Алексей Алексенко /

Наука о восстании

На деньги определенных сил некоторые ученые исследуют механизмы раскачивания лодки. Будет ли у нас шанс увидеть их зловещие теории в деле?

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Даже автомобильную монтировку можно употребить как во зло, так и во благо; что уж говорить об интернете? Буквально несколько дней назад мир вздрогнул от исследования кембриджских математиков, показавших, что безобидные «лайки» из «Фейсбука» можно использовать для проникновения в частную жизнь людей, в том числе и тех, кто никаким «Фейсбуком» отродясь не пользовался (уважаемый член снобщества Ирина Маруценко даже посвятила этому заметку).

Мы на пути к миру тотальной слежки, да. Но не будем унывать: с помощью того же интернета очень даже легко пустить этот мерзопакостный мир псу под хвост. Именно этой теме и посвящена работа американских исследователей, материально поддержанная National Science Foundation. Статья называется так: «Пространственно-географические характеристики коммуникационной сети массового движения». Ребята, собственно, изучали опыт массовой акции гражданского неповиновения. А чтобы отвести подозрения в попытках дестабилизации чьего-нибудь дремучего суверенитета, хитрецы занялись своим собственным бунтом, а именно акцией Occupy Wall Street.

Акция эта продолжалась в общей сложности 36 недель и, в частности, сопровождалась испусканием в ноосферу 6 000 000 «твитов». Именно изучением твитов (а именно примерно 10% от их общего количества) ограничились наши исследователи. И нашли в них много интересного.

Собственно, каждый твит имеет автора и читателей-ретвитчиков, а значит, устанавливает коммуникационный мостик между людьми. Если нарисовать все эти мостики на карте США, получается картинка в виде сеточки. Такую же картинку можно составить и для обычных политических топиков, ни с каким бунтом не связанных. Оказалось, что картинки совсем разные. Революционные твиты — по сравнению с обычными — имеют всего несколько четко выраженных центров (Нью-Йорк, Вашингтон и Калифорния). Коммуникаций между штатами гораздо меньше. Вот как выглядят эти сетки (слева — стабильность, справа — бунт).

Это на заметку тем, кто связывает свои надежды с Уралвангонзаводом. Зря они это. Заметьте, что речь идет о США, весьма и весьма полицентричной территории по сравнению с некоторыми. И все же, стоит начаться реальной заварухе, обмен мнениями внезапно превращается в одностороннюю трансляцию, где весь контент идет из двух-трех центров, а остальная страна оказывается в роли потребителя, то есть слушают, разинув рот.

Ну, то есть не вся «остальная страна» — в местном потоке сообщений тоже выделяются отдельные «трансляторы», причем среди них (в случае OWS) лидируют персонажи левых политических взглядов. Хотя, казалось бы, у правых масса поводов для негодования, но они как-то сравнительно помалкивают. Пищали-пищали, а тут вдруг примолкли. Тоже интересно.

Еще одно интересное наблюдение касается лексики сообщений. Во «внутренних» твитах много информации о том, «где», «куда», «когда» и т. п.  (вспомним, что локальные протестные манифестации происходили практически по всей Америке). А в «общенациональных» — ссылки на СМИ и общая лексика. То есть получается некая самоорганизация: из центров транслируется информация об общей идеологии движения, а на местном уровне решают, куда конкретно идти жечь кое-чей портрет.

Собственно, очень любопытная получилась работа, как-то продолжающая, спустя почти сто лет, линию ленинских «апрельских тезисов» — про почту, мосты и телеграф. Первый опыт, конечно; но при наличии щедрого финансирования от госдеповских ястребов можно будет разработать вполне сносную теорию, применимую и к другим историческим коллизиям.

Опережаю вопрос, не намекаю ли я, что найденные закономерности можно как-то отнести ко грядущему бунту в России? — ну нет, конечно, это вряд ли. С другой стороны, если таковое событие паче чаяния произойдет, будущие исследователи интернета будут изучать частотность слов «бунт», «революция» и «восстание» в разных источниках в предшествующий заварухе период. И я льщу себя надеждой, что этот скромный текст достаточно богат означенной лексикой, чтобы войти в их статистические выборки. И, собственно, по времени отстоит не слишком далеко.

Комментировать Всего 4 комментария

Алексей, а они там ничего не исследовали про авторитетность, что ли? То есть ретвит возникает просто от того, что содержание нравится или от того, что кто-то важный сказал, или от частоты повторения или или?

Похоже что нет. Они просто компьютерно обработали данные из Twitter 'gardenhouse', и исследовали только ту инфу которую можно получить из автоматической обработки.

 как-то был на  производственной презентации одной голландской конторы которая  успешно занимается производством вирусных рекламных роликов.... 

Вот те самые твиты и ретвиты  и потом фейсбук на шаре и далее везде с остановками.   Делились опытом.

Там все не то чем оно кажется... это удивительный мир  каких-то ирррациональных феноменов.  Ну например  они запускают новые ролики  из Бразилии  в точно определенный день недели... почему   это так никто не знает, экспериментально установлено что это наиболее успешный  образ действий  для достижения результата - максимального  активного интереса пользователей  которые делятся с друзьями. 

  Само число просмотров уже не играет никакой роли, главное - это шаринг.  Именно по нему идет оценка качества работы.

То ли на просторах интернета, то ли в книгах я неоднократно встречал тезис о том, что революции делаются в больших городах, что вполне логично. Сосредоточение огромного количества молодых людей, развитых систем свзяи и властных структур создают для этого потенциал. 

На мой взгляд, данное исследование может и косвенно, но подтверждает подобный тезис. Нью-Йорк - один из основных финансовых центров, Вашингтон - сосредоточение госструктур, а Калифорния - центр научно-исследовательский центр (и не только).