![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Семья и порно. Каннский фестиваль искушают демоны
![Кадр из фильма «Танец реальности»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b3/7c/b37c051944aa799f1b61890a449c8236d1c36bde167c8ee6c20ecf130885df88.jpg)
![Кадр из фильма «Танец реальности»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a4/7d/a47d8cab2af4e65fe0fb2ac4a5c0a113b32ddf0ea941a2c41add296e8bf46e36.jpg)
![Кадр из фильма «Танец реальности»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/05/21/052146829254f48001e6b85a183222f5d294c199404e40105b003eede20beeee.jpg)
![Кадр из фильма «Соблазненные и покинутые»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a0/6d/a06d4b77cb73b27eede0db56ef59a5792167edf02266c41a6dab1ab278610278.jpg)
![Кадр из фильма «Соблазненные и покинутые»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ef/bf/efbf278811ebb3a33afaf3d397079a7c698b24bdcacc1e0b689d083b07992402.jpg)
![Кадр из фильма «Соблазненные и покинутые»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e7/32/e7320b9b7fe7bc5d958e08dd59556c8d57fa74168917fafb6bc9ea75441ab3a9.jpg)
![Кадр из фильма «Смертельный марш»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6a/45/6a456a5490f17ae1734e76112efab8152631cf52a2c9f259666c0235e33e130e.jpg)
![Кадр из фильма «Смертельный марш»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/eb/15/eb150ae44b1d4fb0cd7c540dc7df52103764da532c93d195153380a6d9267dfa.jpg)
![Кадр из фильма «Смертельный марш»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a3/8f/a38fbf07d4da2fe97ba1b7f7f0bf69d38262f852a44275ab84787122e518febd.jpg)
Герой романов Станислава Лема Ион Тихий вспоминает, что, возвращаясь из космоса, всегда смотрит в иллюминатор со страхом: не превратилась ли Земля в печеную картофелину. Критики в Канне — будто в космосе, с Земли же печальные вести. Умер Алексей Балабанов — в тот самый день, когда Канн чествовал 84-летнего Алехандро Ходоровского: мэтр, похожий на азартного юнца (разве что с седой бородой), стал героем документального исследования «"Дюна" Ходоровского» и показал свой новый фильм «Танец реальности», плод воссоединения с продюсером Мишелем Сейду. Смерть Балабанова, режиссера, чье имя тоже вписано в каннскую историю, — напоминание о другой реальности, параллельной здешней. На фестивале же Джеймс Тобак и Алек Болдуин представляют киноколлаж «Соблазненные и покинутые», посвящение Канну, отправной точкой которого стали поиски финансирования, а кодой — обращенный к героям вопрос: «Готовы ли вы к смерти?» Веселее всех выступили Бернардо Бертолуччи — он сказал: «Ну, спасибо», и Райан Гослинг, вспомнивший, как в падающем самолете хотел только одного: поскорее, пока не рухнули, прикончить стейк. А в гениальном военном эпосе «Смертельный марш» филиппинца Адольфо Аликса-младшего мертвые солдаты от нечего делать продолжают топать рядом с пленными товарищами и рассказывают, как хорошо быть убитым: дерьмо к земле не тянет. Смерти нет, ребята.
Балабанов был в Канне в 1997-м, в программе «Особый взгляд». Боюсь даже подумать, что бы сказал герой «Брата» Данила Багров о самой вызывающей (на сегодня) ленте «Особого взгляда — 2013».
