Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: Бренды

Ежели цивилизация — большая ярмарка брендов, изобретений и достижений, которые рано или поздно становятся брендами, каждая страна едет на нее со своими горшками и самоварами

+T -
Поделиться:

Оказавшись за границей, где-нибудь в Европе, начинаешь задумываться о национальных приоритетах. Проще говоря: ежели цивилизация — большая ярмарка брендов, изобретений и достижений, которые рано или поздно становятся брендами, каждая страна едет на нее со своими горшками и самоварами, предлагая свой товар. И продает. А потом навсегда запоминается этим товаром. С европейскими брендами более-менее ясно. Взять, например, Англию: парламент, футбол, «Битлз», Джеймс Бонд, яичница с беконом, Шекспир, плед, Шерлок Холмс. Или французов: либерте-эгалите-фратерните, кино, коньяк, Рабле, кафе, мода, Эйфелева башня, соусы, Вольтер, устрицы, импрессионизм, сюрреализм, Фантомас, шансон.

Есть большие бренды, такие как республика или телефон. Есть средние: футбол и садизм. Есть и совсем помельче: пиво, поп-арт, борзовая охота.

Каждый день мы толчемся на ярмарке брендов. И, конечно же, мне, русскому, интересно понять и осмыслить: а что же Россия привезла на эту ярмарку? Каковы наши товары?

Навскидку: водка, Достоевский, Гагарин, автомат Калашникова, «Лебединое озеро», Кремль, Ленин-Сталин, СССР, Малевич, Эйзенштейн, балалайка.

Я сознательно не включил в этот перечень Пушкина, ибо он не конвертируем и для западного человека непонятен и загадочен. Он же — Наше Все... Как точно у Пригова о нем:

 

Во всех деревнях, уголках бы ничтожных

Я бюсты везде бы поставил его,

А вот бы стихи его я уничтожил —

Ведь образ они принижают его.

 

Нет, мировой бренд должен определяться простой идеей конвертации: водка, например, или коммунизм — можно употреблять хоть в Берлине, хоть в Камбодже. Малевич, Гагарин и автомат Калашникова тоже понятны всем.

С одной стороны, не так уж и много наших мировых брендов. С другой — один Достоевский накрывает, как тень от Луны, сразу литературное полушарие. По известному планетарному опросу в мире есть три великих писателя: Сервантес, Шекспир и Достоевский, три каменных слона, на которых опирается мировая литература. И место в этой тройке дорогого стоит.

Конечно, можно считать брендом и размер государства российского: все-таки самая большая в мире страна. Но, скажем осторожно: пока. Надежней бренды человеческого размера: шахматы, книга, самолет. Скоро, возможно, брендом станет зима. Обыкновенная, пушистая, с легким морозцем, с елочками заснеженными и со следами оборотней в погонах на снегу...

В общем, вопрос прост: чем нам, русским, гордиться? Немец-перец-колбаса гордится Бахом, «мерседесом», орднунгом и категорическим императивом, итальянец — античностью, макаронами и «Аидой», японец — самураями, «тойотой» и суши, американец — демократией, попкорном и Голливудом.

А мы чем? Ну, литературой. Все-таки зайдешь в западный книжный — стоят на полках два наших серьезных бородача. Это приятно, успокаивает. В театральном мире по-прежнему востребован наш милый ироничный интеллигент в пенсне, грустно пожелавший всем в ХХ веке «увидеть небо в алмазах». Русский балет? Можно, вполне: Нуриeff с Марго Фонтень, весьма-весьма... Рахманинoff? Концерт №2, исполняет автор, прекрасно. Русская революция? Ох, не знаю, стоит ли этим гордиться. Символика и риторика, безусловно, оригинальные, такого никогда не было, а вот результат...м-да... до сих пор отрыгивается. Самоваром? Его изобрели англичане. Балалайкой? За свою жизнь я держал ее в руках только однажды... «Черным квадратом»? Ну, можно, если так уж хочется... Загадочной русской душой? Умные люди говорят, что это всего-навсего наше обыкновенное распиздяйство...

Но теперь без шуток, господа! Есть, есть наш крутой национальный бренд, совершенно оригинальный, не похожий ни на что, но понятный и заокеанским мудрецам: метафизика русской жизни. Это и впрямь вещь. Увесистая. Ее трудно объяснить, но легко почувствовать, пожив в России. И каждый иностранец, поживший в России, понимает, что это такое. И безусловно это бренд — кого-то он пугает, кого-то притягивает. И на этом бренде, как на наркотике, сидят десятки миллионов. Мне, например, после нескольких месяцев пребывания на комфортном и предсказуемом Западе, этого начинает недоставать.

