
Александр Щуренков: На искусственный лад
На сегодняшний день современное искусство – это не только выгодное вложение средств или востребованный имиджевый продукт, но и средство продвижения для большинства известных люксовых марок одежды, ювелирных украшений, автомобилей и даже отелей. Christie’s, Sotheby’s и Phillips увеличили количество проводимых аукционов современного искусства, продавая работы живых классиков за десятки миллионов долларов. Те, кто десять лет назад вложился в какую-нибудь скульптуру Кунса или полотно Херста, сейчас могут получить до двухсот-трехсот процентов прибыли, и это не предел.
Дизайнеры марок модной одежды все чаще обращаются к произведениям современного искусства как к источнику вдохновения. Раф Симонс, креативный директор Dior, еще во время своей работы на Jil Sander использовал картины малоизвестных широкой публике японских, американских и европейских художников в качестве принтов для тканей, а изображения с керамики Пикассо – как мотив для вязаного рисунка на женском трикотаже. Для своей первой коллекции haute couture для дома Dior Симонс попросил Стерлинга Руби придумать несколько вариантов принта для ткани – она пошла на пошив платьев и юбок. Кстати, выбор Пикассо и Руби для дизайнера неслучаен. Он сам уже давно увлечен коллекционированием керамики, а Руби – еще и его друг, оформивший в свое время монобрендовый бутик Raf Simons в Токио, а также создавший несколько лет назад для этого же бренда капсульную коллекцию из вытравленного денима.
Связь марки Louis Vuitton с миром искусства прослеживается уже почти полтора века. Еще в 1874 году сам Луи и его сын Жорж Вюиттон были завсегдатаями студии пионера фотографии Феликса Надара, где собирались тогда еще практически неизвестные Моне, Ренуар, Сислей, Сезанн и Дега. Семейный дом самих Вюиттонов в Аньере под Парижем был обставлен в стиле модного тогда ар-нуво и до сих пор остается образцовым памятником тому времени. В 1925 году внук Луи Вюиттона Гастон-Луи стал вице-президентом Всемирной выставки декоративных искусств, положившей начало и давшей название эпохе ар-деко. Первое заметное участие художников в создании продуктов под логотипом Louis Vuitton произошло в восьмидесятых: тогда для выпуска шелковых платков были использованы принты художников Розенквиста и Левитта. Новый импульс сотрудничеству компании с миром искусства придал приход в 1997 году Марка Джейкобса в качестве креативного директора. Благодаря его знакомству с многими талантливыми художниками Louis Vuitton в лице самого Марка стала активно привлекать их к работе над коллекциями одежды, обуви и аксессуаров (прежде всего сумок), создавая лимитированные выпуски знаковых моделей. Граффити Стивена Спрауза впервые украсили классический для марки орнамент с монограммами в 2001 году. Вторая коллекция вышла в 2009-м, спустя пять лет после смерти художника, как дань памяти ему, и обыгрывала принты с флуоресцентными логотипами и розами, разработанные ранее самим же Спраузом. Японский поп-арт-художник Такаши Мураками начиная с 2003 года сделал для компании целую серию проектов, при этом линия Monogram Multicolore с орнаментом из разноцветных монограмм LV стала постоянной. Сотрудничая с художником Ричардом Принсом для весенне-летней коллекции After Dark в 2008 году, Марк Джейкобс решил использовать легендарных медсестер его полотен, облачив их в фирменную униформу. В свою очередь Принс создал коллекцию сумок, на которых написал забавные афоризмы и анекдоты вроде: «Всякий раз, когда я встречаю девушку, которая готовит, как моя Мама... она выглядит, как мой Папа». Стремясь подчеркнуть свою связь с искусством, Louis Vuitton пошла даже дальше выпуска одежды и аксессуаров: в торговых залах главных магазинов, именуемых Maison, как в галереях, выставлены произведения актуальных художников. В Париже это Джеймс Таррелл и Олафур Элиассон, в Нью-Йорке – Ричард Принс, в Лондоне – Джефф Кунс, Дэмьен Херст, Такаши Мураками. Важным событием для бренда стало открытие в 2006 году во флагманском доме марки на Елисейских Полях экспозиционного пространства Espace Culturel, которое три раза в год представляет новые выставки, вдохновленные как искусством отдельных стран (Россия, Индонезия, Индия), так и разработкой специфических тем в творчестве разных художников: путешествия (выставка Ailleurs), детство (Who are you, Peter?), чувства (Confusion des Sens).