Два голых парня, обнявшись, лежат в траве. Третий стоит чуть поодаль и меланхолично мастурбирует. «Эй, отойди, мы хотим поговорить». — «Да ладно, я не буду подслушивать». — «Ты можешь подслушать не нарочно. Мы все равно пока не трахаемся. Поговорим, потом будем трахаться — тогда и приходи». Это сцена из фильма Алена Гироди «Незнакомец с озера», гей-утопии, абсурдистской комедии, эротического триллера — с сюжетом в духе Голливуда 1990-х, обожавшего истории об опасном сексе. Действие разворачивается в гомосексуальном раю у лесного озера, где собираются на круизинг мужчины разных возрастов и разной степени телесной подтянутости. Протагонист — молодой человек с разбитым сердцем, жалуется, что всегда влюбляется не в тех. Жалуется он одинокому печальному толстяку, а влюбляется в обрезанного атлета, предположительно — маньяка-убийцу; натурально, эротический триллер, а французские критики начинают разговор о «Незнакомце» с непременного упоминания Жоржа Батая. Батай — ок, но слово «эротический» здесь неуместно, формально это гей-порно, чаще софт, но с вкраплениями хард (в этих сценах задействованы дублеры), кого не возбудит, тех повергнет в смущение. Не знаю, как воспринимают фильм те, чьи сексуальные вкусы совпадают с Гироди. На незаинтересованный взгляд «Незнакомец» — параноидальное погружение в мир инопланетян. Я подробно описываю его потому, что фестиваль, резко начавшись кровью и потом, быстро скис, и фильм автора с весьма специфическим стилем в программе «Особый взгляд» — единственная сенсация уик-энда.
Главный же конкурс продолжили иранец Асгар Фархади, японец Хирокадзу Коре-эда, француз Арно Деплешан, американские братья Коэны и голландец Алекс ван Вармердам. Неожиданно здесь имя Вармердама, автора еще более маргинального, чем Гироди. Впрочем, на Горбушке начала нулевых его черные-пречерные комедии пользовались стабильным спросом. Я потерял к ним интерес давно: фантазии Вармердама кажутся мне натужными и местечковыми, но должен признать, что вдруг попавший в Канн «Боргман» сделан мастеровитее «Официанта» или «Последних дней Эммы Бланк». В остальном — все та же умеренно смешная чернота: компания нарочито вежливых то ли подземных бомжей-маньяков, то ли демонов во главе с Камиэлем Боргманом затейливо уничтожает добропорядочную семью. Испытание семьи на прочность — сквозной мотив конкурса, «Боргман» — уместная рифма к другим фильмам, по отдельности, увы, совсем не обязательным.
Асгар Фархади — режиссер, которым мы можем по-отечески гордиться: единственный из больших актуальных авторов, открытый Московским кинофестивалем. Задолго до победы в Берлине «Развода Надера и Симин» и включения нового фильма «Прошлое» в каннский конкурс, еще в 2001 году дебют Фархади — правда чудесный фильм «Танцуя в пыли» — завоевал серебро ММКФ. «Прошлое» — его первый европейский проект, со звездой «Артиста» Беренис Бежо в главной роли. Микс семейной драмы и детектива, снова про развод, иранца Ахмада и парижанки Мари, переживающей новый роман — с арабом Самиром (в этой роли — прославленный каннским «Пророком» Тагар Рахим). Жена Самира находится в коме после попытки самоубийства, и фильм — насколько история болезненного установления новых контактов между некогда близкими людьми, настолько и разматывание клубка событий, толкнувших к суициду героиню, не появляющуюся в кадре до самого финала. Проблема в том, что это очень монотонный квазидетектив, каждый фрагмент столь значимого для героев прошлого проговаривается не раз, и картина, которая могла бы быть тонкой и нервной, оборачивается бесконечным бла-бла-бла с надуманными коллизиями.
В жанре «бла-бла-бла» и «Джимми П.» Арно Деплешана, подлинная история ученого Жоржа Деверо, с помощью психоанализа и антропологии излечившего психику индейца Джимми Пикарда, ветерана Второй мировой. Деплешан — прекрасный режиссер и драматург, контрастный дуэт Матье Амальрика и Бенисио дель Торо виртуозен, но фильм в целом ленив, что ли, это расследование того, что произошло в голове парня из племени Безумных Псов, движется ни шатко ни валко. Как и еще одна семейная история — «Как отец, как сын» Хирокадзу Коре-эды, фильм, по пресности и гладкости достойный конкурса ММКФ. Обеспеченная молодая семья узнает, что их пятилетний сын Кейта — не их биологический ребенок: медсестра в роддоме перепутала малышей. Далее следует знакомство с другой, простоватой и не такой обеспеченной семьей и двухчасовой конфликт хорошего с лучшим. У конкурсантов этого года достаточно мыслей, идей и концепций, но очень мало чистого кино. Того, что есть в каждом фильме Балабанова.