Но можно ли гордиться тем, от чего зависишь?

Теги: блог, бренд
Комментировать Всего 62 комментария
А можно ли формализировать ЭТО? ЧТо такое русская метафизика?

Мне кажется, более всего для ЭТОГО подойдет вот такая цитата из Бердяева:

"В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призванииваряг-иностранцев для управления русской землей, так как "земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет". Как характерно это для роковой неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей земле! Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве".

и еще "Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. Ирусский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм - явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым. Славянофилы и Достоевский - такие же в сущности анархисты, как и Михаил Бакунин или Кропоткин. Эта анархическая русская природа нашла в себе типическое выражение в религиозном анархизме Льва Толстого. Русская интеллигенция, хотя и зараженная поверхностными позитивистическими идеями, была чисто русской в своей безгосударственности. В лучшей, героической своей части она стремилась к абсолютной свободе и правде, не вместимой ни в какую государственность".

Может пора заканчивать ЭТОГО стесняться? И наоборот - всячески продвигать как фундаментальную часть национальной идеи? Во всяком случае - это то, что можно было бы при правильном "маркетинге" конвертировать в какие-то прибыли во внешем мире

Да. Государственная программа "О международной пропаганде русской метафизики."

Бпендом необязательно гордиться. Он просто есть, и все

Не все же русский гордятся Достоевским. Да они и не читали его. Но "бородачи на полках " -- и приятно. И не все же стреляли (не то, чтобы в живую мишень, а вообще) из АК -- но он же тоже есть -- половина мира им вооружена. И все в порядке.

Бренд не есть предмет гордости. Бренд есть ярлык, который одна нация клеит на другую или даже сама на себя, чтобы легче было ее идентифицировать.

По поводу "осязаемых" предметов гордости проблема не в том, чем нам, русским, гордиться. Автор указал, чем.

Проблема в том, что слишком уж древние эти предметы гордости (кроме какой-нибудь пакости типа АК). Почти никто не пользуется этими предметами (в т.ч. Толстым и Достоевским, к сожалению). А предметов, которые существуют здесь и сейчас в повседневном обиходе, нету. Ну все импортное.

Но, по-моему, идеальный бренд автор назвал. Но почему-то не продолжил. Конечно же, всеобъемлющее, всепоглощающее распиздяйство. В самом широком, истинно метафизическом смысле. Это идеальная сторона любого предмета, его смысл и сущность.

И только русским в таком объеме присуще.

Распиздяйство точно также, как и Пушкин является внутренним брендом для внутреннего же использования. Вот встречаю я испанца и говорю: "Привет, я русский". И что, он мне отвечает: "А, знаю, ты есть RAZPIZDIAI"?. Не фига подобного. По моим ощущениям единственный межденародный бренд, хотя это и невероятно банально - это холод. Уж так получилось. Не финну, ни норвежцу не скажут: "Блин, парень, да как вы там живете, у вас же пипец, как холодно", а мне этот бред приходится выслушивать практически ежедневно (как и проводить минилекции о метеорогичских особенностях России. Я уже на автомате добавляю белых медведей, которые жрут из помоек на улицах. Срабатывает даже с профессорами). Так, что смело можем приватизировать низкую температуру, как национальный бренд. Кстати, я реально абсолютно уверен, что только благодаря этому бренду Россия заполучила зимнюю олимпиаду в Сочи (ну при прочих известных обстоятельствах). Ну сами посудите, Барселона находится практически четко на широте Сочи. Катание лыжное тут, не в пример сочинскому, весьма и весьма приличное. Представляете ЗИМНЮЮ олимпиаду в Барселоне? Я нет.

Дмитрий, самое же ужасное, что и правда холодно!

Любой бренд нуждается в продвижении. Этот - тоже. Кроме того, нужна целая понятийная система, чтобы объяснить термин - он впрямую ни на один импортный язык не переводится. Что, кстати, еще одно свидетельство его уникальности.

Но, в конце концов, удалось же продвинуть PERESTROYKU. Удастся и с этим. Было бы желание.

Дмитрий, Вы правы. Только не холод, а сплошной снежный покров. Видел реакцию типа: "ух ты, как в фильме "Доктор Живаго"!

