показалось ему как-то недостойным его. Потом он долго пил, потом лечился от депрессии, потом играл в сетевые компьютерные игры, потом еще что-то, а однажды он купил на черном рынке автомат Калашникова, пришел в свою родную гимназию и...

Дело происходило четыре года назад...

На фоне того, как Вы описали класс, это не могло быть попыткой переплюнуть-соригинальничать?

Боюсь, что нет :(  Если бы это было так, он бы продолжил игру, потребовал бы, чтобы его работу тоже разобрали в классе, пошел бы к психологу повыпендиваться и т.д. Думаю, что он попробовал что-то витающее вокруг честно проанализировать и даже сам был несколько ошарашен тем, ЧТО у него получилось. "... как зеркало чего-то" - из этой серии.

Да, я про зеркало тоже подумала. Только про перевернутое. Может метался в тот момент со своей лишнестью и из нее потенциально следующими латентными суицидальными наклонностями? А пока писал, так перепугался - поскольку впервые сам для себя в слова облек - что перевертыш выскочил...

Я б согласилась, если бы не прибегали они в реале время от времени с ружьями на детские площадки :(((

Там, кстати, то ли в трех, то ли в четырех сочинениях Онегин с собой-таки покончил. Совершенно это их как будто бы не пугало. В одном случае, помню, он застрелился во дворе, на глазах у Татьяны, возвращавшейся от пластического хирурга :))

Ну то, что Онегин с собой покончил, иих это не пугало, меня, признаюсь, тоже не особо пугает. Возраст необходимости зашкаливающе- сильных страстей. Вот и одно из самых простых решений реализации

Лена, там вот что обидно: он у них не от сильной страсти с собой покончил, а как раз от бессилия хоть куда-нибудь себя (и свои чувства) пристроить. Идея почти у всех, помню, была приблизительно такова: не особо это была и любовь у него с Татьяной, он и сам это понимал, но краше и значимей у него в жизни так потом ничего и не случилось...  

Я имею в виду, что у них такой возраст что что ни перепалка, то драма - друзья навек, враги навек. Вот самоубюийство и кажется романтически достойным способом решить текущую драму. К тому же они все выросли на играх, где у персонажей, с которыми они себя ассоциируют, несколько жизней :-) Мне на самом деле кажется, что они не просто из-за возраст и сопутствующей ему наивности не понимают, что смерть это навсегда, но и из-за того, как игры устроены.

Впрочем, может они в раннем возрасте узнали один из моих любимых афоризмов: "если Вы мертвы - это надолго. Если глупы - навсегда" :-)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Ох, ну как же надо не люить собственного ребенка, чтобы назвать его Велимиром! Неужто неочевидно, что его будут дразнить великом?!

Значит сильный парень - кого-то сразу на место поставил, другим не повадно было. Молодец! Наверняка и Вселенной по Вашему заданию нынче хорошую пользу приносит :-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Какой мудрый мальчик - уже соображает, что иногда детей заводят для статусности...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Лена, они почти все это знают. Слишком много защитной статусности вокруг них, чтобы не экстраполировать.

Ох, ну и хреновое сейчас время быть подростком!

Эту реплику поддерживают: Михаил Данилюк

А почему именно СЕЙЧАС, Лена?  

Мне-то кажется, что подростком - всегда трудно. Это же такое насекомо-инопланетное зависание между мирами, когда сам себя в зеркале не узнаешь, а в глазах других что-то такое странное отражается... :))

Сезон странный - внешних объединяющих ценностей нет.

Плюс партия и правительство пытаются их искусственно придумать...

Ну, подростки, в отличие от партии и правительства, как раз неплохо умеют придумывать себе объединяющие ценности (если, им, конечно, изначально резко не объяснить, что всеподростковая "реакция группирования" вот к нему лично не относится, потому что он должен быть "выше этого". И вот у павианов она есть, а ему (ей) - не надо!)

А если этого нет, так они - на раз: все, кто носит желтое и зеленое, и заклепку в пупке - наши, а если серое и черное, и кольцо в носу  - не наши. Или еще проще и ближе к павианам: кто живет до Первого проезда - наши, а если живет на Втором проезде и зашел на нашу территорию - бей их! :))

Ну это на павианистом уровне. Но по моим ощущениям у нас был некий идеологический уровень, выданный извне, И как это ни странно звучит, я вижу ему аналогии в нынешнем западном обществе, но не в российском

Очень интересно, Лена. А что (по содержанию) является ему аналогией в нынешнем западном обществе?

