Почему люди верят в чепуху
Если кто-то из уважаемых читателей хоть раз в жизни предпринимал попытку выстроить себе цельное мировоззрение, он должен знать, какие разочарования подстерегают человека на этом пути. Вроде был предельно честен перед собственной совестью, все кусочки соединил, и вдруг в самой сердцевине этой волшебной системы обнаруживается вопиющее противоречие. По эмоциям вроде все честно, а логика не держится.
Вот например: многие мои знакомые чувствуют нутром, что Россия должна встать на путь демократии и верховенства закона, преследование людей за политические убеждения должно навсегда остаться в прошлом, а свергнутого узурпатора надо поскорее линчевать на площади, поросенка этакого. И вроде логически не вяжется одно с другим, но какое-то общее настроение, предчувствие праздника возникает, согласитесь.
С другой стороны, приверженцы другого мировоззрения предлагают вернуться к идеалам Святой Православной Руси, чтобы в каждом районе в шаговой доступности был храм Божий, а также памятник Сталину, расстрелявшему десятки тысяч попов. Если указать им на таящееся здесь противоречие, они только ухмыльнутся покровительственно: эти мелкие нестыковки у них возникают только в разговорах с детьми и лохами, а между собой они уже давно достигли взаимопонимания с полувзгляда, на уровне амбьянса.
Кажется, будто люди руководствуются не доводами разума, а каким-то внутренним настроением, невыразимым чувством гармонии, которое глупо проверять логикой. Такая странность человеческой природы не ускользнула от внимания психологов. Психологи провели разные опросы и действительно обнаружили удивительные вещи.
Вот, например, рассмотрим два противоречащих друг другу утверждения: (1) Волга впадает в Каспийское море и (2) Волга впадает в Аравийское море. Опросите произвольную группу людей, согласны ли они с каждым из этих утверждений. Люди выскажут свои мнения по каждому пункту, а вы статистически обработаете результаты. Один из ваших выводов будет такой: те, кто считают утверждение (1) истиной, почти наверняка сочли утверждение (2) ложью. То есть приверженность утверждениям (1) и (2) в нашей статистической выборке, как говорится, антикоррелирует, что не удивительно.
Теперь рассмотрим два других противоречащих друг другу утверждения: (3) географы обманывают народ, и на самом деле Волга впадает в Неглинный коллектор и (4) все карты врут, и на самом деле Волга впадает в Малаховский пруд. Эти утверждения противоречат друг другу точно так же, как (1) и (2) — но представьте себе ваше изумление, когда в результате опроса вы установите, что приверженность им коррелирует положительно! То есть одни и те же люди (ну, может с интервалом в пару часов) готовы признать истинными оба эти тезиса. Именно таков — точнее, очень похож — был результат исследования социопсихологов из Университета Кента в Англии.
Ученые, правда, не насчет Волги интересовались: они опрашивали людей о том, насколько правдоподобными кажутся им две исторические версии. Версии такие: (А) к моменту известного штурма бункера Усамы бен Ладена американским спецназом террорист номер один уже давно был мертв; (Б) Усама бен Ладен до сих пор жив. Было выяснено, что определенная, и значительная, группа людей готова считать истинными оба эти утверждения. При этом, разумеется, эти люди не видят тут никакого противоречия: для них главное, что они категорически отрицают общепринятую точку зрения, будто Усама бен Ладен погиб во время штурма.
Много ли таких людей? Недавний опрос показал, что 21% населения США уверены, что американское правительство скрывает доказательства существования инопланетян. 28% верят в тайный заговор глобалистов, управляющих миром. И 37% уверены, что глобальное потепление — выдумка. Наши читатели наверняка уже догадались, что значительное число персонажей угодили во все три вышеописанные группы. То есть готовы верить в ложность чего угодно, если об этом сообщают им власти и официальные СМИ. О том, что, если вы верите в одну нелепость, вы, скорее всего, верите и в дюжину других, психологи знали давно. Но о том, что среди этих нелепостей вполне могут быть противоречащие друг другу, узнали впервые.
Исследователи сделали вывод, что на формирование мнений по частным вопросам влияют не аргументы разума, а главным образом «воззрения высшего порядка» — своего рода идеологическая призма, предрасположенность видеть мир так или этак, по сравнению с которой мелкие детали теряют в глазах индивидуума всякую доказательную силу. Эх, добраться бы до этих «воззрений высшего порядка», выволочь их на солнышко для просушки — но нет, не даются, уползают в темную глубь мозга.
И уж особенно наивными в этой связи кажутся наши надежды повлиять на бездны людского неразумия с помощи популяризации данных науки! Собственно, результаты отдельного исследования свидетельствуют, что те, кому нравится смотреть на мир сквозь призму «воззрений высшего порядка», имеют тенденцию вовсе отрицать данные науки. Куда уж нам с суконным рылом.
Что касается идиотов, верящих в теории заговоров — существует некий консенсус насчет того, как с ними быть. Об этом пишут в Scientific American: надо, говорят, восстановить у этих бедолаг ощущение контроля над реальностью и предсказуемости общественных явлений, как-то победить их чувство бессилия обманутых детей, чтобы они ощутили душой, что никакого мирового правительства нет, а реальность зависит в частности и от того, что они сами в ней делают. А вот насчет того, как быть с милыми людьми, обсуждающими фантастические сценарии обустройства России, иностранные ученые ничего не предлагают. Самим придется что-то придумывать.