Щедрая Душа

Несколько лет назад, разрабатывая стратегию для одного известного шоколадного бренда, я и мои коллеги, проводя исследования среди российских граждан (а они, практически все являлись целевой аудиторией), выявили следующие составляющие national identity, russianness - можно иронизировать, но ниже - данные исследования -

- generosity - щедрость (русской души) - эту черту, как национальную особенность признало большинство респондентов

- care - забота, доброта (в основном, касалось женской аудитории, так что  русская женщина тоже могла бы быть национальным брендом:)))

- pride - чувство патриотизма, гордости за свою страну (можно много рассуждать о том, ложный это патриотизм или нет, но, тем не менее)

- и, как ни странно - optimism, forward looking -  оптимизм.

Конечно, если целевую сузить, то вышеперечисленный набор может измениться, хотя, на мой взглял, перечисленные качества присущи в той или иной степени любому русскому человеку. Но, от темы, мы пожалуй, отклонились - это все больше - к метафизике.

 А если про бренды, то, автор в своей статье все уже изложил и можно много спорить о том, что такое "русская душа" - миф это или реальность - плохо это или хорошо - неважно, это понятие уже существует и его тоже можно назвать брендом)

Щедрость? Да. После первого стакана.

Исследование проводилось не среди потребителей алкогольной продукции))

Да и то, в отношении кого. По опыту знаю, если рядом с тобой иностранец при встрече с русскими - услужливость и отзывчивость по отношению к тебе и к нему возрастают в разы. Обычный бренд прячется в карман до того момента, когда ты с этими русскими останешься наедине.

И маски-шоу заканчивается. И мы, полные рас...дяи, наконец можем предаться любимому занятию - рас...дяйству.

Елена Казьмина Комментарий удален

Упаси обобщать, всего-лишь - предложение.

А насчет любимых занятий, конечно, каждый - это индивидуальность. И подозреваю, что даже у итальянцев найдутся те, кто не любит спагетти (или не любит шумно заполнять собой пространство). Ну и что? В связи с этим бренд отменять?

Русские, кстати, имеют еще и такое отличие, что каждый - сам себе Бетховен:)

Про юмор и достоинство

Александр, я тут посмотрела раздел сайта "Журнал" - статью "275+4" - цитирую слова Сергея Алексашенко -

"Мой старший сын три года учился в Англии, и я его как-то спросил, что он может сказать об англичанах как о нации. Он ответил: «У них удивительное чувство собственного достоинства и удивительное чувство юмора». Мне бы хотелось, чтобы про русских говорили так же. Ну, с чувством юмора у нас все в порядке, а вот над достоинством еще нужно работать." - согласна, с достоинством - "труба". Читаю я вот "предложения" своих соотечественников и грустно мне становится -  я им про щедрость души, а они про "рас--во". Какое уж там достоинство, если "рас--во" решили провозгласить национальным брендом.

Остается только отнестись к этому с юмором)

У философа Секацкого есть гораздо более точное определение метафизики русской жизни (вместо распиздяйства) - "трансцедентальная беспечность"

Самвел, Самвел, ок,  "трансцедентальная беспечность" мне больше нравится, убедили, принимается :)))

Но мне ближе распиздяйство, т.к. сам такой...

Ну, конечно, такой. Мы все такие. И это замечательно.

Но до определенного предела...

Когда мы всерьез начинаем эту тему обсуждать.

Я хоть и не брендовый профессионал, но заметил, что привлекает именно бренд, вызывающий улыбку. А не желание возложить цветы и удалиться.

Стихийный буддизм - Бердяев эту беспечность так по-моему так описывал. И Никулин в Бриллиантовой руке про неё же пел - а нам всё равно... Но это внутренний, скорее, нежели внешний бренд.

В общем, ДА

Елена, ну конечно, с юмором. Я был далек от мысли всерьез обсуждать продвижение такого бренда.

Но с другой стороны, разве можно серьезные вещи обсуждать серьезно, по-моему, получится глупость. Горин сказал точно - все самые большие глупости делаются с серьезным выражением лица.

И чтобы придти к чему-то умному, лучше бы начать со смеха.

Типа "трансцендентальной беспечности" - Самвелу полный респект:) Что в лоб, что по лбу...

