Режиссер и сценарист Роман Коппола прибыл в столицу России в сопровождении своей беременной жены и годовалой дочки. Семья Роману не в тягость — пока внучку и невестку автора «Крестного отца» развлекали прокатчики фильма, мы поговорили с Копполой-младшим о его втором полнометражном фильме, снятом спустя 12 лет после дебюта «Агент Стрекоза», о творческом тандеме с Уэсом Андерсоном, опыте общения с трудными людьми и о советской водке с икрой. А к финалу разговора Роман неожиданно включил на моем iPad, выступавшем в качестве диктофона, рекламное видео, в котором он неплохо изъясняется по-русски, говоря с актрисой на съемочной площадке.

О фантазиях.  Я бы не смог точно сказать, что в фильме Чарли Свона основано на реальных событиях, а что выдумано. Фильм может показаться безумной фантастической комедией, но на экране отображен мой внутренний мир, часть своих интимных фантазий я рискнул подарить главному герою, и четкой черты, что я насочинял, а что чистая правда, провести невозможно. Главное тут то, что это очень личная история.

О Чарли Уайте III.  В титрах можно найти упоминание о Чарли Уайте III. И не просто так. Чарли Уайт III — культовый американских дизайнер, который в 70-е сотрудничал с журналом моего отца City Magazine, его работы можно было найти по всему Лос-Анджелесу. В какой-то момент мы с ним даже сдружились, он рассказал много историй о своей профессиональной жизни и той безумной среде, в которой он тогда существовал. Имя героя Чарли Шина, разумеется, отсылка к имени Вайта и своеобразная дань памяти, также мне показалось замечательной идеей воссоздать мир человека, занимающегося подобной профессией. Но все же надо понимать, что это не прямая биография. Уайт послужил лишь одной из отправных точек для сценария. Другой — покупка дизайнерской пепельницы на eBay, которую можно увидеть в фильме. Так и складываются мои сценарии — из воспоминаний, галлюцинаций, окружающих людей и объектов.

Чарли Шин, 1981 год
Чарли Шин, 1981 год

О Чарли Шине и слухах.  Когда я писал сценарий, о Чарли Шине даже не думал. Но в итоге он оказался идеальной кандидатурой на роль Чарльза Свона. По поводу этого фильма меня только и спрашивали, как я с ним ладил на площадке, ведь он за последние годы зарекомендовал себя как алкаш, скандалист и вообще человек с дурной репутацией. Вот этот вопрос мне страшно надоел. С Чарли мы знакомы с 10-11 лет — с момента, когда наши отцы (Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Шин. — Прим. ред.) работали над фильмом «Апокалипсис сегодня» на Филиппинах. А это что-то да значит. Чарли Шин — один из самых талантливых и харизматичных актеров, которых мне довелось узнать, и он всегда таким был. И я счастлив, что мне удалось вернуть его на большой экран и позволить снова блистать. Он этого заслуживает.

Кадр из фильма «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона III»
Кадр из фильма «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона III»

О Билле Мюррее.  Это, наверное, один из самых закрытых актеров на Земле. У него нет агента и публицистов, с ним можно связаться только напрямую, что только усложняет задачу. Но мы с ним сдружились через Уэса Андерсона и Софию Копполу, которая сняла его в фильме «Трудности перевода». Я написал Биллу эсэмэс с предложением сыграть в моем новом полнометражном фильме, он согласился, но за этим ничего не последовало. Потом, когда съемки уже должны были вот-вот начаться, я написал ему еще раз, и он объявился. Я очень рад, что смог затащить его в свою картину.

Андрей Кончаловский, 1985 год
Андрей Кончаловский, 1985 год

Об эпизоде с русским таксистом, водкой и икрой  Уже не помню, откуда точно я позаимствовал этот образ для фильма, но, кажется, из собственного детства. В то время в Америку с определенной периодичностью приезжали режиссеры из Советского Союза — без денег, зато с какой-нибудь редкой снедью, которую они в поездке меняли на валюту. Андрей Кончаловский точно приезжал с водкой и с икрой. С него в первую очередь я и срисовал этот образ.

О цифровом прокате «Видео по запросу»  Мировая премьера «Умопомрачительных фантазий Чальза Свона III» состоялась на Римском кинофестивале — в этом смысле все было сделано традиционно, а вот насчет американского и мирового проката мы долго не могли определиться: показывать фильм в кинотеатрах или выпустить его по популярной сейчас системе «Видео по запросу» (video on demand) и на iTunes. Я попросил разных специалистов сделать исследование, какой способ для этого фильма будет наиболее оптимальным, и понял, что единой объективной точки зрения по этому вопросу пока нет. И тогда мы решили рискнуть. И тут были свои плюсы — нам оказалась на руку большая интернет-аудитория фанатов Чарли Шина, которые следят за всеми его действиями онлайн и офлайн. Пока рано делать какие-либо выводы, но в любом случае я рад, что мы решились на этот эксперимент. Тем более что и кинотеатральный релиз фильма в итоге состоялся, только очень-очень ограниченный.

О тандеме с Уэсом Андерсоном и новых совместных проектах  Мы все время хотим что-нибудь вместе сделать, но наши последние фильмы мы сняли по отдельности. Уэс не имеет отношения к «Чарльзу Свону III», а я — к его новой картине «Отель “Гранд Будапешт”», которую он прямо сейчас снимает в Германии. Уэс очень скрытный, не любит пускать к себе на площадку посторонних. Но мы с ним всегда на связи, вот только во время съемок от него не дождешься развернутого ответа.

О советском кинематографе  Русское кино я знаю не очень хорошо, но мне нравятся работы Сергея Эйзенштейна. Его фильмы особенно повлияли на творчество моего отца, который мне об этом рассказывал. Лично мне Эйзенштейн интересен как экспериментатор и первооткрыватель, во многом сформировавший то, что собой представляет кинематограф в нынешнем виде.