Режиссер-документалист Виталий Манский снял фильм: «Николина Гора. Послесловие». Премьера картины была представлена на «Кинотавре» в программе «Летняя эйфория». Фильм показывает Николину Гору в очень негативном свете: практически все герои полуторачасовой ленты — пожилые люди, которые в основном делятся своими горестями, рассказывают о проблемах и лишь изредка вспоминают какие-то забавные истории из жизни. Нет практически ни одного солнечного кадра, как будто все время идет дождь. В фильме нет ни ярких красок, ни детей, ни животных. Единственный кадр, в котором есть ребенок, — где моего сына учат английскому языку. Из большинства интервью с моими соседями выбраны только те куски, в которых они предстают неумными и несостоявшимися людьми. Фразы вырваны из контекста, события так смонтированы, что приобретают совершенно другой смысл. Пианист Николай Петров оскорбляет своих соседей, называя их «ворами и жуликами».

И как оказалось, акценты расставлены так, а не иначе не по причине мизантропического нрава режиссера. Картина «Николина Гора. Послесловие» была сделана Виталием Манским на заказ. Спонсором фильма выступил Геннадий Костров — человек, несколько лет назад объявивший войну никологорскому кооперативу «РАНИС» (разумеется, ни имени продюсера, ни его «Генбанка», который заодно спонсирует и концерты Николая Петрова, в титрах фильма нет, но есть на приглашении на фильм в рамках «Кинотавра»). Целью этой войны многие считают захват общественных земель Николиной Горы. Я так не думаю, но очевидно, что конфликт возник вокруг имущественных споров, без которых, увы, не обходится ни один ЖСК.

Я никогда бы не поверил, что такое бывает с известными режиссерами, с которыми ты дружишь и пускаешь в дом... Я знаю, что в скрытой телерекламе иной раз используется запрещенный прием — «25-й кадр», но вот так, чтобы в лоб, без всякого 25-го кадра, за деньги показать людей, в том числе добрых знакомых, только с негативной стороны... Я с таким фактом предательства столкнулся впервые и до сих пор не могу прийти в себя. И думаю, есть ли такая сумма, ради которой я мог бы поступить так же, как Виталий?..

Раньше, в веке этак девятнадцатом с десяток никологорцев вызвали бы Манского на дуэль, и даже если бы он девятерых уложил, десятый бы его прихлопнул. Я бы сам его совершенно точно вызвал на дуэль. А сейчас... кто-то из никологорцев хочет подать на него в суд, но я их отговариваю. Потому что Манскому выпишут какой-нибудь символический штраф, а этот процесс станет для него дополнительной рекламой.

В каждой профессии есть свои понятия о чести. Своя честь есть и у воров, и у контрабандистов, у всех. И конечно, у режиссера, художника, документалиста должны быть свои законы, которые он не должен преступать. А Манский решил преступить этот закон, значит, он уже вне закона.

Поэтому единственная форма борьбы, которую я вижу, — чтобы в киносообществе после подобной практики грязной заказной работы Виталий Манский как художник и режиссер перестал существовать, коллеги не стали бы подавать ему руки. И я ему могу пожелать только одного — всю оставшуюся жизнь общаться только с теми людьми, для которых он сделал «такой» фильм о Николиной Горе.

Я думаю, что господин Манский немного просчитался, сделав заказной фильм о никологорцах. Среди них множество как представителей творческой интеллигенции, так и людей с большими возможностями в сфере финансов и СМИ. Так что круги по воде от его мерзкого поступка будут идти довольно долго, может быть, дольше, чем его жизнь. Репутацию он себе испортил навсегда.

Для размышления после просмотра: как вы, уважаемые коллеги по клубу «Сноб», думаете, где был бы небезызвестный Майкл Мур со своим фильмом о Буше, если бы журналистам, сочувствующим республиканцам, удалось докопаться, что его продюсировал, скажем, «лучший друг Америки» Ахмадинеджад? Уж никак не в Каннах, а скорее всего, в тюрьме.