Ну, Самвелу - точно респект, скучновато было без него, тем более, что про бренды хотелось бы послушать профессионала. Хотя, профессионал наш, по моему - хитрец, он не только "беспечность" в это понятие вложил :)))

Конечно, не только. В этом и вся глубина такого бренда, что это не только беспечность. Там масса всего. А иначе что же это за русский бренд, описываемый двумя словами.

Где же тогда глубина русской души?

Достоинство не заключается в том, чтобы себя нахваливать. Вышеупомянутые англичане жестче кого бы то ни было всегда смеялись над самими собой.

А от слогана "Россия щедрая душа" слегка мутит, пересластили безбожно.

Елена Казьмина Комментарий удален

Елена Казьмина Комментарий удален

Елена, Господь с Вами!

Ну или как-то так. Щедрая Душа это вообще самый что ни на есть внутренний бренд. Склыдвается (наверняка очень ошибочное) впечатление, чтовы за пределы нашей необъятной родины не выезжали никогда. За ее же необъятной границей Щедрая Душа скачкообразно преобразуется в Злобный Мудак (Злобная Сука в женском варианте). И не подумайте, что я преувеличиваю. Этот бренд настолько силен, что никаким балетом и матрешками его не перешибешь. К сожалению, по собственному опыту скажу, что он верен. И крохотные песчинки умных, интеллигентных, интересных русских (российских) людей просто не обнаруживаются даже вооруженным глазом на фоне Злобных Мудаков.

Дмитрий, Мир Вам! :)))

Путешествовала (и по работе, и в качестве туриста) я на своем веку много - была и в Западной и Восточной Европе, и в Японии, и в Штатах. Люди встречались разные - и хорошие, и плохие. В Турции, Египте - все больше тех, о которых Вы пишите. Но мы же сейчас не об этом, а о восприятии России. Моим западным коллегам была интересна не только Россия, у которой - матрешки, березки и Кремль. В первую очередь, им были интересны люди, в том числе и national identity. Помню удивленные глаза Директора по Маркетингу (гражданина UK)  после посещения нашей провинции (Самары и ее окрестностей) и беседы с батюшкой - то-то было открытий - и по поводу того, как их принимали простые деревенские жители и по поводу той самой "щедрой души". Главное, ведь как на все на это посмотреть - да и от опыта общения с разными людьми зависит - но, зачем же обобщать? У меня был вот такой опыт  - я тоже могу сказать, что он - верен. Мир - он разный.

А русских ЗМ и ЗС, живя во Франции, слава богу, не встречала, повезло.)

Речь шла о сложившихся русских брендах, известных и реально существующих, а не о том, какими мы бы хотели их видеть. Ваше прекраснодушие безусловно приятно, но, к сожалению, не имеет ничего общего с реальностью. А в реалиях имеем ЗМ И ЗС, кстати, уж простите, но абсолютно не верю, что во Франции вы их не встречали, по моему опыту концентрация таковых на Лазурном Берегу максимальная, просто красный уровень опасности. И не говорите, что каждый находит, что ищет. Вовсе не так. Безумно не хватает интеллигентного общения, но за десять лет не нашел полноценного круга русских людей, проживающих здесь, с которым было бы интересно общаться.

Мне, правда, не встретились - может быть потому, что мне тогда некогда было отдыхать на Лазурном Берегу и круг моего общения ограничивался моими однокурсниками (китайцами, сирийцами, французами, англичанами), а также эмигрантами из России, чьи родители и прародители покинули Россию в далекие 20-е годы. А интеллигентного общения, действительно было мало.

Популяцию злобных мудакоff выводили в советском инкубаторе 70 лет.

О японских ЗС

ЗМ и ЗС - продукт не только советского общества; в Японии, например, в одном из баров, услышав английскую речь, на меня зашипела и накинулась приличная, на первый взгляд, тетенька, но вела она себя как ЗС - оказывается, она недолюбливает американцев...

Именно. Мало того, в последнее время им сделали серьезный апгрейд, оснастили новыми примочками, вооружили капиталами, униформу Армани пошил. В базе же осталась отличной семидесятилетней выдержки "Мудакоff". Неплохое название для водки кстати. Можно выпустить, пусть буржуи пьют. Девиз рекламный: "Почувствуй себя русским уже после третьего стакана"

Дима, ну зачем же так обо всех  - "Почувствуй себя русским уже после третьего стакана" - зачем дискредитировать "русских". Не русские они, а маргиналы. А маргиналами, как известно, могут быть не только русские.