Ну мне, например, видится, что американское бойскаутское движение почти ничем (кроме отсутствия заветов Ильича) не отличается от пионерской организации в ее классическом исполнении.

А что там за идеология, кроме "мы, веселые бобрята, за все хорошее, и против всего плохого"? (у нас, кстати, скаутинг тоже есть, недавно они отмечали столетие скаутского движения в России :))

А в Европе (мне это даже интереснее)? 

Я случайно попало на скаутский "выпускной вечер" сына друга на техасщине. Признаюсь, все полтора часа, что там сидела, молча офигевала.

Там надо испытания проходить, уровней достигать, форму носить. Знамя вносили, девиз говорили, честь отдавали, клятву приносили. Достигшим верхнего уровня (не помню чего) даже открытка подздравительная приходит на дом за подписью американского президента и супруги. Помню мы очень веселились, что наверное они так же эти открытки подписывают пачками как астронавты фоты с автографами.

А пока этот парень рос и я, соответственно, иногда слушала истории своей подруги - его мамы - чем он занимается, я прямо-таки зауважала серьезность устремлений и чистоту намерений. Их и по лесам-по долам-по горам таскали, и пользу приносили, и возмущение родителей положило конец слиянию с природой, когда должен был пройти ууик-енд в который входило убивание зайца, чтобы его потом разделать и съесть. Насколько я поняла, зайца мамашки отстояли, дети ели консервы.

Чуть не забыла. Делалось это все под лозунгом God Bless America (Господь благослови Америку), и хором зачитывали какую-то молитву

Лен, может это пресловутая "русская загадочная душа" :), но мне вот почему-то явно нравится, что приблизительно половина того класса (а то и больше) отчетливо понимают: все эти серые и зеленые, благослови америку и заветы ильича, а также казанские подростковые уличные войны времен моего детства, битвы футбольных фанатов и т.д. - явления одного биологического корня, и различаются лишь степенью участия в них, интенсивностью патроната "больших павианов". Если подростки чисто сами, то получаются в лучшем случае тимуровские команды, в худшем - уличные банды. Если под патронатом старших - то заветы ильича, Селигер или скауты. Почему мне это нравится? Да потому что тот, кто это понимает, резвясь внутри этого (что бы оно ни было), не презирает себя или кого-то (если в его системе есть настоящие враги, то он их обычно уважает), не думает, что это он УЖЕ такой хороший (плохой) парень или живет в такой хорошей (плохой) стране. Он видит контекст целиком. А потом, со временем, может понять и то, какой огромный кусок пути ему предстоит пройти, чтобы из этого "павианьего" контекста или марионетки на веревочках стать именно уникальным собой и уже по собственной воле не угощать лишним, а делиться последним куском хлеба. Или не делиться. И брать за это отвественность уже на себя, и уже там (а не в толпе всегда готов и благослови америку) совершать свои собственные поступки. Ну нравится мне это, ничего не могу с собой поделать... :)))

Хотя пользу для любого государства вечных неотенических личинок я тоже никогда не отрицала :) Считаю, что мы во многом поэтому проиграли холодную войну. Советский человек, которого все 70 лет выводили, не получился массово неотенической личинкой. Он получал образование, проходил метаморфоз, увы им... :)

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Лена, мой сын - шеф скаутов (группы до 50чел). Моя дочь - рядовой скаут. Французские скауты отличаются от американских, никаких экстрим-тестов ("заяц-тест") проходить не надо. Существует очень много правил и ограничений при работе с детьми, которые надо строго соблюдать, ответственность очень высокая (для сына).

Мои дети с удовольствием ходят в скаутские походы - прибл. раз в месяц, и ездят на всефранцузские скаутские сборы "Джамборе" каждый год. В скаутах ребята преобрели много полезных навыков и умений. 

Конечно, организация скаутов имеет религиозный налет, (в нашем случае католический), но без фанатизма.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Ну да, без фанатизма. Просто мне вспомнилось при виде этого всего, что наши линейки-речески-знамена тоже казались изнутри вовсе нефанатичными :-)

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Лена, не знаю, что ответить... Может быть разница между нынешними скаутами и тогдашними пионерами в "принудиловке". Все-таки, в скауты дети идут по своей инициативе и в любой момент могут выйти из организации. Выйти из пионеров было смерти подобно, причем для родителей еще больше, чем для детей.

