Первые итоги уже подведены: закрылась ориентированная на дебюты и вторые фильмы программа «Неделя критики», в которой участвовал российский «Майор» Юрия Быкова. Возможно, отборщиков привлекла провокационная социальность картины: заглавный герой, замначальника УВД небольшого города, торопится к жене в роддом и насмерть сбивает мальчишку. Чтобы замять преступление, коллеги-менты (самого безжалостного и радикального играет сам режиссер) открывают охоту на семью погибшего ребенка, а заодно и свидетелей-соучастников из числа своих же сослуживцев. Социальные обличения органично перерастают в гиньоль, и к финалу фильм выглядит крепеньким боевиком категории «Б» про плохих полицейских. Разве что утяжеленным моралистическим резонерством: «за чертой все мы звери». Забавно, что тематически «Майор» неожиданно перекликается с одним нашумевшим участником главного конкурса.
«Только Бог простит» датского режиссера Николаса Виндинга Рефна посвящен Алехандро Ходоровскому. Когда шесть дней назад «Двухнедельник режиссеров» показывал новый фильм 84-летнего бога сюрреализма, на сцену вместо куратора программы Эдуара Вайнтропа неожиданно поднялся Виндинг Рефн и сказал, что сейчас представит режиссера, которым когда-нибудь мечтает стать. Мечтать не вредно. Общего между Рефном и Ходо немного (разве что тяга к визионерству), и уровень таланта несопоставим: у датчанина он обратно пропорционален степени амбиций. Снятый в Таиланде «Только Бог простит» похож на извращенно эстетский комикс, в нем нет ни кадра, ни монтажной склейки в простоте, все гипертрофированно вычурно, включая идиотский (или, если говорить политкорректно, абсурдный) сюжет. В Бангкоке убит старший брат держателя притона для подпольных боев (Райан Гослинг). Смерть — расплата за другое преступление, изнасилование и убийство несовершеннолетней дочки держателя борделя. Но за дело или нет прикончили Билли, не имеет значения для его матери (Кристин Скотт Томас), прилетающей попрощаться с телом первенца и запустить кровавый маховик слабо мотивированной резни. В интервью Виндинг Рефн рассказывал о личном кризисе, выходом из которого стал фильм: жена ждала второго ребенка, беременность протекала тяжело, быстро написанный сценарий стал проекцией болезненных переживаний. В итоге зритель оказывается жертвой режиссерского произвола. Фильм — пытка для сторонников честного жанра. Этот как бы детектив и экзотический нуар раздирают самоцельные странности, медитация насилия эффектна, но невразумительна, результат — пшик. Райан Гослинг после «Драйва» стал для Виндинга Рефна талисманом, с которым режиссер не хочет экспериментировать никак: очень талантливый актер вновь изображает ангела с кровавыми крылами, невинного убийцу, лишенного каких-либо рефлексий.