Елена, мне сегодня приходится трудиться филосовским словарем :) Продолжу. Маргинал - человек, отвергающий ценности и традиции доминируещей культуры. Питие в России - доминирующая культура, вы с этим , думаю, спорить не будуте. То есть маргиналы, как раз - интеллигенция и прочая прослойка, не подходящая под мой лозунг. Маргинальность по определению не может быть брендом.

Все так. Только питие в России - это безобразие, пусть и доминирующее - культурой пития это назвать трудно. Питие - это когда в меру. Ну ладно, маргиналов отзываю, но рекламный слоган - не принимаю - я и без третьего стакана чувствую себя русской, для этого мне не нужно напиваться. Слоган не работает; не принимается)

Вы снова с завидной регулярностью все перепутали. Бренд не для вас, не для потребления в России и вообще не для русских. Макдональдс же, наверняка, не для вас. И слоганы его не для вас. И тут тоже самое. Водка и русские в мире ассоциируются? Однозначно. Я не говорю о том, что это так естьна самом деле, но с тем, что в мире (снаружи России) такая ассоциация есть вы спорить не будете?  То есть питие водки в мире ассоциируется с русскими? Безусловно. То есть и бренд и слоган будут узнаваемы, а значит имеют право на жизнь и коммерческий успех.

Национальный бренд - это всегда игра в ассоциации, в фобии, мании и стереотипы. Причем игра наружу, для внешнего использования. Словосочетания "американские горки" (в Америке, да и вов сем мире они, кстати, русские), "японская электроника" или "немецкая порнография" давно не имеют буквального смысла в мире и никогда не имели буквального смысла у себя на родине. Это штампы, но на них и основаны бренды. так, что "Русская водка" определенно бренд, пусть и не самый приятный.

Дима, я не против именно такого бренда; согласна на 100%, я была против слогана, так как мне показалось, что о русских этот слоган говорит все-таки пренебрежительно (типа, напьешься, превратишься в настоящего русского).

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

метафизика - не вздохи на скамейке

надо бы как-то укоренить это понятие, проследить чем, какими соками она питается, эта страшная метафизика.  вероятнее всего, она только продукт общего положения вещей, влияющий в свою очередь на литературные тренды, обуславливающий качество балета и жесть в межличностных отношениях, угрюмость - как главную психо-эмоциональную характеристику населения и т.д.

как мне кажется источник следует искать в событийном ряде, а именно: его насыщенности. у нас ведь, то революция, то война, то ГЭС чуть не смыла всех кто ниже по течению, то писатель зачем-то уехал из страны, то главный футбольный клуб ВДРУГ приобрели на деньги олигарха, который пишет из тюрьмы. вобщем: в России интересно.

русский живет настоящей ВЗРОСЛОЙ жизнью, ежедневно преодолевает гигантское количество реальных и мнимых препятствий где ставка  - жизнь. на его фоне европейцы - дети, занятые своими инфантильными занятиями, американцы в образе весеннего сурка и японцы, которые делают из очень хорошего автомобиля еще лучший.

нам то не до этих глупостей. мы постоянно ДЕЛАЕМ ВСЕ ЧТОБЫ НАВЕРНЯКА ПОГИБНУТЬ, а тем не менее живем. тут и возникает метафизика

Вы знаете, насчет всех чуть не смыло, тут в Европе такого тоже навалом. Вон в Греции пожары, в Италии наводнение. Нам русским свойственно себя переоценивать. Почему дороги плохие? Климат. А в Финляндии ли Норвегии не климат? Нет ответа. С метафизикой тоже самое. Да нет никакой уж совсем отличающейся русской метафизики. В целом, количественно и событийность примерно одинаковая. Просто освещающие эти события медиа имеют чуть отличающиеся задачи. Уверяю вас, любые  швейцарские хроники тихой альпийской жизни в исполнении Первого канала сошли бы за революцию. А уж если бы премьер фоном брови похмурил, то и за вселенскую катастрофу.

Росии свойственна героизация обыденности, преодоление несуществующих препяствий и воспевание бытовых побед. Вот и вся метафизика.

и если продолжить вашу мысль - то Достоевский зряшный бумагомаратель, а Гоголь - это уж совсем Моголь. если нет метафизики, то эти двое тогда кто?