У нас католическая семья (только я  православная), практикующая. Дети учатся в католической школе, до 70 гг была на базе женского монастыря. В младших классах занимались катехизмом с удовольствием. В школе есть предмет что-то типа "С Господом" - исключительно факультативный. Моя дочка посещает. На занятиях обсуждаются самы различные вопросы современной жизни (а также фильмы музыка, игры) с точки зрения христианской (католической) морали и принципов. В основном упор делается на то, что человек  САМ делает свой выбор, исходя из .... (т.д.)

Для подростков в местной общине наш кюре (молодой человек 36 лет) организует тематические вечера  по пятницам. Собирается ребят 20-30, готовят раклет или фондю (типичные "коллективные" альпийские блюда ), спагетти, блины, пр. и разговаривают за жизнь. Иногда они ходят в походы в горы, ездят как поломники к святым местам. 

Я лично, очень благодарна нашему кюре уже хотя бы потому что мой сын (и его друзья) не курит, не выпивает, не колется, нюхает и пр. (а  мы живем в "зоне повышенного риска" - через нашу границу идет трафик наркотиков из Марселя в Швейцарию), прошел через испытание "пубертетом" )))  без осложнений и проблем. 

Какой у вас чудесный кюре, Вашим детям повезло! :))

Членство в пионерской организации было обязательным, но ведь активность в ней - тоже строго по желанию, никого (по крайней мере в мое время) особо не принуждали. А взрослые люди там тоже были разные, в том числе и замечательные совершенно - я до сих пор помню одного вожатого в лагере "пионерско-комсомольского актива" (по основной специальности он был моряк), который тоже разговаривал с нами "за жизнь", чудесно играл на гитаре и пел душевные песни...

Эту реплику поддерживают: Михаил Данилюк, Christina Brandes-Barbier de Boymont

"активность - строго по желанию"

Совершенно верно!

Очень многое зависит от взрослого, от организатора ("менеджера", как сейчас бы сказали).

Мой сын (22года) с 14 лет занимается с детьми - сначала как помощник шефа скаутов, потом подрабатывал вожатым в детских летних/зимних лагерях, был аниматором, потом сам стал шефом скаутов. Во Франции, чтобы официально работать с детьми (как вожатый, аниматор, тьютор в летней школе) надо обязательно получить государственный сертификат (диплом). А его можно получить пройдя спец. курсы (3 этапа) и  сдав тесты. Обычно сдают на сертификат люди, которые уже имеют опыт работы с детьми.

Я помню, как сын делился своими впечатлениями от своего первого самостоятельного "вожатства" - три раза по одной неделе в летнем детском лагере. У него была группа в 18 чел, 9-12 лет (можете себе представить!)))  Так вот его тактика была такова -  давать конретные задания ребятам и строгая (для Франции))) дисциплина, выражавшаяся, напр ходить строем (а не толпой) с песней или речевкой; принцип "один за всех - все за одного"... Я его тогда спросила (помня свое пионЭрское детство) не сопротивляются ли дети таким его "диктаторским" изыскам. На что получила ответ, что дети из других групп хотят перейти к нему, потому что "его" дети постоянно заняты делом - то они придумывали фильм (который затем показали родителям), то рисовали какие-то плакаты, то устроили какие-то соревнования, придумывали сами речевки.

Еще сын придумал такой ход, так сказать, фишку его группы. Дети собирались толпой, а он им отдавал приказ: "Твикс" - значит строится по двое, "Кит-Кат" - в четыре рядя, "Смартиз" - вольно, разойтись, "Донат" - встать в круг. Короче, потом уже даже родители знали все эти кондитерские команды))) и при встрече активно использовали )))))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я только знаю, что у сына Франка был предмет под названием God's Dienst и что в подростковом возрасте он как-то радостно изучал то, что там преподавали, а в последние два года в школе очень ругался, что отнимают на это время. Я так понимаю, что был счастлив расстаться с мыслью о религии вместе в расставанием со школой.

