Есть такая поговорка: «Знал бы прикуп — жил бы в Сочи»; из нее неопровержимо следует, что люди нередко ассоциируют свое представление о счастье с определенными географическими точками. Мы сейчас не о «международном индексе счастья», согласно которому отчего-то жители Колумбии — счастливейшие существа на планете, а в соседней Боливии ходят все бледные лицом от отчаяния — это какие-то особенности национальной культуры, смещенный «нуль» приборов, а не настоящее счастье. Мы о том, что есть такие места, куда вот лично вы попадаете — и вам сразу хорошо, так что вы немедленно пишете об этом в «Твиттере».

Если уж говорить о Сочи, то в детстве для меня Сочи очень даже непосредственно связывался со счастьем. Но город как-то не уберег в моих глазах этот статус, чего не скажешь об опушке реликтового соснового леса в «Лосином острове», со стороны Валентиновки (вот он на фотографии примерно в центре).

Одним словом, в распределении счастливых и несчастливых мест по планете у каждого человека много субъективного.

Изгнать субъективность, утвердить на ее месте беспристрастную точность — не в этом ли призвание науки? Сказано — сделано: исследователи из Университета Вермонта задались целью в точности установить, в каких точках их родной страны люди в среднем чувствуют себя более счастливыми. А узнать это в наше время легче легкого, поскольку в минуты радости и горя люди теперь изливают свои чувства унифицированно — через «Твиттер».

Проанализировали массив из 80 миллионов слов, встречавшихся в англоязычных твитах американцев. Отобрали слова, ассоциирующиеся с эмоциональным комфортом и беззаботностью, и, напротив, с унынием и депрессухой1. Нанесли на карту.

Получилось примерно вот что. В целом по стране счастливее всех люди оказались — предсказуемо — на Гавайях, а также в северо-восточном углу, где живут богатые мироеды. Довольно счастливы также на среднем Западе. Очень несчастны в нижнем течении Миссисипи: целыми днями играют черный блюз, тупо глядя перед собой.

Особое внимание было уделено Нью-Йорку. На карте видно большое сгущение счастья в районе Центрального Манхэттена, а также в аэропортах.

Напротив, в Гарлеме и в Нью-Джерси (сразу через мост, где разворачивалась жизнь героев сериала «Клан Сопрано»), дела обстоят весьма и весьма печально.

Отчего же не веселы гарлемский негр и нью-аркский белый подонок? И на этот вопрос попытались ответить ученые! По их данным, индексы твиттерного счастья (показания «гедонометра», как называют их авторы статьи) зависят, натурально, от материального благосостояния2. Но не только. Зависят они, например, от статистики инцидентов со стрельбой, от числа арестов по уголовным делам, от процента населения, отбывающего срок. Что особенно забавно, уровень счастья зависел от распространенности ожирения: чем больше жирных, тем меньше счастливых. Осталось невыясненным, то ли сами жирные люди бесконечно несчастны, то ли остальным противно на них смотреть.

Наконец, оказалось, что нецензурная брань в твитах (хоть она и не входила в список знаковых слов) отрицательно коррелировала с уровнем счастья. Эти данные интересно резонируют с наблюдением, что по частоте матерщины можно предсказывать приближение массовых беспорядков (Elson SB, Yeung D, Roshan P, Bohandy SR, Nader A (2012) Using social media to gauge Iranian public opinion and mood after the 2009 election. Technical report, The RAND Corporation.) Обратная зависимость, однако, не доказана: если запретить людям ругаться, это вовсе не значит, что у них отпадет охота повесить кое-кого на зубцах Кремлевской стены, выпустив кишки по кирпичной кладке до самого низа (хотя, возможно, в распоряжении политологов из АП РФ были какие-то другие, засекреченные данные исследований).

Подводя итоги, можно сказать, что американские исследователи лишь едва копнули эту богатейшую золотую жилу социологии. Мне бы очень хотелось прочитать подобное исследование для моей родной Москвы — особенно сейчас, в преддверии выборов мэра. Правда ли, что в Китай-городе все ходят злые и при***тые, а на Разгуляе и на Патриках никогда не заходит солнце? Или это мне так кажется? По крайней мере, теперь стало ясно, каким способом мы можем это выяснить. А выяснив, завести уголовные дела на отдельных представителей районных администраций, которые не могут сделать свой народ счастливым. Но это уже выходит за пределы компетенции ученых.


Примечания

1. Список «счастливых» и «несчастных» слов можно найти здесь. В начале списка слова: «доволен», «Рождество», «семья», «наш» и «:-)». Список завершают «мечеть», «грипп» и «Ирак».

2. Тут авторы обсуждают так называемый «парадокс Истерлина». Он состоит в том, что показатели счастья внутри любой страны положительно коррелируют с относительным уровнем благосостояния граждан, однако со временем неуклонно снижаются, тогда как благосостояние столь же неуклонно растет. Вот чего им надо, этим людям? Зажрались, скажете вы, и в ваших словах будет доля правды.