перечитал сейчас свое сообщение чуть выше. надо добавить: взрослые отличаются от детей тем, что способны упорно делать вещи против своего желания и себе же вовред. русские - это взрослые люди перед инфантильным западом. и когда взрослые приезжают в детский сад, то им становится скучно :)

Про зряшных, кстати, я вообще не говорил. Просто восприятие реальности и метафизика - диаметрально противоположные понятия. Одно есть интерпретация, а второе относится к природе реальности. И мысль моя гласила, что метафизика у всех на нашей планете одна, разнится ее восприятие. Наше русское - очень трагическое и псевдогероическое.

А Достоевский и Гоголь они .. ну.. Первый канал своего времени. :) Кстати, Гоголя очень люблю, его безумие симпатично в отличие от жезезобетонного здравомыслия Достоевского.

Да, Гоголь - это коммуникационный канал в ... астрал

Знаете, Максим, мне кажется, что наши особенности как раз и объясняются тем, что русский человек никогода не становится  ВЗРОСЛЫМ. У детей жизнь ,конечно же, интересней и насыщенней.

National Identity

В общем, можно подвести итог (на основании высказываний в данной беседе), что национальный бренд - это " трансцедентальная беспечность" - на внешний рынок пойдет под названием - "загадочная русская душа" (уже существующий бренд - суждение "там" о нас "здесь"), а на внутреннем рынке останется "рас-вом". Многие бренды у себя, на внутреннем рынке имеют одно название - а за рубежом - другое, но суть то одна...

Ну, пошутили и ладно. Все равно, я - за щедрость души:)))

Ой, снова Елена! Ну чтоже мы с вами все время спорим! Ну какая беспечность? Да мы самые загруженные люди в мире. А распиздяйство это не беспечность, это когда все просрано, извините за буквальность.

Елена Казьмина Комментарий удален

Хотел написать, что не рассмотрен такой важный предмет для гордости, как  РУССКИЙ МАТ, но понял, что он, как и Пушкин, не конвертируем :(

Елена Казьмина Комментарий удален

Само слово "РУССКИЕ" - уже бренд! Из примеров быстренько приходит в голову

"РУССКИЕ ИДУТ!" (министр обороны США Джеймс Форрестал\James Forrestal, через два месяца после этого крика души выбросился из окна)

"OH, THOSE RUSSIANS!" Boney M

"НОВЫЕ РУССКИЕ" / "NEW RUSSIANS"

etc...

можно гордиться

Бегбедер пишет: настоящее богатство России не нефть, а ЖЕНЩИНЫ... у него здорово сравниваются женские типы разных стран и народов.

От себя скажу, что наше СУПЕРбогатство, которое, к сожалению, никто пока не может обратить в позитивную энергию или конвертируюмую валюту: богатство пережитого страдания нации (не морщтесь, снобы!), ее бесценный опыт выживания, то, о чем Ахматова писала: по сравнению с жизнью ЛЮБОГО советского человека трагедии Шекспира – детский сад.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Ну да. а "люди - это наша вторая нефть". Все миллионы душ.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Я бы поставила вопрос по-другому: обязательно ли торговать тем, что ценишь?

Да. я завишу от этой метафизики. я радуюсь. когда мои иностранные и неиностранные друзья понимают и разделяют мою привязанность, но БРЕНД-то тут причем? По-моему. мы на этот рынок опоздали и слава Богу. что так. Можно я буду любить это все (ну хорошо, зависеть) бесплатно. просто так. не пытаясь извлечь из этого выгоду?

Бренд - термин из языка маркетологов, людей, изобретающих способы нам что-то продать,впарить, убедить купить. Как это противоположно той самой русской метафизике! Моя загадочная русская душа чует в этом какую-то ужасную пошлость:(

Бренд по определению пошлость, с другой стороны, считать свою душу всей такой загадочной тоже солидная пошлость. Такое утверждение прямо приводит в выводу, что у остальных душонки простые, как три копейки. Кстати, такая позиция ОЧЕНЬ в русском духе.

оно ведь правда. у одного душа - бездна, у другого и на полкопейки не тянет.

утверждать обратное, значит прибегать к чудовищному упрощению и искажению. а считать "загадочной" можно не только свою душу, хотя своя конечно ближе.

а про бренд я вообще не понял. почему это бренд - пошлость? а что тогда не пошлость?

Цитирую Катю "Моя загадочная русская душа". Ключевое слово "русская", которое и вызвало мою реакцию. Я не против того, что у одного душа великая, а у другого на грошик ломаный, я против обощения по национальному признаку. Душа не может иметь перимуществ только потому, что она русская.