Дело в том, что у мои дети хоть и ходят в католическую школу Св.Марии  (частная школа), но обязаловки религиозной нет совсем. Как я писала выше - занятия "по религии" - рассказывают о католических праздниках, их значении, их истории, пр. - исключительно по желанию ребенка. С моими детьми учились /учаться немало детей из семей атеистов, есть евреи, есть мусульмане (для них есть всегда не-свиное меню в столовой). Что отличает нашу школу от публично - во-первых, довольно строгая дисциплина, дресс-код (формы нет, но нельзя ходить в чем попало, нельзя шорты, нельзя оч.открытые маечки и секси одежды для девочек пр), во-вторых, учителя никогда не бастуют )))), если учителя нет более двух занятий (болеет, др), его заменяют (пусть даже временно). 

Понимаете, Лена, в моем конкретном случае, религия являтеся не догмой, а неким измерителем моральных ценностей. Я действительно очень благодарна нашему кюре (образованный, начитанный, с хорошим чувством юмора, не моралист, следит за новинками хай-тек, и  кстати, говорит неплохо по-русски - учил в семинарии), потому что он задал правильный вектор духовности у молодых ребят. Как он сам говорит, неважно будет ли человек в будущем практикующим католиком или нет, главное, чтобы он жил, действовал по основополагающим принципам христианства -человеколюбие, понимание, уважение, пр. 

Лена, Кристина, извините, что влезаю в разговор, но мне кажется, что тут всегда есть два уровня организации социальной материи - 1) система (церковь, партия и т.д.), идеи которой когда-то несомненно формировались из всяческих прогрессивных побуждений, но на практике дают всю палитру возможностей (от подвига до подлости) и 2) конкретный человек рядом с ребенком, условно "служитель системы" - влияние личности которого обычно много сильнее, чем влияние идеологии (в чем бы она не заключалась).

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Катерина, мне кажется, что Ваш 2 пункт самый важный. Конкретный человек/и рядом - может быть верующим, атеистом, коммунистом, тренер по плаванию или рэнджер -  именно он дает "путевку в жизнь", закладывает моральное осонование в юном человеке.

Еще мне кажется, что немаловажно в детстве, отрочества иметь единомышлинников, или хотя бы быть в группе близких по мыслям, духу, ощущениям, иметь определенную стенку, на которую можно опереться (помимо дома, родителей) или даже спрятаться.  

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Лена Де Винне

У нас тоже ангелы летали. Пока в выпускном классе не оказалось, что можно из-за этого предмета аттестат завалить :-)

Лена, мне очень интересно что это был за предмет, что изучалось. Это было нечто "Истории религии"? или "Истории христианства"? или катехизис? Это в Голландии?

Во Франции (и в Швейцарии тоже) подобные предметы не допустимы, религия очень и очень отделена от гос-ва.  Поэтому даже в изначально католической школе отсутствует предмет "катехизис" или "история христианства"  т.п. Только как факультатив / "кружок", который ни коем образом не влияет на диплом (аттестат)

Это про Бельгию. Могу только штрихами, подробностей не знаю. Учебные заведения делятся на католические и "свободные" (то есть религия не преподается и не учитывается). Это относится и к средним школам, и к университетам. Считается, что у католических больше денег, то есть образование лучше.

Конкретно этот предмет назывался God's dienst. Я не уверена, ка кэто правильно переводится. Но суть конечно в изучении основ религии. Но при этом их там и к причастию тоже готовили. Этот предмет входил в список предметов, по которым раздают оценки.

Лена, спасибо за ответ. Действительно, очень интересно. А Вы не знаете,  основы религии  - общей, мировой, т.е. включая ислам, иудаизм, буддимз, пр или только христианство?  Мне казалось, что школьная система Бельгии близка французской, т.е. в конце обучения сдаешь baccalauréat (бакалаврат), есть коэфицентные или профилирующие предметы, исходя из направления (точные науки, общественные науки или гумманитарные науки/литература), которое было выбрано за три года до выпуска. Поэтому второстепенные предметы в принципе не имеют значения.

А в католических школах могут обучаться дети не-католики, или других вероисповиданий?

У меня дети готовились к причастию ( у католиков - по достижению 12 лет) и конфирмации (в 16-17 лет) только в нашем приходе с кюре и активистами-добровольцами (не люблю этих слов, в русском у них "не та" коннотация). 

God's dienst  - по-немецки "Dienst" значит служба, т.ч. что-то типа "Божья служба." Только не понятно почему God по-английски, а не по немецки (фламандски) Gott (??)

Знаете анекдот - откуда взялся голландский язык? Когда пьяные английские матросы сошли на землю на континенте и попробовали говорить по-немецки :-) Так что нет, Gott  пишется по-фламандски как God.

