Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Лев Рубинштейн   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Ольга Серебряная

Ольга Серебряная: Путин и Толстой в Ясной Поляне

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
Репродукция картины художника О. Салтанова «Въезд в усадьбу Ясная Поляна»
+T -
Поделиться:

Есть такое словосочетание, Ясная Поляна, и оно в последнее время как-то уж слишком часто стало попадаться на глаза. Думаю, это симптом — хорошо бы понять, чего.

Вот, например, писатель Шишкин начинает свое эссе о судьбах России с того, что всего какой-то век назад «в Ясную Поляну на поклон Толстому стремились писатели со всего мира, как пилигримы в Иерусалим», и поэтому «Россия была столицей мировой литературы». Толстой, царь литературы, столицей которой была Россия, распоряжался в этой своей Ясной Поляне как подобает хозяину. Хлебосольствовал. Представлял столицу мировой литературы на мировой арене. Научился даже под старость лет кататься на велосипеде — хотел, наверное, показать миру, насколько литературная столица технологически продвинута.

Так и было бы все благообразно, если бы Россия-матушка, пишет дальше Шишкин, не стояла на противопоставлении царя литературы и просто царя. Литератор все время находится в поле притяжения царя, которое убийственно (вспомним дуэль Пушкина). Толстой вовремя это осознал, окинул всевидящим оком бескрайние поля подвластной ему русской словесности и где-то в будущем заприметил Нобелевского лауреата, изрекшего, что если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. Граф собрал узелок, покинул Ясную Поляну и отправился к морю.

Ей богу, я не утрирую. Так и написано. Толстой бежал из Ясной Поляны, чтобы удалиться от государя-императора. И в контексте шишкинского эссе это важно для понимания нынешнего плачевного состояния России.

Можно было бы списать все это на разыгравшееся от жары воображение писателя, но у меня есть второе подтверждение сугубой важности Ясной Поляны для судеб России. Причем из независимого от Шишкина и вообще независимого источника. «Независимое издание» tulapressa.ru сообщает, что в октябре текущего года Тульская область примет участие в эстафете Олимпийского огня. Огонь пробудет в области всего один день, и первым местом, куда его понесут, станет Ясная Поляна. Там осуществят спецпроект (я опять не утрирую), в рамках которого носиться с огнем по графской усадьбе будут «писатели, журналисты и литературные деятели» Александр Гаврилов, Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Алиса Ганиева, Лев Данилкин, Александр Кузнецов, Валентин Курбатов, Владислав Отрошенко и праправнук писателя Владимир Толстой. То есть Шишкин, получается, прав: они в России как-то связаны — писатель и президент. Сначала один бежит от другого к морю, а через сто лет другой присылает первому Олимпийский огонь в сопровождении литературной общественности.

Но есть в этом хождении вокруг Ясной Поляны какая-то асимметрия. Толстой, убегая оттуда, ориентировался на будущее в лице Бродского. А Путин, засылая туда литераторов, смотрит в прошлое. То есть власть литературы-то он признает — но только классической, отстоявшейся. Не нашел даже достойного продолжателя традиций, чтобы нести огонь — поручил кровному потомку и группе деятелей. Что-то это все должно нам говорить: как о состоянии великой России, так  и о состоянии великой литературы.

И вот надо же так — у меня опять есть подтверждение из независимого источника. Оно нам действительно говорит. Именно эту асимметрию глубоко прочувствовал писатель Быков. В колонке на colta.ru (в рамках совместного проекта со «Слоном») он констатирует, что современной литературы в России нет, потому что в России нет жизни. И что если так будет продолжаться, то нынешний потенциальный Толстой вместо того, чтобы уйти под конец жизни из Ясной Поляны к морю, застрелится на охоте в цвете лет.

Здесь важно остановиться и прекратить пересказывать прочитанное в Сети — иначе и этот текст превратится в мрачное историческое фэнтэзи с бессчетными сиквелами и приквелами, а судьбы родины омрачатся еще больше. Расскажу лучше историю из собственной жизни.

В юности мне очень хотелось стать писателем, но смущала некоторая узколобость русской литературы, принципиальная неосведомленность ее по части идей и принципов, известных всему миру. Поэтому я решила, что к писательской работе надо серьезно подготовиться: получить пожизненную прививку от стремления объяснить все, дать моральный урок и предвидеть будущее. Я занялась философией. С литературой у меня в итоге не сложилось, потому что избранный способ пропедевтики незаметно стал профессией. Но сам посыл был верный. Заполонившая русскую писанину Ясная Поляна — симптом той самой узколобости, паталогического нарциссизма, навязчивой сосредоточенности на себе, которая и роднит русскую литературу с царской властью. Чтобы спасти от неминуемого самоубийства сегодняшнего Толстого, нужно как можно скорее научиться устраивать в своем сознании ясную поляну, по которой могли бы разбегаться слова, индуцируя своим движением принципиально новые содержания. Тогда и царь отвяжется сам.

Комментировать Всего 8 комментариев

Шишкин -это вообще песня. И ведь получает призы и зовут его Россию представлять в Америке и прочее. 

Видимо какова жизнь в России, таковы и её "великие писатели" и такова же "яснаполяна"...

ну вот, собственно, эту связь хорошо бы разорвать. Очень уж литературу жаль :)

Эту реплику поддерживают: Ирина Неделяй

Ольга вы знаете я лично считаю,что это генетические проблемы. Слишком много смелых и талантливых было закопано там и сям,а остались в большинстве гены бесхребетных конформистов,трясущих бородками и заглядывающих в глазки правящим бандам. 

Некоторые конечно Родину покинули,но в свою очередь они заворожены властью успеха и денег и им приходится плагиаторствовать и писать на потребу кое-какой публики.

В целом же ,обратите внимание, правят бал -детективы и романчики, полу-дамские или дамские.

Связь -не разорвать похоже...

Не думаю, что все так фатально. Здесь есть хороший метод проверки: могу ли я сказать такое про себя? Нет, не могу. Значит, могут быть и еще такие, как я (да они и есть). Проблема - в фокусе общественного внимания, его надо сдвигать. 

Вот Михаил Берг сегодня тоже на это указал: http://www.colta.ru/docs/27501

Эту реплику поддерживают: Ирина Неделяй, Даниэль Агрон

Ольга Серебряная Комментарий удален автором

В юности мне очень хотелось стать писателем, но смущала некоторая узколобость русской литературы

"Ей богу, я не утрирую. Так и написано" :))

Эту реплику поддерживают: Татьяна Рябова

Да и Толстой ушел из дома по целому ряду причин, не только "подальше от царя"...

Вот именно! А у ВПЗР Шишкина получается, что бежал от Николая II