Про пошлость бренда это совсем банально, даже объяснять как-то неловко. Само понятие "Бренд" придумано для того, чтобы увеличить стоимость продукта за счет маркетологической в целом, и рекламной в частности, составляющей. Норма прибыли в этой добавке к стоимости в разы выше, чем если вы те же самые усилия вложите в увеличение качества продукта. Это, думаю очевидно. Классический пример с Кока-Колой цитировать не буду. Продукты, выпускающиеся под брендом могут быть качественные или не качественные, знакомые бренды могут помогать экономить нам время на выбор и т.д. и т.п. Но нужно помнить, что с позиции бренда в основе всегда идея, что вы баран, и стоит как следует тем или иным способом промыть вам мозги, как вы до скончания века будете оплачивать и сам продукт и всю ту лапшу, которую вам же навешали за ваши же деньги. Эти намеренья могут маскироваться под благородные идеи типа Гринписа или не маскируясь предлагать вам обожраться до смерти БигМаком, но сама модель построения и поведения бренда всегда одна.

Дмитрий, даже если все написанное вами принять без оговорок, все равно не понимаю причем здесь пошлость.

но оговорки есть существенные. во-первых бренд, как вы конечно знаете, появился на сто лет раньше понятия маркетинга. изначальная идея была в том, чтобы производитель имел возможность выделить свой качественный товар, среди прочих. это знак качества. признак определенного набора потребительских свойств, которые продавец гарантирует. а все что вы описали навешали уже потом

идея эта работает до сих пор и до сих пор является является ведущей, среди всего прочего. и здесь национальная идентичность очень важна, для характеристики товара: немецкое качество, французкие духи, итальянская одежда, японская электроника и т.д.

во-вторых, стоимость бренда начали измерять вообще только в последние 20 лет, а классический пример с Кока-Колой - это блеф со стороны Кока-Колы. поскольку до сих пор не существует, среди множества методик единой и общепризнанной. например, существует такая методика. совет директоров решает какую стоимость бренда считать справедливой и включить в стоимость нематериальных активов компании. прямо вот так, напряженно глядя в потолок :) и это абсолютно законно

в-последних, хороший маркетолог считает представителя своей аудитории не бараном, а обезьяной. и тут с ним уже не поспоришь и главное обижаться глупо :)

О.К. Постараюсь объяснить :) А пока разберемся шаг за шагом с вашими утверждениями. Во-первых, бренд не мог появиться на сто лет раньше маркетинга. Маркетинг, не как наука, а как искусство продвижения товаров и услуг сидит у нас в крови миллионы лет. Навыками "протомаркетинга" отлично владеют даже высшие приматы, можете взять соответствующую книжку по зоопсихологии. Бренд же родился тольтко в эпоху бума массового производства, именно благодаря усилиям маркетинга, как науки. Мне кажется вы путает понятие "Торговой марки" и "Бренда". Если торговой маркой можно считать даже лапти "от Кузьмы", то на бренд это не тянет. Бренд не в коем случае не знак качества и даже не набор потребительских свойств, бренд всегда нереален, он живет только в воображении. Главное, что отличает любой бренд - психологическая составляющая (миф, сказка, если так будет проще, ну или формулы нейролингвистического программирования, позаковыристей). Продавец бренда, отнюдь, ничего не гарантирует. БигМак не гарантирует отличного вкуса (в любой забегаловке без названия может быть лучше), он гарантирует приобщение к определенной истории, с которой вы хотите себя ассоциировать. Хуже всего, когда в это втягивают детей, засерая им голову из телевизора. Это даже не пошлость, а хуже.

То, что бренд вообще не гарантирует качества, доказать проще пареной репы. Моя домработница ходит с сумкой "Лоис Виттом", а рынки в России полны Abidas и Nicke. Что люди, которые их покупают реально ждут, что это дерьмо магически обретет качество оригинального продукта? Нет, конечно. Они просто попали под психологический фактор бренда, который заставляет покупать даже подделки. Именно это неотъемлимое качество любого бренда (добиться которого мечтает любая торговая марка) я и нахожу пошлым. Это не значит, что я не ориентируюсь на бренды, естественно, как и все попадаю под их влияние. Просто бренд должен быть только одним из факторов выбора, он же стремится лишить меня этого выбора, стоит мне ослабить внимание.