Ну и не служба в смысле прислуживание, а, как мне видится, "все о богослужении".

Про остальное могу допросить при случае подробно и с пристрастием. Если прям правда детально-подробно интересно, могу созвонить по скайпу, когда в следующий раз совпаду с ним в Брюсселе - можно его расспросить напрямую - он невероятно общительный!

Лена, дорогая, отставить!

Лена, дорогая, отставить! Спустить паруса, бросить якоря, сушить весла ! Команде - на берег отдыхать! ))))))))))))))  Никаких скайпов-шмайпов и допросов с пристрастиями. Все, точка, закрыли тему. Мои соседи напротив - бельгийцы, могу при оказии и их допросить.

Голландским не владею ))) но понимаю неплохо, т.к. знаю немецкий. Кстати, если серьезно, то в английском как раз немало голландских заимствований, особено все, что связано с морским делом (ship, напр, голландское слово)

Ну только оно пишется schip :-)

Ответ соседей может зависеть от того, фламандцы они или валлонцы. Образование формируется на региональном уровне, а не на федеральном. Ну а "ребенок" уже большой нормальный фламандец - с ним можно и по-английски, и по-французски :-)

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

"schip" - голландское, но в англ.произошли ассимиляции и пр. редукции ))))))) вот если взять слово skipper (шкипер), то оно даже по произношению ближе к оригиналу. 

Соседи мои валлонцы. Еще ктстаи, те пионЭры))))) Бывши члены компартии, ездили на Кубу, прожили там месяц, хотели даже переехать насовсем  к тов. Фиделю. Потом как-то "замотались" и оказались в жутко буржуазной Франции, на границе с "зажравшейся" Швейцарией ))) Он - доктор физ. наук, работает в CERN, она - доктор психологии, работает в Женевском универе. У них большой дом и огород, дети, на окнах красивая герань в горшках. Короче, буржуинская тряссина во всей красе. Но Кубу до сих пор вспоминают по доброму. Особенно "девушка". Помню, как я ей возражала насчет отсутствия свободы слова и пр. свобод, а она мне : " Зато у них медицина бесплатная и одинаковая для всех. Ради этого можно пожертвовать и свободой слова!" О как! 

Ну тогда они вряд ли знают фламандскую систему.

Но интересно не это! Предлагаю им в качестве эксперимета посоветовать воспользоваться голландской системой здравоохранения - там равенство просто зашкаливает - всем без исключения парацетамол дают. И на этом месте интересно послушать, что скажут бельгийцы :-) Впрочем, это сработает только если они в теме

За исключением того, что не быть пионером у нас было очень позорно, на грани отчуждения. А у них быть бойскаутом - свободный выбор.

Да, согласна. Но вполне можно было быть "формальным пионером", как сейчас в Европе можно быть "формальным католиком". Никакого отчуждения, но и никакой активности. Минимальное соблюдение принятых ритуалов, а дальше - я вас не трогаю, а вы - меня.

Это был просто пример.

А не быть пионером у нас, насколько я помню, было невозможно :-)

Бывало. Но крайне редко. У нас в классе был хулиган-второгодник, которого в пионеры просто не приняли "по совокупности заслуг". Он внешне этим бравировал, но в душе - переживал (сам мне как-то признался).

И еще была девочка - дочка священника (я жила и училась рядом с Ал.Невской лаврой), ей родители запретили. Что думала она сама, я не знаю, она была очень тихая. Ее подтравливала старшая пионервожатая, и, помню, мы со старшим приятелем как-то на вожатую за это наехали: чего вы лезете, ей же родители сказали! Она ответила в коммунистическом духе: коллектив, партия важнее! А мой приятель (интеллектуал по нашим тогдашним меркам) ей: гм, так вот Христос ведь тоже так говорил - оставь мать и отца, иди за мной! Может, вы, хоть и комсомолка, тоже в бога верите? Только скрываете, и к ней цепляетесь, чтоб никто не догадался? 

Она и отвалилась, рот раскрыв. :))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Михаил Данилюк

Анекдот в тему:

Выходит Ворошилов от Сталина и ворчит себе под нос :"Во гнида усатая". Охранник у двери бежит докладывать Сталину. Сталин возвращает Ворошилова. "Вы о ком". "О Гитлере". Поворачиваются к охраннику "А Вы о ком?"

