Мы очень волновались, я вот вообще не понимал, как Пермь отреагирует на этот балет и на это искусство, но была двадцатиминутная (!) овация. На следующий день танцовщики пошли в музей Дягилева, и очень приятно, что они знают, кто такой Дягилев, понимают, что он основатель «Русских сезонов», которым в этом году как раз сто лет.

Прошла потрясающая премьера Димы Крымова, замечательный спектакль «Смерть жирафа», который я считаю одной из лучших его работ, и я рад, что именно в Перми состоялась премьера. Была замечательная читка Леры Гай Германики с Агнией Кузнецовой и пермскими артистами, которые прекрасно справились с трудной задачей. Михаил Коссинский сделал блистательный мастер-класс по движению. И вообще получился очень насыщенный день, очень плотный, очень яркий.

У меня будет свой мастер-класс, дальше тоже читки. Уже приехали Катя Шагалова с Алисой Хазановой — они делают читку следующей пьесы. Приехала Вика Исакова, которая с Оксаной Бычковой и Андрюшей Савельевым тоже делает какую-то читку. Потом приедут Коля Хомерики и Алексей Мизгирев — замечательные кинорежиссеры, которые будут устраивать в разных местах города такие work in progress, маленькие спектакли-читки по современным немецким пьесам — социальным, ярким. Это совместный проект с Гете-Институтом.

Также в рамках фестиваля продюсер Сабина Еремеева разрешила нам показать новый фильм «Короткое замыкание», который с невероятным успехом только что прошел на Венецианском фестивале. Мне оттуда звонили, кричали, давали послушать овацию. Это фильм, состоящий из нескольких новелл про любовь, его сняли Боря Хлебников, Петр Буслов, Леша Герман-младший, Ваня Вырыпаев. И моя новелла там тоже есть. Этот фильм взяли в Венецию, был большой успех, и его там хорошо приняли.

Приезжает Татьяна Баганова, будет делать мастер-класс по движению. Приезжают итальянцы — знаменитый театр Пиппо Дельбоно, совершенно умопомрачительный. В исправительной колонии №29 режиссер Алекс Дауэр ставит спектакль с реальными заключенными, учит их театру, и этот спектакль тоже покажут в рамках «Территории». А мы про это снимаем документальное кино. 16-го приедет Томас Остермайер из Германии давать мастер-класс для студентов.

Что же касается отличий от московского фестиваля... В столице все разваливается, потому что город болен центробежными энергиями. Все разлетается, ничего нельзя собрать. А в Перми все так уютно, компактно. Люди свободно ходят из одного помещения в другое, все это рядом. К тому же нам вроде бы повезло с погодой, так что обстановка очень приятная, домашняя. Очень здорово, что фестиваль складывается в единое целое, в единую картину.

Конечно, расслабиться не удается — нужно все держать в руках. Отдыхать буду, когда все закончится.