Далее вы сами себе противоречите. Французкие духи, итальянская одежда, японская электроника это классические мифы, хотя и "основаны на реалный событиях", они тем более ничего не гарантируют и никаким реальным знаком качества не являются.  Все японские бренды делаются в Китае, тамже кстати шьется и итальянская одежда в подавляющем своем большинстве (ну или в Пакистане, Индии, Малазии и т.д.).

Вы абсолютно правы в том, что реальную стоимость бренда невозможно подсчитать, как нельзя измерить стоимость мечты, или вес фантазии. Но то, что этот воздух является основой высокой рентабельности, очевидно.

Насчет обезьяны, снова согласен. Хотя иногда она с бородкой и рожками :)Про обиду я вообще ничего не писал, если обижаться на бренды, то это вообще уже медицинская проблема.

Елена Казьмина Комментарий удален

Имидж, бренд, все это для взгляда с той стороны. Для меня лично у России остался одно очень много значащее для меня качество - русский язык. Великий и могучий на самом деле не так уж велик и могуч. На нем невозможно писать и соответственно читать меню (например, для более двух десятков слов, относящийхся к креветочным есть одно слово - креветка), он невероятно тяжеловесен и не подходит для выражения простых человеческих эмоций. Им трудно емко и кратко передать информацию. Но как только мы переходим в разряд образов, его многослойность, многосмысленность и гибкость в словообразовании невозможно передать ни на одном из известных мне языков. Добавим уже намертво записанные на подкорку бабушкины "дать кругаля", "вахлах", "умница как утка" и т.д. и т.п., закончим совершенно невероятной для других языков (как по конструкции, так и по смыслу) фразой "на хуя хуйни нахуячили, расхуячивайте на хуй" . В итоге имеем то, без чего я не мог бы представить свою жизнь. Но эта потребность исключительно личная, на ней нельзя строить бренд :)

Еще более личная потребность - в низком осеннем солнце, красных шелестящих листьях, какой-то диковатой смеси запахов, дуновений и звуков, которая на милисекунды рождает яркие детские ощущения. Впрочем, для себя я подобрал максимально похожее сочетание на севере Фландрии. Пока не могу найти "высокую набережную Волги, на метр засыпанную снегом, раннее утро, еще нет ни одного прохожего, не так давно прошла снегоуборочная машина, расчистив дорогу, но от нее остался только след, мороз, градусов в 20, в воздухе висит густой туман, заглушающий любые звуки, столетние липы полностью покрыты десятисантиметровым слоем инея, в мире только тишина, белый цвет и несколько оттенков серого".

Дима, спасибо за ответ, какая красивая картинка. Прекраснодушие тоже вам не чуждо)

Я его очень сильно скрываю. Просто лимит на сарказм в этом блоге я уже исчерпал, похоже :)

Дмитрий, а с чем у Вас ассоциируется Россия (ну, кроме ЗС и ЗМ)), есть же положительный имидж - может быть какая-то красивая картинка - природа? Ведь у global russians, живущих за рубежом своя, отличная картинка от иностранцев. У русских эмигрантов  (старшего поколения)даже была своя любимая песня - "Москва золотоглавая, звон колоколов...." Или ее нет, просто хорошие воспоминания, связанные с друзьями?

1.мне показалось, что вы не прочли иронии в моей последней фразе?

2. Штамп про загадочность русской души все-таки не русского происхождения.

3. Обратная сторона комплекса неполноценности - комплекс превосходства, те же щи.

Если бы вы написали "Моя загадочная русская душа чует в этом какую-то ужасную пошлость:)" это была бы ирония. А было написано "Моя загадочная русская душа чует в этом какую-то ужасную пошлость:("Это не фига не ирония. Я зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. зануда .. :)

Кстати а третий пунктик к чему? Мы вроде на обратную сторону не залезали.

Разговоры о душе – продукт для внутреннего потребления. Сами себе можем надумывать сколько угодно, а кто разговаривал с иностранцами об этом?

Мне кажется, что размеры упоминались вскользь незаслуженно. На бытовом уровне очень даже конвертируется. Из рядового разговора с итальянцем:

- Очень хочу проехать по Транссибу

- А чем он тебя так вставляет?

- Да ты что (подразумевалось, видимо, счастья своего не понимаешь) тысячи километров и не одного Макдональдса.

И очень может быть, что и корни распиздяйства оттуда.