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Европа это очень много разных стран. Думаю, что ситуации очень разные. Из того, что я видела своими глазами - голландское общество очень гордится (по праву) своей толерантностью-приятием. Голландский менталитет каким-то чудным (оба ударения верны) образом сочетает сильный индивидуализм и неприемлимость высовываться из толпы. С одной стороны детям позволено абсолютно все (если ребенок наяривает круги в дорогом ресторане, пока его родители сидят за столом, только попробуй замечание сделать - заклюют все окружающие, хоть их это и раздраджает), но с другой, мантра doe maar gewoon (дословно - делай нормально, т.е. не высовывайся, будь как все) - столп общества. И поскольку этот менталитет в целом стабилен, мне кажется, что система занимания детей коллективными делами работает универсально. В чем именно они состоят, я сказать не могу - не знаю.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Не знаю, у меня сын (11 класс) несколько месяцев назад как раз говорил, что по сравнению с детством предыдущих поколений (например, моим или др. старших) у него жизнь намного интереснее, а возможностей куда больше. Конечно, он знает о нашем детстве только из книг, фильмов и рассказов старших, но все же так оценивает. Я с ним в целом согласна.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Тоже согласна с Вашим сыном, Мария. У нынешнего поколения (особенно в России) возможностей гораздо больше, и как мне кажется, они живут менее ориентируясь на клише, они менее зажаты в тиски предрассудков.

Кристина, мне кажется, что тут просто произошла значительная "эволюция предрассудков". Какие-то безусловно засохли и отвалились, но ведь появились новые! :)

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Возможностей несравнимо больше - нельзя не согласиться. Но и ориентироваться в них несравнимо сложнее. А ощущение удовлетворения своей жизнью - оно всегда субъективно, хотя во все времена и при всех условиях детство и юность - это время надежд :)

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

"у меня такое ощущение, что все мы никому не нужны..."

Боже, Катерина, эта история практически про меня !...

Только я ощущала себя собачкой, такой ручной дамской собачкой, которую в щенячьем возрасте везде с собой таскают, играют и балуют,  а когда собачка вырастает, или еще хуже, оказывается не пристижным  "той-терьером", а "собакой неизвестной породы" ))) , это начинает "держателя" собаки раздражать и злить.

И у меня к возрасту 15-17 лет выработалось устойчивое ощущение своей "лишности", ненужности своим родителям. Много-много лет спустя, к моему сожалению, но и к душевному облегчению (были, наконец, расставлены все точки над i ), я узнала, что "шестое чувство" меня не обмануло. Я появилась на свет вопреки, несмотря на все предпринятые меры, как "кара небесная", без меня все было бы иначе и намного лучше....  

Поэтому я убеждена, что очень и очень многое зависит от родителей. От их взаимоотношений со своими детьми. Но главное, от искренности их любви.   

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Спасибо, Кристина!

Да, да, вот именно это - "не та порода". Особенно ужасно, когда это все происходит на глазах у ребенка и он уже понимает, что чем-то "разочаровал" родителей, но, конечно, ничего поделать и вернуть свое прежнее "очарование" уже не может. Я довольно часто вижу этот фигурально оттопыренный пальчик и такое слегка сквозь зубы: "ну ведь мог бы, если бы постарался... ведь подавал надежды... а теперь... господи, как же я от всего этого устала... ну, что вы мне посоветуете?"

Катерина, для меня это настолько БОЛЬНАЯ тема, причем и морально, и психологически, но и физически (((((. 

Было ужасно слышать нарецания относительно "не той внешности" -!! Не тот размер ноги: "Ну у тебя и лыжи!" (39 размер),  вьющиеся, а не прямые волосы, слишком худая и длинная ("жердь", "каланча").    

Вот именно, что ребенок, подросток не понимает "за что?" "почему?" "чем не угодил?"... Впоследствии, невероятно тяжело выкарабкиваться из состояния потенциального лузера...  Я благодарна судьбе, что сводила меня определенными людьми, которые помогли выжить (буквально).

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Подросток пытался осознать свою социальную сущность, но взамен, как обычно, получил новый рецепт реализации самости. Пока доволен. Ему удалось проблемы юношества перенести в зрелость. Так зрелость может никогда и не наступить, если он будет находить себе все новые и новые игры - станет вечным туристом. А жаль, похоже мальчик был умным.