Илья Кухаренко: Голосовой поиск
По мере «старения» и облагораживания отечественных денег поход в оперу все чаще становится почти обязательным номером программы отдыхающих. Но далеко не все новообращенные поклонники старинного жанра чувствуют себя уверенно в храмах высокого академического искусства. Им и предназначен этот краткий гид по оперным фестивалям лета 2013-го.
Европейская география оперных фестивалей весьма обширна, и куда бы вы ни собрались поехать отдыхать, неподалеку непременно окажется подходящая оперная площадка. Условно можно выделить три главные зоны – Альпы, Италию и Прованс с центрами в Оранже, Экс-ан-Провансе, Вероне, Брегенце и Зальцбурге.
У фестивалей есть своя табель о рангах. В самом ее низу находится Арена ди Верона – некогда дорогое и масштабное оперное событие в знаменитом римском амфитеатре с поразительной акустикой, ныне представляет собой массовый туристический аттракцион, в котором редко соглашаются участвовать мировые звезды. Самый снобский и недоступный в этом списке баварский Байройт – цитадель вагнерианства, где билетов приходится иной раз ждать по девять лет, чтобы на входе вас смерили презрительным взглядом, если вы не в смокинге или вечернем платье. Большинство фестивалей имеет свою концепцию. Некоторые из них принципиально монографичны: в Байройте вас ожидает только Вагнер, в Пезаро – только Россини. А вот Зальцбург уже давно отошел от своей моцартовской основы и предлагает самые разные культурные соусы. Еще более свободны в своих концепциях Брегенц и Экс-ан-Прованс, а ежегодный фестиваль Баварской оперы в Мюнхене, по сути, отчет сезона с двумя-тремя новыми премьерами и обширной концертной программой.
Один из самых ярких примеров новой фестивальной концепционности – это работа Чечилии Бартоли, знаменитой дивы (колоратурное меццо-сопрано), которая вот уже второй год подряд сотрудничает с Зальцбургским фестивалем. В прошлом году все вертелось вокруг ее Клеопатры, а этим летом она представит публике свою революционную трактовку «Нормы» Беллини.
Те, кто бывал в европейских оперных домах, вероятно, отметили, сколь неряшлива в большинстве своем собирающаяся там публика театров. Берлин или Штутгарт скорее напоминают зал ожидания на вокзале. А прижимистые парижане, не стесняясь золота и бархата Opéra Garnier, запихивают манто под кресла, чтобы не платить один евро в гардеробе. На фестивалях все иначе. Самый строгий дресс-код в упомянутом Байройте, где обязательным считается black tie. Исключение составляет национальный баварский наряд. Никого не удивят шелка и бриллианты в Мюнхене или в первых рядах зальцбургского Festspielhaus. Но и на кроссовки и рюкзак за плечом тоже никто косо не посмотрит.
Если вам предстоит вечер на открытом воздухе в Оранже, Пале д’Аршевеш в Эксе, озерной сцене в Брегенце или в Арене ди Верона, плечи лучше не открывать, а еще прихватить с собой теплый палантин или пончо: альпийский вечерний бриз – коварная штука. Духам имеет смысл предпочесть качественные репелленты, иначе аплодировать вы будете в основном комарам. Помните также, что в Байройте часовой антракт, в течение которого публика в любую погоду фланирует под открытым небом.
Чем южнее расположен фестивальный город, тем больше у вас шансов отправиться поужинать после длинной оперы. В Австрии и Германии это придется делать либо до спектакля, либо во время «длинного антракта» (заказав желаемые сытные закуски перед началом в буфете). Либо удовлетвориться уличными ларьками с сосисками и пивом (что совсем не зазорно, поскольку впереди вас в очереди будут сиять жемчуга и шелестеть шелка).
Программа богата премьерами на любой вкус. В изящном «Луции Сулле» Моцарта споют прекрасноголосые Ольга Перетятько и Роландо Вильясон. Два шедевра Верди – «Фальстаф» с Амброджо Маэстри в главной роли и «Дон Карлос» в постановке гуру немецкого театра Петера Штайна – скорее всего, порадуют поклонников консервативного оперного величия. А в качестве редкого деликатеса – вердиевская «Жанна Д’Арк» с Анной Нетребко и Пласидо Доминго.
Диспозиция следующая: зрители – на берегу озера, сцена – прямо на водной глади. Здесь хитом должна стать «Волшебная флейта» Моцарта в режиссуре арт-директора фестиваля Дэвида Паунтни. Остальная программа предназначена интеллектуалам и представляет творчество малоизвестного и в России, и на Западе композитора Андре Чайковского.
Фестиваль Баварской оперы – это прошлый сезон в концентрированном виде плюс две-три новые постановки, которые останутся в репертуаре. Из новинок – Верди и Вагнер. Главный тенор поколения Йонас Кауфман будет брать верхнее до в «Трубадуре», в провокативной постановке Оливье Пи. А Дмитрий Черняков переносит из Лондона свою редакцию «Симона Бокканегры».
Этот фестиваль до сих пор возглавляется родственниками Вагнера. В год двухсотлетия великого композитора самое интересное – новое «Кольцо» в постановке гениального немецкого режиссера, очень редко ставящего оперу, Франка Касторфа. Смельчакам можно порекомендовать «Лоэнгрина» в версии хулигана Ханса Нойенфельса.
Это главный оперный фестиваль Франции. Не пропустите черняковского «Дон Жуана», даже если вы ходили на него в Большой. Похоже, фестивалю удалось собрать состав, который и певчески, и актерски может справиться с этим сложнейшим спектаклем без потери качества и смысла. Второй гвоздь программы – «Электра» в постановке Патриса Шеро, автора в равной степени культовых постановок и фильмов («Его брат», «Интим»).
Это единственная римская арена, в которой сохранилась стена с барельефами и статуями, организующая сценическое пространство. Сам Людовик XIV называл ее самой красивой стеной королевства. Сегодня это скорее туристический аттракцион, однако в этом году стоит сюда по-ехать ради того, чтобы послушать Долору Зайчик и Рамона Варгаса в опере Верди «Бал-маскарад».
Фестиваль празднует свое столетие, потому программа на удивление репрезентативна. Бояться брать дальние ряды в этот тридцатитысячный амфитеатр не стоит. Акустика великолепна, а постановки масштабны и статичны. Из главного – «Аида» в постановке авангардистов-кудесников La Fura dels Baus с навороченными спецэффектами и два гала-концерта Пласидо Доминго – 15 и 20 августа.
Россиниевский фестиваль в Пезаро – удовольствие для гурманов. Но при этом легкое, изящное и не самое дорогое. В программе «Дева озера», «Турок в Италии», «Путешествие в Реймс» и «Вильгельм Телль», и все это будет мило, красиво, старинно или чуть припорошено ненавязчивым модерном. Чистый шелк!